Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Лайму Вайкуле вывели на чистую воду: Раскрыта подноготная скандального заявления про Россию и Аллу Пугачеву

Оглавление
    Советские работяги требуют у Лаймы Вайкуле денег на свое содержание. Фото: ТГ канал "Ненасытный Гардемарин" @waltp38/Валерий БАРЫКИН
Советские работяги требуют у Лаймы Вайкуле денег на свое содержание. Фото: ТГ канал "Ненасытный Гардемарин" @waltp38/Валерий БАРЫКИН

Последнее время в соцсетях бурно обсуждают заявление Лаймы Вайкуле. Напомним, 68-летняя народная артистка Латвии в интервью заявила: «Я содержала филармонию, я содержала Советский Союз, выпуская свои диски. Потому что я получала 17 рублей, собирая стадион на 45 тысяч человек. Фирма «Мелодия» продавала мою пластинку в 20 миллионов экземпляров, а я получила за это 137 рублей. Я отработала, и я содержала весь Советский Союз. А Алла (Пугачева. - Ред.) содержала всю Россию. Мы столько денег заработали для СССР, что стыдно говорить».

Многие возмутились. А публицист Михаил Шахназаров ехидно заметил: «Человек кормил весь Советский Союз, а сейчас не может прокормить одну маленькую нищую Латвию. Как так происходит? Умственная деятельность, Лайма, это не ваше».

Скандальный латвийский политик, бывший депутат сейма Алдис Гобземс тоже не остался в стороне. Он заявил: «Признание Лаймы в финансировании СССР - это каминг-аут. Это международный терроризм. Это финансирование оккупации Латвии!»

Но эмоции эмоциями, а как обстояли дела с доходами советских артистов на самом деле? Вместе с экспертами «Комсомолка» разбиралась, кого, кроме себя, содержали поп-звезды СССР.

«Доходы от музыки были не особо заметными»

- Напомню, что в СССР было запрещено предпринимательство, в том числе творческое, - говорит Евгений Сафронов, главный редактор информационного агентства InterMedia, академик Академии российской музыки. - Исполнители, как и все творческие работники, состояли либо на службе в госучреждениях, либо в так называемых творческих союзах и других структурах, подчиненных государству. Получали твердую ставку и гонорары за выступления по тарифам, утвержденным властями разных уровней. Право на самые высокие ставки устанавливали в Министерстве культуры СССР. Система негибкая и заскорузлая.

    Евгений Сафронов. Фото: Личный архив
Евгений Сафронов. Фото: Личный архив

Одной из главных проблем тогда действительно была несправедливая оплата. Государственная концертная система и особенно фирма «Мелодия» уже в 1970 - 1980-х зарабатывали на самых популярных артистах в сотни раз больше, чем выплачивали им в качестве гонорара.

Отчасти эта несправедливость компенсировалась плюсами социализма: помимо заработков на уровне генералов и академиков творцы щедро обеспечивались бесплатно или на льготных условиях квартирами, мастерскими, дачами, автомобилями и др. Власти также нередко закрывали глаза на серьезные нарушения тогдашнего жесткого законодательства в сфере культуры. И для артистов открывались лазейки для не совсем законных доходов.

Однако заявить, что поп-артисты в СССР «содержали страну», может только человек, не знакомый с арифметикой. Даже еще в 1980-х СССР был второй экономикой мира, и доходы от музыки были не особо заметными в гигантском союзном бюджете. И, конечно, отметим огромные вложения этих доходов в сферу культуры: это музыкальное образование, широчайшая поддержка художественной самодеятельности, обеспечение тех же звезд репетиционными базами, аппаратурой, строительство концертных залов, театров, инфраструктуры... Системы такого масштаба не было нигде в мире. Заметная доля денег шла и на развитие молодых талантов, поддержку тех творческих работников, кто еще не был известен и востребован. Так что можно сказать, что поступления от концертов Аллы Пугачевой, Юрия Антонова, Валерия Леонтьева, «Машины времени», «Самоцветов», «Землян» де-факто шли на развитие культуры, оставались в отрасли.

Получали больше членов Политбюро

- Могу поспорить с каждым доводом Вайкуле, с каждым ее словом! - возмущается продюсер и коуч Елена Щеголева. - Но давайте только про 17 рублей. Такую сумму (со слов Вайкуле) она получала в качестве гонорара во времена СССР. Это за один концерт. А если подсчитать все доходы, то в те времена исполнители эстрадных жанров имели заработки, в несколько раз превышающие установленные им месячные оклады. Например, средний заработок звезд в месяц мог быть от 1500 до 3000 рублей. Все они получали зарплату согласно тарифной сетке и гонорары за каждый выход на сцену. Притом что средняя зарплата в СССР, например, в 1975 году была 133,54 руб. Член Политбюро ЦК КПСС имел оклад 1200 руб., министр - 700 - 800 руб.

    Елена Щеголева. Фото: Личный архив
Елена Щеголева. Фото: Личный архив

КОНКРЕТНО

Творцы трех категорий

До перестройки эстрадных артистов в СССР оценивали по трем категориям.

Певцы первой категории зарабатывали за концерт 3 рубля.

Второй категории - 5 рублей.

Высшей - от 13 до 19 рублей.

Этот гонорар шел плюсом к ежемесячным окладам.

Народным артистам за концерт выплачивали сразу несколько ставок. У исполнителей народных песен ставки были выше, чем у эстрадников. Все ставки отменили после перестройки, и гонорары стали договорными.

ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА

    Вайкуле не может похвастать большим количеством хитов. Фото: Евгений МАТВЕЕВ/Global Look Press
Вайкуле не может похвастать большим количеством хитов. Фото: Евгений МАТВЕЕВ/Global Look Press

Лайма Вайкуле: от песен - к парфюму

Изучим доходы самых популярных советских исполнителей подробнее.

В начале 70-х годов Вайкуле была солисткой Рижского оркестра радио и ТВ под руководством Раймонда Паулса. В середине 70-х укатила с рок-группой «шабашить» в ресторанах на курортах Черноморского побережья. С 1979-го по 1984-й работала в Юрмале - пела в варьете, в ресторане гостиницы, в баре. В середине 80-х Лайма с балетом и группой создала свою программу. В 1984 году Вайкуле впервые появилась на Центральном ТВ.

Всесоюзная популярность пришла к ней в 1987 году, когда показали телеверсию творческого вечера Раймонда Паулса в ГЦКЗ, и вышло два первых хита певицы. Премьера первой сольной программы Вайкуле состоялась только в 1988 году. Таким образом, в СССР артистка была популярной и активно гастролирующей всего три года.

Большие деньги Вайкуле стала зарабатывать уже после распада СССР. В 1993 году в Латвии певица начала свой бизнес - создала компанию, которая продает косметику для волос, оборудование для салонов красоты. С «нулевых» компания работала в России: Вайкуле владела ею наполовину с партнером. Помимо продаж косметики и салонного оборудования они даже открыли Академию парикмахерского искусства. Выручка фирмы в нашей стране за минувший год - 390 млн руб. В конце лета Вайкуле вышла из российского бизнеса. Также певица зарабатывала в России - концертами, заказниками, съемками на ТВ вплоть до начала специальной военной операции. В Москве у Вайкуле осталась квартира площадью 114 кв. м на улице Зоологической.

Как сейчас: гонорар Вайкуле за частный концерт последние три года составляет 30 тысяч евро (2 млн руб.).

    Дополнительно Пугачевой приплачивали «за мастерство».  GLOBAL LOOK PRESS
Дополнительно Пугачевой приплачивали «за мастерство». GLOBAL LOOK PRESS

Алла Пугачева: гонорар рос постоянно

До 1975 года ставка АБ за концерт была 10 рублей. Гонорар рос вместе с популярностью. В 1980-м певице присвоили звание «Заслуженная артистка РСФСР», в 1985-м - «Народная артистка РСФСР». Благодаря званиям ей платили две ставки за концерт - 38 рублей, плюс доплачивали по 9 рублей 50 копеек «за мастерство». Звезда выходила на сцену минимум 15 раз за месяц и в этом случае получала 712 рублей 50 копеек. А средняя зарплата в СССР в 1985 году была 190 рублей в месяц.

Гастролей было много. Часто звезды за две недели объезжали, к примеру, Свердловскую область - это около 20 концертов! Ставка не зависела от числа людей в зале: это мог быть цирк, филармония, сельский ДК... Плюс бесплатные перелеты, гостиницы, питание, костюмы, аппаратура. Оплачивалась и работа всей команды - администраторы, музыканты. На доходы звезд содержали всех работников учреждения, в котором они трудились, - это менее известные артисты, музыканты оркестров, другие сотрудники... На прочие нужды отрасли оставалось около 20% выручки от концерта исполнителя.

В 1991 году Пугачева стала народной артисткой СССР (ставка больше 100 рублей за концерт в двух отделениях). Но после перестройки система изменилась. Артисты делились с организаторами концертов, платили налоги, а остальное - себе и команде.

В 2008 году средний заработок в стране составлял 17 290 рублей. А максимальный гонорар Пугачевой за частный концерт в то время - 100 тысяч евро (3 млн 600 тысяч рублей по курсу 2008 года).

Как сейчас: последние пять лет АБ соглашается петь на частных мероприятиях за 300 тысяч евро (20,2 млн руб.). Но выступает крайне редко.

    Юрий Антонов давал до пяти концертов в день! Фото: Юрий АБРАМОЧКИН/РИА Новости
Юрий Антонов давал до пяти концертов в день! Фото: Юрий АБРАМОЧКИН/РИА Новости

Юрий Антонов: деньги значения не имели

Самый популярный автор и исполнитель в СССР - Юрий Антонов. Если артист приезжал на гастроли в какой-то город, то оставался на несколько дней: билеты всегда были проданы. Сам маэстро вспоминал: «Рекорд был пять концертов в день. Первый концерт - в девять утра». Типичный случай: в 1981 году в Ленинграде Антонов дал 28 концертов за 15 дней. В месяц у певца было в среднем 40 концертов.

Первая пластинка Антонова вышла в 1973 году, а бешеная популярность пришла к нему в 1983 году после появления на фирме «Мелодия» диска-гиганта «Под крышей дома твоего».

Маэстро никогда не скрывал, что хорошо зарабатывал: «В Советском Союзе деньги значения не имели. Был какой-то предел, которого хватало для приличной жизни. У меня было два автомобиля «Жигули»: один ломался, на втором я ездил. Ну, в ресторане поужинать, подарки купить девушке. Квартиру купить было нереально...»

В отличие от большинства коллег по эстраде Юрий Антонов сам писал хиты. Песни Антонова звучали не только в его исполнении, но и в фильмах, их пели коллеги маэстро. Большую часть доходов Антонова составляли авторские отчисления за песни. Когда средняя зарплата у советских граждан была 100 - 120 рублей, Юрий Михайлович зарабатывал около 10 тысяч рублей ежемесячно.

Как сейчас: гонорар артиста за концерт на частном мероприятии $250 тысяч (15,8 млн руб.). Но артист крайне редко соглашается выступать: он весьма избирателен.

    Зыкина хорошо зарабатывала и охотно тратила деньги на украшения. Фото: Геннадий ПРОХОРОВ/ИТАР-ТАСС
Зыкина хорошо зарабатывала и охотно тратила деньги на украшения. Фото: Геннадий ПРОХОРОВ/ИТАР-ТАСС

Людмила Зыкина: надбавки за народный репертуар

Людмиле Георгиевне присвоили звание «Народный артист СССР» в 1973 году. Она получала двойную ставку, надбавки за звание, народный репертуар. С начала 80-х за один концерт Зыкиной полагалось около 300 рублей.

Гонорар за концерт в начале 90-х годов Людмилы Зыкиной был от 2 до 3 тысяч рублей. Средняя зарплата в стране составляла тогда примерно 6000 рублей.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Словом, заявление Вайкуле больше похоже на эмоциональный всплеск артистки, которая потеряла бизнес и большие заработки на частных концертах в России. Большие звезды эстрады (Пугачева, Антонов, Леонтьев, Ротару, Магомаев и другие) жили в СССР в достатке - просто шикарно по сравнению с их поклонниками. Вот только Вайкуле не входила в число самых-самых. И хитами у нее стали лишь пара песен. Зато Лайма хорошо поняла, что востребовано у нее в стране сегодня, - ненависть ко всему советскому и русофобия.