Найти в Дзене
Блог Эвелины Гаевской

Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты?

Оглавление
Вот такие Иваны и едут мировую контрреволюцию душить, землю для народа завоёвывать.
Демьян Бедный

Название этой статьи — цитата слов поэта Серебряного века, Демьяна Бедного. Слова об Иванах сказаны из-за песни, которую сочинил поэт в годы Гражданской войны. Песня стала популярной. Я помню, как мой младший брат, ребёнком, ещё плохо выговаривая слова, пел ее: «как родная меня мать пррррраваджааалаааааа…». Это примерно было в конце 70х—начале 80х, ещё советское детство. Тогда было очень сильно это ощущение связи с крестьянской культурой и историей нашей страны. 

Сейчас мы снова реагируем на события из своего советского прошлого.

Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya
Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya

Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.

Рубрики

#инфотехнологии_eg

#сценарий_eg

#мифы_eg

#архетипы_eg

Продолжаю тему, начатую в этой статье:

Сегодня — о том, как исторические события влияют на культуру и менталитет народа, граждан страны, отражают в искусстве и творчестве. И о том, как, благодаря этому проявляет себя коллективное сознание большого количества людей и личность одного человека. На примере песни столетней давности. Возможно, вы эту песню знаете тоже.

Песня называется «Проводы» или «Провожальная».

Считается народной, возможно, из-за жанра (частушки). Но автор стихов — Ефим Придворов, известный нам под псевдонимом Демьян Бедный, а мелодия заимствована у популярной до революции малороссийской песенки «Ой, що ж то за шум учинився».

Шкатулка . КакКак родная мать меня провожала.. с.Палех 1974 художник Кочетов Г.Н.
Шкатулка . КакКак родная мать меня провожала.. с.Палех 1974 художник Кочетов Г.Н.

Прототип песни «Проводы» —реальный человек.

О нем, и об истории создания песни пишет газета«Утро России»:

«Ванек - не просто собирательный образ, а вполне реальный человек. Это один из первых красноармейцев Иван Никанорович Никаноров, уроженец села Залустежье Псковской губернии. Он участвовал с отрядом революционно настроенных солдат в боях под Псковом в феврале 1918 года против войск кайзеровской Германии, рвавшихся к Петрограду. Когда наступление немцев было остановлено, Никаноров получил разрешение заехать на побывку в родное Залустежье. Родные стали уговаривать Ивана не уезжать в Красную армию, советовали жениться, обзавестись хозяйством. При этом разговоре присутствовала и его невеста Анюта. Но Никаноров дал решительный отпор родственникам и отправился на Восточный фронт. Ехали красноармейцы через Москву. Здесь и произошла встреча Никанорова с поэтом Демьяном Бедным. Возле здания Реввоенсовета поэт подошел к красноармейцам и стал расспрашивать, откуда родом, где служили. Обратился и к Ивану. Тот рассказал, как на проводах родные не пускали его в Красную армию. Позднее Бедный вспоминал об этой встрече: «Он мне рассказывает, а я смотрю и думаю, что вот такие Иваны и едут мировую контрреволюцию душить, землю для народа завоевывать». 
-3

Песни — это такой феномен человеческой культуры,

проявление архетипа Шута. Когда архетип Шута объединяется с архетипом Воина — случаются гимны, оды, а ещё — тот самый боевой дух, вера в правое дело, сознание смыслов и ценностей того, за что борешься не на жизнь, а на смерть.

Лишь в тишине можно услышать слово. Лишь в полной тьме — увидеть звезды. И великий танец всегда танцуют на краю пропасти, над страшной бездной.
Урсула ле Гуин 

Урсула ле Гуин в своих романах-фэнтези упоминает об том феномене как о жизненной необходимости создания песен о подвигах героев. Нужно воспеть и «протанцевать» события, созданные людьми, изменившие мир. Действия героев, обычных людей, должны не просто запомниться будущим поколениям. Помня о выборе реальных людей, ставших «обычными героями», мы сохраняем смыслы и ценности реальности, в которой живем. Если не будет песен, как восславить подвиги воинов?

Если не будет песен, как мы узнаем о силе человеческого духа и о победе добра над злом? Как мы вообще отличим одно от другого?

В создании песен—мощная сила архетипа Шута, его неуязвимость и магия.

Ниже—текст стихотворения Демьяна Бедного «Проводы» и видео с песней на эти стихи, а также документальный фильм об этой песне.

Как родная меня мать провожала, 
Тут и вся моя родня набежала. 
«Ах, куда ж ты, паренек, ах куда ты? 
Не ходил бы ты, Ванек, во солдаты. 
В Красной армии штыки, чай, найдутся. 
Без тебя большевики обойдутся. 
Поневоле ты идешь, аль с охоты? 
Ваня, Ваня, пропадешь ни за что ты. 
Мать, страдая по тебе, поседела. 
Эвон в поле и в избе сколько дела! 
Как дела теперь пошли: любо-мило! 
Сколько сразу нам земли привалило! 
Утеснений прежних нет и в помине. 
Лучше б ты женился, свет, на Арине. 
С молодой бы жил женой, не ленился!» 
Тут я матери родной поклонился. 
Поклонился всей родне у порога: 
«Не скулите вы по мне, ради Бога! 
Будь такие все, как вы, ротозеи, 
Что б осталось от Москвы, от Расеи? 
Все пошло б на старый лад, на недолю, 
Взяли б все у нас назад - землю, волю. 
Сел бы барин на земле злым Малютой. 
Мы б завыли в кабале самой лютой. 
А иду я не на пляс на пирушку, 
Покидаючи на вас мать-старушку: 
С Красной армией пойду я походом, 
Смертный бой я поведу с барским сбродом, 
Что с попом, что с кулаком - вся беседа: 
В брюхо толстое штыком мироеда! 
Не сдаешься? Помирай, шут с тобою! 
Будет нам милее рай, взятый с бою, - 
Не кровавый пьяный рай мироедский,- 
Русь родная, вольный край, край советский!».
Демьян Бедный, «Проводы», 1918г

Уважаемые друзья. Если информация в этой статье для вас оказалась полезной, поделитесь, пожалуйста, этой статьей с другими людьми , сделав «репостнуть» на свою страницу на Дзен или в другую соцсеть. Спасибо за лайки, комментарии и репосты.

Ваш реалистичный психолог

Эвелина Гаевская

Информация о консультациях автора канала

Перевод на поддержку канала и на кофе автору