Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Бездна

Оглавление

(The Abyss, 1989, США)

Во всём продвинуты и гуманны местные "аборигены" океанского дна, но переключаться в такой ситуации на ближний свет фар их почему-то не приучили.
Во всём продвинуты и гуманны местные "аборигены" океанского дна, но переключаться в такой ситуации на ближний свет фар их почему-то не приучили.

Сегодня верится с трудом, но есть в карьере Патриарха Блокбастеров Джеймса Кэмерона и такой досадный факт: картина, в которую он вбухал рекордную на тот момент для себя сумму в 70 млн. $.., провалилась в прокате! И это не считая, помимо денег, физических и эмоциональных усилий, что были затрачены всей съёмочной группой "Бездны", проделавшей грандиозную "водолазную" работу.

Причём бо́льшую часть её сложных подводных сцен актёры отработали сами, без дублёров, что, естественно, потребовало от них дополнительных тренировок. А также - решимости ежедневно погружать свои теплолюбивые голливудские жо... организмы в глубокую воду. И, как следствие - тратить время на декомпрессию, что тоже, сами понимаете, малоприятное занятие.

Первое правило, которое надо помнить при первом контакте с этой неведомой глубоководной цивилизацией: "Гусары, молчать!"
Первое правило, которое надо помнить при первом контакте с этой неведомой глубоководной цивилизацией: "Гусары, молчать!"

Однако Кэмерон явно не виноват в том, что при всём многообразии в его фильме "коврижек", нужной - той, что заманила бы орду зрителей в кинотеатры, - у него не нашлось. Если вспомнить, что в те же годы точно так же утонула в прокате другая подводная фантастика "Левиафан" и "Глубоководная звезда шесть", становится очевидно: "Бездна" всего-навсего промахнулась во времени и вышла на экраны в период непопулярности такого кино. А Кэмерон ко всему прочему ещё и решил впервые обойтись без хоррор-фишек, что тоже огорчило многих его поклонников.

Многих - но не всех. Спасибо VHS, оно спасло немало достойнейших фильмов, но прокатных лузеров, от забвения.
Тем же путём спаслась и "Бездна", рассеявшись по миру миллионами видеокассет, включая советско-пиратские. А теперь, когда её перевели в HD-формат, она и вовсе стала эталоном крутой "аналоговой" (кроме сцены с "водяным щупальцем", см. скриншот выше) фантастики 80-х. Которую лишь чуток подреставрировали, и она вновь заблестела. Да так, что рядом с нею современные цифровые поделки вроде
"Под водой" (60 млн. $ бюджет!) выглядят полным убожеством.

До чего дошёл прогресс! Когда-то вся эта красота стоила аж 70 миллионов баксов, а сегодня мой чайник с синей подсветкой за 20 баксов умеет не хуже.
До чего дошёл прогресс! Когда-то вся эта красота стоила аж 70 миллионов баксов, а сегодня мой чайник с синей подсветкой за 20 баксов умеет не хуже.

Здесь Кэмерон уже ни с кем не делил авторство сценария, как это было в "Терминаторе" и "Чужих". И всё-таки "чужие" отголоски в фабуле "Бездны" заметны. Тут тоже при контакте с Неведомой Хренью пропадает связь со множеством людей, и им на помощь выдвигается отряд харизматичных профессионалов с отважной кучерявой брюнеткой в качестве эксперта-советчика.

За их приключениями мы наблюдаем более двух часов кряду (или 2 часа 51 минуту в режиссерской версии). Разве что эти славные ребята бороздят глубины не космоса, а Атлантического океана, и солдат, вернее, моркотиков, среди них лишь четверо. Да и те прикомандированные, хотя неизменный кэмероновский Майкл Бин опять тут как тут.
Собственно, без военных было никак не обойтись, ибо команда акванавтов "Бада" Бригмана (Эд Харрис) отправилась спасать затонувшую ядерную субмарину с целым штабелем ядерных ракет на борту. Что, разумеется, грозило стать лакомой приманкой и для советских подводных лодок, которые, не исключено, её же и потопили.

В итоге моркотики нервничают и страдают паранойей, а акванавты их урезонивают и мокнут, решая свои водолазные проблемы, ведь у них сразу "что-то пошло не так". Ну а загадочные обитатели Кайманова жёлоба, плавая окрест, троллят и тех и других на радость себе и зрителю.
Иными словами, и без хоррора у всех забот хватает. К тому же воздуха на станции Бада осталось лишь на 12 часов, а наверху бушует шторм, и кто спасёт отсюда самих спасателей, уже неизвестно.

Забавно: через семь лет эти двое (Эд Харрис и Майкл Бин) вновь схлестнутся друг с другом в "Скале" Майкла Бэя. Разве что там дело ограничится перестрелкой и до поножовщины не дойдёт.
Забавно: через семь лет эти двое (Эд Харрис и Майкл Бин) вновь схлестнутся друг с другом в "Скале" Майкла Бэя. Разве что там дело ограничится перестрелкой и до поножовщины не дойдёт.

***

В общем, мощнейшая эпическая классика мировой кинофантастики, которая и по сей день выглядит столь же моложаво, как "Чужие" с "Терминатором 2". Также удивительно, что после такого коммерческого фиаско Джеймс Кэмерон не охладел к океану и водным съёмкам. Впрочем, как выяснилось, для феноменального успеха ему надо было лишь переключиться с фантастики на историческую катастрофу. И топить в Атлантике не Эда Харриса и Мэри Элизабет Мастрантонио, а Лёню Ди Каприо с Кейт Уинслет.
Но, так или иначе, а на "Бездне" Джеймс всё равно хорошо потренировался, и "Титаник" обрёл свой легендарный успех в том числе на базе этого кэмероновского опыта.