Найти в Дзене

Саи Баба из Ширди и Сатья Саи Баба

Е.А. Файдыш, А.В. Иванов

Статья впервые опубликована в Журнале Благотворительного Фонда «Дельфис», №1, 2010

Другое удивительное место силы Индии — древний город Варанаси, раскинувшийся на берегах священной Ганги. Как волшебный многомерный телескоп, он может показать за несколько минут то, о чем можно догадываться долгое время. Бродя по улочкам лабиринта старого города, обходя коров и уворачиваясь от мотоциклов, мы вышли к магазину книг и благовоний. Хозяин жестом пригласил войти. И первое, что мы увидели — висящую на почетном месте, украшенную цветочной гирляндой, фотографию сидящего на камне человека. Его лицо светилось мудростью, на голове же была повязана бандана. Когда спросили хозяина, кто этот человек на фотографии, тот ответил: «Сай Баба». До этого мы часто видели фотографии этого человека в храмах, на стенах домов и даже машинах. Рядом с ним часто изображались свастика и знак ОМ.

Естественно, мы-то знали, как выглядит Сай Баба — круглолицый добряк с копной черных волос, автор нью-эйджевской литературы, которой заставлены полки наших магазинов по эзотерике. Когда рассказали об этом хозяину магазина, тот в ответ вежливо посмеялся и рассказал очень интересную историю. Оказывается, для большинства индусов Сай Баба — это именно тот мудрец, сидящий на камне, а совсем не автор задушевной прозы.

Хозяин магазина показал на фотографию:

— Его также зовут Сай Крипа, — сказал он. — Не мне судить о святости, но Сай Крипа питался подаянием, а у современного Сай Бабы огромная финансовая и промышленная империя. Сай Крипа сидел на земле или на камне, а Сай Баба сделал себе большой трон из чистого золота. Сай Крипа ходил с деревянным посохом, а Сай Баба пользуется золотым, украшенным драгоценными камнями.

Как видно, жизнь Сай Крипы подтверждает древнюю мудрость, что невозможно связать две несовместимые вещи — святость и сильнейшую привязанность к деньгам, материальному богатству, внешним символам успеха, а попросту, жадность. Вспоминаются мудрые библейские слова о том, что легче верблюду пройти сквозь угольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное.

— Сай Крипа вылечил много людей, — продолжал наш собеседник, — но редко делал чудеса напоказ, для развлечения. И его чудесам удивлялось немало людей, оставивших об этом многочисленные воспоминания. Сай Бабу же неоднократно уличали в дешевом трюкачестве, взять хотя бы его дежурный фокус, когда он вынимает линги изо рта.

Вспомним высказывание Его Святейшества 14-го Далай-ламы о том, что нельзя привлекать в духовную традицию чудесами. В этом случае неофит «приходит к Богу» в обмен на обещанные блага, а не жертвенно и бескорыстно. Результатом является грех намерения и наработка негативной кармы [Патрул Ринпоче].

К чему это может привести, показано в одной из величайших книг европейской традиции, трагедии «Фауст» Гете. Проделаем мысленный эксперимент, представим, что в наши дни появился очередной гуру, дающий своим приверженцам вечную молодость, избавление от всех болезней, богатство и власть. Толпы приверженцев обеспечены. И ни у кого не мелькнет мысль, что все это «подарки» Мефистофеля, властелина тьмы, за которые придется расплачиваться собственной душой.

Наш совет: когда возникнет искушение пойти за очередным кукловодом, показывающим чудеса и фокусы и купающемся в золоте, вспомните великих духовных учителей древности и пророков. Все они были не привязаны к деньгам и богатству, отказывались от собственности. Принц Сиддхартха Гаутама бросил свое царство и дворец, набитый сокровищами, стал странствующим аскетом и после многих лет мучительных поисков обрел просветление и стал Буддой. Но и тогда он не владел никакой собственностью. Принц Рама, аватара (воплощение) бога Вишну, отказался от царства и ушел с братом и женой в лесной ашрам, живя подаянием. Да и Иисус, и его апостолы были бессребреники, не владевшие ничем материальным.

Удивительно, насколько созвучны различные духовные традиции в оценке чудес и магических способностей. Буддийские учителя говорят о том, что многие люди, усердно занимающиеся духовными практиками, получают необычные способности. Однако они не являются целью, а наоборот, могут стать препятствием для дальнейшего развития. Вспомним, что Иисус также избегал делать чудеса, если в этом не было необходимости. И уж тем более не делал их регулярно, чтобы подтвердить свою избранность.

— Сай Крипа был совершенным брахмачарьей, не имевшим близких контактов с женщинами. Сай Баба считает себя вполне святым и часто дает свое «благословение» приватно. Недавно один из таких случаев закончился большим скандалом, когда Сай Баба попытался «благословить» молодого иностранца. Тот заявил в полицию и газеты. Но дело далеко не зашло, потому что Сай Баба очень влиятельный и богатый, а полицейские и журналисты тоже любят деньги. В конце концов, этому бедному иностранцу пригрозили, и он уехал из Индии.

— Новый Сай Баба — очень хороший бизнесмен, он стал очень богатым и очень могущественным. Дело дошло до того, что наш премьер-министр Манмохан Сингх, по вероисповеданию сикх, после своего назначения поехал за благословением к Сай Бабе. Можно сказать, без этого многие бы сомневались в его легитимности. В конце концов, Сай Баба объявил себя живым божеством и воплощением Сай Крипы. Многие верят в эту ложь, но многие и сомневаются. Как бы то ни было, каждый верит, во что хочет. Я же верю в Сай Крипу, — подытожил наш индийский друг.

Купив несколько дисков с музыкой, мы покинули магазин. Было ощущение, что душа озарилась светом из приоткрытой двери, за которой мы обнаружили настоящее сокровище духовного мира Индии.

История жизни Сай Крипы

Сай Крипа жил в конце XIX — начале XX веков и прославился на всю Индию своей мудростью, скромностью, чудесами и подлинным состраданием ко всем людям, без различия к их вере, касте и цвету кожи. Его звали «Сай Крипа» — «Святой, дарующий благословение», или «Шри Ширди Сай Баба» — «Божественный учитель из Ширди» [Ruhela].

Он родился в 1838 г. в небольшой деревушке Патри (Pathri), что в штате Махараштра. Его отец был простым лодочником, хотя и из касты браминов, как и его мать. Жили они довольно бедно, не имея детей, поклоняясь божественному хранителю их семьи — Хануману, а также Шиве и Шакти.

Однажды ночью разыгралась гроза, и отец ушел укрыть свою лодку от ненастья. Мать осталась дома одна, и вдруг перед ней появились Шива и Шакти. Женщина поклонилась, и Шакти благословила ее двумя детьми, а Шива объявил, что сам станет ее третьим ребенком.

Когда подошло время родиться третьему ребенку, родители отправились в лес. Вскоре мать разрешилась от бремени. Омыв и завернув дитя в листья, родители ушли, оставив ребенка в лесу. Некоторое время спустя мимо проходили факир-мусульманин со своей женой, и, услышав плач, они подобрали маленького Бабу, как потом его окрестили.

Когда Бабу подрос, за ним стали замечать много странностей. Он часто приходил в индуистский храм и читал Коран, или, наоборот, молился Шива линге, поставив его в мечети. Он пел песни во славу Аллаха в индуистских храмах и повторял: «Рама — Бог. Шива — Аллах». Озадаченная таким поведением и уставшая от многочисленных жалоб соседей, как индуистов, так и мусульман, жена факира отдала Бабу в ашрам. Духовным наставником этого ашрама был Гуру Венкуша (Venkusha), благочестивый и духовно продвинутый брамин. Он принимал в свой ашрам всех детей, невзирая на их статус и богатство.

Повзрослев, будущий Сай Крипа покинул ашрам своего учителя. Долго скитаясь по стране, Сай Крипа учился, работал, воевал против англичан во время Первой войны за независимость (1857 г.), и, наконец, осел в небольшом городе Ширди. Там в образе факира-мусульманина он поселился в заброшенной мечети на окраине города. Называлась эта мечеть «Дварка Май Масджид» (Dwarka Mai Masjid). Два или три раза в день он просил милостыню и делился подаянием со своими учениками, а также с животными и птицами, обитавшими неподалеку. Многие стремились попасть в Ширди, чтобы получить у Сай Бабы духовного совета и помощи, разрешить трудности и исцелиться. И тот никому не отказывал. Многие считали его инкарнацией великих гуру прошлого, а также Даттатреи (Dattatreya) — воплощения троицы — Брахмы, Вишну и Шивы. Несмотря на это, Сай Баба никогда публично не объявлял, что обладает божественной сущностью. Напротив, он вел себя как слуга Бога.

Особый акцент Сай Крипа делал на сосуществовании разных религий. Рожденный в семье браминов, воспитанный факиром-мусульманином и индуистским гуру, он был почитаем индуистами как Ишвара (Eeswara), а мусульманами как Аллах. Индуисты проводили для него пуджи в его мечети, а мусульмане читали перед ним Коран. Сандаловой пастой, оставшейся от пуджи, Сай Крипа наносил метки на стены мечети и на лбы индуистов и мусульман, после чего замолкал, пока в мечети продолжался намаз, иногда подпевая. Все подношения он благословлял именем Аллаха и раздавал всем, не делая различий в религиях или кастах. Сай Баба часто молился на санскрите, продолжая сурами из Корана по-арабски или по-персидски.

Мечеть в Ширди была открыта для всех, богатых и бедных, индуистов, мусульман, людей иных вероисповеданий. Многие приходили к Сай Крипе блеснуть своими умениями, выказать почтение и получить благословение, милость и защиту. Приходили астрологи и делали предсказания. Принцы, знать, обычные люди, бедняки, санньясины, йогины, певцы и многие другие обращались к нему за советом и поддержкой. Фокусники, жулики, больные, слепые и увечные, мудрецы и отшельники, певцы и музыканты приходили и получали должное внимание.

Все это поразительно контрастирует с большинством современных «гуру», которые возводят в сознании своих последователей барьеры, непроницаемые для подлинного духовного знания. В результате те превращаются в толпу преданных фанатиков, уверенных в своей избранности и поносящих другие духовные традиции в угоду мелочной гордыни своих «учителей».

Теперь всё стало ясно. Мы поняли, что под одним именем скрывались совершенно разные люди. Загадка Сай Бабы разрешилась в последние дни нашего пребывания в Варанаси. Мы с огромным сожалением покидали этот удивительный город. Дальнейший наш маршрут пролегал на юге Индии, в древних святых местах, где нас ожидали новые открытия и духовные прозрения.