Найти в Дзене
Илья Варламов

Хороший Марсель. Как выглядит город из фильма «Такси».

Марсель – второй по величине город Франции, один из крупнейших портов Европы и фактически столица Лазурного берега. Казалось бы, власти должны уделять особое внимание городской среде и комфорту туристов, но тот же Лион продвинулся на пути к цивилизации гораздо дальше. По сравнению с ним Марсель кажется диковатым и немного обшарпанным. Во многих районах города больше от Италии, чем от Франции, да и огромные диаспоры мигрантов так или иначе дают о себе знать. Я был в Марселе в 2018 и гуляя по улицам то и дело вспоминал Россию, потому что некоторые привычки горожан очень похожи на наши – как будто кусочек Самары или Ростова-на-Дону взяли и перенесли на юг Франции.

01. Хороший пример того, как современные арендаторы могут обитать в исторических зданиях и не портить их внешний облик. "МакДоналдс" арендовал первый этаж в старинном доме в центре Марселя и не использовал ни одной яркой вывески! Даже фирменную букву "M", которая в оригинале ярко-жёлтая, здесь сделали серой и невзрачной, да и над центральной аркой не использованы фирменные цвета – просто название, и всё. Невероятно крутой пример того, как должен работать дизайн-код на исторических зданиях, на памятниках архитектуры. В российских городах с этим огромные проблемы: арендатор, снимая себе помещение, думает, что может переделать витрины, вмешаться в архитектуру здания, а это на самом деле недопустимо.

-2

02. А это пример H&M. Они тоже сняли себе помещение под магазин в историческом здании, но зачем-то повесили в арке цветные буквы. Логотип в таком окружении сразу смотрится глупо и неуместно, хотя H&M фактически не вмешивались в архитектуру, не вставляли пластиковые окна, не вешали рекламные растяжки. Но все акценты теперь сместились с самого здания на цветной логотип, который нарушил всю гармонию фасада.

-3

03. К сожалению, не на всех улицах Марселя действует дизайн-код – вот типичный пример варварства. Такие улицы мы привыкли видеть в наших городах, но даже во Франции такое встречается.

-4

04. Здесь не то что витрины поменяли – здесь полностью выломали сводчатые окна, полностью изменив архитектуру здания. Получилась совершенно неуместная кричащая витрина. Такого быть не должно. Город должен строго регламентировать, как должны выглядеть фасады и витрины, на каких зданиях допустимо делать вывески, как эти вывески должны выглядеть и т.д.

-5

05. Иначе красивый исторический центр будет превращаться в безликую помойку; а учитывая то, что человек воспринимает фасады на уровне нескольких метров от земли, ощущения от города очень зависят от того, как все эти витрины выглядят.

-6

06. Вот, посмотрите, как аккуратно сделаны вывески около двери.

-7

В Питере так не умеют (и это ещё умеренный вариант).

-8

07. А в Марселе никому и в голову не придёт старую деревянную дверь куда-то выкинуть или уничтожить.

-9

08. В неблагополучном районе дверь может быть расписана и изгажена, но тем не менее она в целости и сохранности.

-10

09. В Марселе почему-то нет строгих правил и ограничений по размещению наружной рекламы. Можно вспомнить, как в Москве раньше под видом реконструкции здания завешивали строительной сеткой, на которой размещалась реклама. В один момент вся Тверская была в такой рекламе и половина Садового кольца. Потом запретили размещать рекламу на строительных сетках, и неожиданно реконструкция всех зданий закончилась ;)

-11

10. Современное искусство около школы

-12

11.

-13

12. Марсель – очень "итальянский" город, местами напоминает Флоренцию.

-14

13. Вид на Старый Порт и форт Сен-Жан. Раньше это был самый настоящий порт, один из крупнейших в Средиземноморье, но ещё в XIX веке главный порт перенесли севернее. В течение XX века бухту загромождали яхты, а пространство вокруг неё – яхт-клубы. В конце концов марсельские власти решили облагородить территорию Старого порта. Реновация началась в 2009 году. Часть яхт-клубов убрали, зато отремонтировали три основных набережных. Центральная из них, Бельгийская, стала по большей части пешеходной.

-15

14. На Портовой набережной сделали неплохое общественное пространство, примыкающее к воде. Правда, от автомобильного движения в самом сердце города так и не избавились.

-16

15. Сама гавань по-прежнему остаётся гигантской парковкой для яхт и лодок.

-17

16. Навес от Нормана Фостера, который получил название "Miroir ombrière" (дословно переводится как "Затенённое зеркало")

-18

17. Это довольно внушительная конструкция, 46 на 22 метра. Навес построен из нержавеющей стали и отражает окружающее его пространство порта.

-19

18. Здесь этого не видно, но крыша навеса сужается к краям, получается что-то типа лезвия.

-20

19. Это как раз Бельгийская набережная. По европейским меркам центр города выглядит не очень опрятно.

-21

20. От современного здания Музея цивилизаций к форту Сен-Жан перекинули пешеходный мост, похожий на гигантский рельс.

-22

21. Рядом конференц-центр "Средиземноморская вилла", построенный в 2013 году прямо в бухточке. Автором проекта стал итальянец Стефано Боэри.

-23

22. На месте бывших складов расположились офисы, магазины, кафе, рестораны. К 2013 (Марсель стал Культурной столицей Европы) и 2016 годам (Марсель принимал матчи чемпионата Европы по футболу) прямо в центре открылось несколько новых гостиниц.

-24

23. Так выглядит ТРЦ здорового человека. В начале 90-х это здание переживало запустение и постепенно разваливалось, но его успели спасти.

-25

24. Торец здания прикрывает металлическая инсталляция с именами известных марсельских поэтов.

-26

25. Люстры в форме гранёных стаканов ) Не знаю, на самом деле, что они символизируют.

-27

26. Небольшое общественное пространство перед эстакадой.

-28

27. Отель и офисное здание "Астролябия"

-29

28. Пассажирский терминал порта

-30

29. Город

-31

30.

-32

31. Кафедральный собор Марселя

-33

32. Собор примечателен своими размерами (длина – 146 м, высота – 70 м) и особой полосатостью стен.

-34

33. А это небоскрёб Захи Хадид, который после завершения строительства стал штаб-квартирой CMA CGM Group (французский контейнерный перевозчик). 33-этажный небоскрёб (147 метров) – на тот момент было самое высокое в Марселе.

-35

34. Дворец Фаро, морская резиденция, выстроенная для французской императрицы Евгении. Правда, пожить там она не успела, потому что очередная революция провозгласила Третью республику, и дворец был передан новым властям Марселя.

-36

35. На горе стоит собор Нотр-Дам-де-ла-Гард, главная туристическая достопримечательность города.

-37

36. Напоминаю вам, что марсельцы не стесняются парковаться как болваны.

-38

37. Как будто на Родину вернулся!

-39

38. На одной из главных торговых улиц запрещён проезд и парковка, но люди всё равно приезжают и паркуются. В этом плане Франция очень похожа на Россию.

-40

39. Скутеры, которые везде пролазят и захватывают всё свободное пространство, – беда французских городов.

-41

40. Это, судя по всему, специальная парковка для мотороллеров.

-42

41. Снова мне попался электромобиль Renault Twizy, но не знаю, прокатный он или просто банку принадлежит. Слева такой же, но частный. Они пришли на водопой подзарядку.

-43

42. Схватка двух йокодзун

-44

43. Неплохо сделан пешеходный переход.

-45

44. Подземные мусорные баки. Часть мусора при этом почему-то свалена прямо возле них. Видимо, негабарит. А может, баки просто переполнены?

-46

45. Раздельный сбор мусора. В жёлтый бак собираются перерабатываемые бытовые отходы (без уточнений).

-47

46. Обратите внимание, как оформлены уличные кафе. Никаких громоздких веранд – просто столы и стулья. Между столами и зданиями оставлен проход для людей.

-48

47. Одна из реконструированных центральных улиц. Останавливаться на ней можно только на 20 минут.

-49

48. Около каждого парковочного места установлен столбик, на котором есть специальный датчик. Он фиксирует автомобиль, и начинается автоматический обратный отсчёт.

-50

49. Если вы стоите дольше положенного, таймер загорается красным. Вот кто-то превысил квоту на 13 минут, и парковочная полиция сразу увидит этот красный сигнал и выпишет штраф владельцу машины. С одной стороны, интересное решение. С другой, столбики вместе с защитой получились слишком массивными, а светодиодная подсветка – слишком яркой. Она вмешивается в облик улицы, начинает конкурировать со светофорами и т.д. Решение могло бы быть более изящным.

-51

50. Марсельское метро. Несмотря на симпатичные вагоны, оно неудобное и довольно грязное. Метрополитен состоял всего из 2-х линий с 24 станциями. Обратите внимание, что колёса у вагонов на резине! Такая технология используется в нескольких французских городах, включая Париж и Лион.

-52

51. Реклама скоростного поезда TGV в виде стрит-арта на стене станции.

-53

52. "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота"? ) Ла-Сьота, кстати, от Марселя недалеко совсем.

-54

53. Вагон тесный, кресла неудобные. То ли дело московские "ёжики"!

-55

54. Вестибюль

-56

55. Эскалатора нет, народ идёт по лестнице.

-57

56. Пространства между турникетами мало. В общем, всё как-то не так.

-58

57. Город довольно рельефный.

-59

58. Бездомных в Марселе хватает.

-60

59. В центре всё заставлено скутерами.

-61

60. Они повсюду!

-62

61.

-63

62. Старые здания все в ставнях с жалюзи.

-64

63. Опять же, напоминает скорее Италию, чем Францию.

-65

64. Велосипедистов в Марселе мало.

-66

65. Уголок Парижа в Марселе

-67

66. Растяжка со снежинкой смотрится как родная!

-68

67. Симпатичную маленькую площадь умудрились изгадить мусорными баками.

-69

68. Заметил, что почти везде в Марселе часть улицы у зданий отделена от основной столбиками. Даже там, где машин совсем не видно.

-70

69. Здесь каждый постарался посадить растение в кадке:

-71

70. А тут только для скутеров место нашлось.

-72

71.

-73

72.

-74

73.

-75