«Борьба» администрации Иркутска с незаконной рекламой — это грустная комедия, где не знаешь, смеяться или плакать. Прежде здесь уже выходил большой пост «Реклама, которая победила мэрию Иркутска» о старинном доме, который я два года пытался спасти от незаконных вывесок, отправляя одно за другим обращения в мэрию.
Несмотря на многократные обещания чиновников «почистить» дом, проблема не решалась. Напротив, становилось только хуже — здание все больше обрастало рекламой: если на момент моего первого обращения она была разве что наклеена на ставнях, то в конце концов на фоне бездействия властей реклама закрыла собой весь фасад.
Такая вот «эффективность наоборот».
На этот раз я расскажу другую уморительную историю — о том, как чиновники не могут (хотя создается впечатление, что не хотят) снести незаконные билборды, которые уже много лет стоят у всех на виду.
2018 год: первый запрос и ответ
В конце 2018 года я попросил мэрию проверить законность пяти билбордов на улице Джамбула (поворот на улицу Боткина), которые плотно стояли друг за другом.
На то, что как минимум некоторые из них стоят без разрешения, указывал один факт: по ГОСТу, в городской черте нельзя ставить билборды на расстоянии менее 75 метров друг от друга. На Джамбула расстояние между ними куда меньше.
В декабре 2018-го на мой запрос из мэрии пришел ответ: оказалось, что без разрешения стоят все билборды.
Вот что здесь самое смешное: чиновники, ответственные за порядок в Свердловском округе, хорошо знали о нарушении, ведь они проезжают мимо незаконных конструкций каждый раз по пути из мэрии к своему зданию (возле «Чайки»).
Невольно задумаешься: неужели чиновники Свердловского округа настолько игнорируют происходящее на их территории? Или кто-то заинтересован в том, чтобы не замечать незаконные билборды?
Как бы то ни было, ответ чиновников запустил процесс, который должен был привести к демонтажу конструкций на Джамбула.
Однако этого не произошло.
2019 год: передвижение сроков
В первом ответе чиновники администрации сообщили, что незаконные билборды должны снести по стандартному регламенту: сначала собственнику дают месяц на демонтаж за свой счет, затем, если он этого не сделает, сносом занимается мэрия.
Я было решил, что на этом все закончится — к весне 2019-го щиты на повороте с Джамбула на Боткина уже исчезнут. Но не тут-то было.
В начале июня 2019 года пришло новое письмо мэрии. В нем говорилось, что администрация все еще не может снести незаконные билборды, поскольку надо заключить контракт на демонтаж, а это случится только в июле, по факту демонтировать их могут до сентября.
Уже тогда мне показалось странным, что на пустяковый снос незаконных баннеров мэрия тратит (от поступления жалобы до демонтажа) целых 9 месяцев. Затем стало ясно, что такой неприлично большой срок — лишь начало.
Осенью 2019 года от мэрии пришло очередное письмо. В нем говорилось, что предельный срок демонтажа незаконных билбордов перенесли с сентября на 31 декабря 2019 года. Просто так.
Казалось, конец: пусть спустя год после первого моего заявления, но незаконные билборды все-таки снесут.
Но тут — новый поворот!
Еще не закончился декабрь, как мне пришло очередное письмо от администрации. В нем было две новости.
- Из пяти билбордов снесены два: один демонтировал владелец за свой счет, второй — мэрия своими силами. Осталось три.
- Вторая новость — вы будете смеяться: оставшиеся три билборда снести не смогли! Оказывается, действие муниципального контракта на демонтаж (того самого, заключенного в июле) закончилось в октябре.
Забавная ситуация, не правда ли? Так и вижу рабочих, которые снесли один билборд, подъезжают к соседнему, что стоит в совсем рядом — но тут внезапно раздосадованный начальник кричит: «Эх, не выйдет! У нас муниципальный контракт кончился!»
Напрашивается вопрос: как так получилось, что в контракт в июле 2019-го включили только один билборд, если потребность (что нужно сносить все) была известна еще с 2018 года? И еще непонятно: почему в предыдущем октябрьском письме мэрия обещала проводить демонтаж до 31 декабря, если контракт закончился в том же октябре? Загадка.
В очередном письме обозначили срок на заключение уже следующего контракта — не раньше июня 2020 года.
2020: как коронавирус спас билборды
Настал июнь 2020-го, новый контракт успешно заключили, но его... не стали исполнять. Билборды оказались неприкасаемы, поскольку в Иркутске ввели режим самоизоляции (?!) из-за пандемии. Об этом мне сообщили в очередном письме от администрации Свердловского округа.
Иркутяне, вспомните лето 2020-го: насколько режим самоизоляции мешал снести незаконные конструкции? Неужели город тогда замер и никто не мог выйти на улицу? Нет, город функционировал в относительно привычном режиме.
Да, можно предположить, что для чиновников все строже, и потому они не могли совершать какие-то действия с привлечением техники и рабочих. Хотя постойте-ка...
Вот пост администрации Свердловского округа Иркутска от 24 мая: сотрудники мэрии вместе с местными управляющими компаниями с применением техники работали на субботнике (без масок!). Замечу, что тогда уже вступил в силу режим самоизоляции, который почему-то не дал этим же чиновникам демонтировать незаконные билборды.
А на втором фото глава округа Антон Медко (именно его подпись стоит на ответах по билбордам) пришел без маски на открытие студенческого парка, который обустраивали как раз в период, когда ну никак нельзя было демонтировать незаконные билборды.
Глядя на все это, напрашивается гипотеза: коронавирусные ограничения — лишь предлог, чтобы не демонтировать незаконные билборды. Если бы чиновники хотели их снести, то давно бы сделали это.
2021: все по-прежнему
Примечательно, что после отписки про коронавирус, который не дает демонтировать незаконные конструкции, администрация вообще перестала слать письма о планах на демонтаж.
А три билборда по-прежнему стоят.
На фото ниже — ноябрь и декабрь 2021 года. Видно, что реклама обновляется, то есть нарушители продолжают зарабатывать незаконные доходы средь бела дня у всех на глазах.
Важно понимать, что чиновники не могут их узаконить (даже если бы захотели), ведь расстояние между первым и вторым (если смотреть от Иркутного моста) — 37 метров, между вторым и третьим — 31 метр при разрешенном минимуме, напомню, в 75 метров.
2022: что дальше?
Пошел четвертый год, как чиновники администрации Иркутска все никак не могут победить незаконные билборды. Вдумайтесь: уже больше трех лет официально известно, что на самом видном месте у популярной развязки стоят незаконные билборды, а их владельцы продолжают зарабатывать деньги на рекламе. Однако вместо того, чтобы сделать демонтаж своим приоритетом, мэрия скрупулезно сообщала о череде удачных обстоятельств, позволявших не сносить эти конструкции.
Отсюда логично следует предположение: либо перед нами пример банального отлынивания от работы, либо происходящее — коррупция. Если последнее — то это как-то даже несолидно, ей-богу. Много откатами с такого бизнеса не заработать.
Напишу-ка я очередное заявление в мэрию. Даже интересно, какую отговорку приведут на этот раз.