10,1K подписчиков

210 лет Бородинской битвы: Отечественная война 1812 года на полотнах Василия Верещагина

827 прочитали

Да, именно в этот день, 7 сентября 1812 года произошло то самое сражение, которое изменило ход войны. Сегодня как раз очень уместно рассмотреть картины известного российского баталиста Василия Верещагина на тему кровопролитной войны с наполеоновской Францией, первой, которую в русской истории назовут "отечественной".

Родившийся в городе Череповце (сейчас - Вологодская область), в многодетной семье местного предводителя дворянства, Василий, в отличие от нескольких своих братьев, стал не профессиональным военным, а пошел по художественной стезе. Однако же вначале он окончил Морской кадетский корпус, и только после него поступил в Академию художеств Санкт-Петербурга. Впоследствии он не единожды окажется в действующих войсках, где будет видеть те сражения, которые и напишет на своих полотнах. При этом личное его отношение к войне, он наиболее ярко выразил в своей хорошо известной работе "Апофеоз войны".

"Апофеоз войны", В.В. Верещагин, 1871. Третьяковская галерея, Москва.
"Апофеоз войны", В.В. Верещагин, 1871. Третьяковская галерея, Москва.

Именно за это его отношение одно время его даже обвиняли в антипатриотизме. Известно изречение будущего Александра III: "Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек".

Историю первой Отечественной войны художник тщательно изучал, прежде чем приступить к работе. Вообще, по его собственным словам, в этой серии картин он хотел "показать великий национальный дух русского народа". Всего серия насчитывает двадцать полотен, созданных в период с 1887 по 1900 год. Интересно еще то, что Верещагин хотел этими картинами, опять же по его словам, "свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен". А это уже, очевидно, относится к Франции, потому что героем его считали, само собой, именно там.

Художник знал это не понаслышке - ведь он, параллельно с обучением в Академии художеств, обучался в парижской мастерской Жана-Леона Жерома и вообще не раз бывал во французской столице. И полотна серии "1812 год" выставлялись на выставках в разных городах, в том числе и в Париже. Не знаю, насколько это было эффективным для французской публики, но желание художника, на мой взгляд, вызывает уважение.

"Наполеон I на Бородинских высотах", 1897. По воспоминаниям французского генерала Пеле-Клозо, Наполеон часто повторял об этой битве: "Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми".
"Наполеон I на Бородинских высотах", 1897. По воспоминаниям французского генерала Пеле-Клозо, Наполеон часто повторял об этой битве: "Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми".
"Конец Бородинского сражения", 1899-1900. Историки спорят об итогах этой битвы - формально русские не удержали позиции и в дальнейшем отступили, то есть это вроде бы как проигрыш. Но тем не менее, для Наполеона это была во многом Пиррова победа.
"Конец Бородинского сражения", 1899-1900. Историки спорят об итогах этой битвы - формально русские не удержали позиции и в дальнейшем отступили, то есть это вроде бы как проигрыш. Но тем не менее, для Наполеона это была во многом Пиррова победа.
"Перед Москвой - ожидание депутации бояр", 1891-1892. Как известно, никакой депутации или ключей от города от властей он не дождался - город покинула большая часть жителей.
"Перед Москвой - ожидание депутации бояр", 1891-1892. Как известно, никакой депутации или ключей от города от властей он не дождался - город покинула большая часть жителей.
"В Успенском соборе", 1887-1895. В завоеванной Москве наполеоновские войска в храмах и монастырях размещали свои конюшни, склады и даже скотобойни. Такие вот "цивилизованные" европейцы.
"В Успенском соборе", 1887-1895. В завоеванной Москве наполеоновские войска в храмах и монастырях размещали свои конюшни, склады и даже скотобойни. Такие вот "цивилизованные" европейцы.
"Маршал Даву в Чудовом монастыре", 1900. Даву был одним из тех немногих маршалов Наполеона, который не отрекся от своего императора после его падения в 1814 году.
"Маршал Даву в Чудовом монастыре", 1900. Даву был одним из тех немногих маршалов Наполеона, который не отрекся от своего императора после его падения в 1814 году.
"В покоренной Москве (Поджигатели. Расстрел в Кремле)", 1897-1898. Помню, как впервые репродукцию этой картины я увидел в учебнике по истории. Вообще многие из полотен Верещагина использовались как иллюстрации к войне 1812 года.
"В покоренной Москве (Поджигатели. Расстрел в Кремле)", 1897-1898. Помню, как впервые репродукцию этой картины я увидел в учебнике по истории. Вообще многие из полотен Верещагина использовались как иллюстрации к войне 1812 года.
"В Кремле - пожар!", 1887-1895. Вспыхнувший в Москве пожар вынудил Наполеона покинуть древнюю столицу России. Таким образом, "зимовка" в ней сорвалась.
"В Кремле - пожар!", 1887-1895. Вспыхнувший в Москве пожар вынудил Наполеона покинуть древнюю столицу России. Таким образом, "зимовка" в ней сорвалась.
"Сквозь пожар", 1899-1900. Как вспоминал граф Сегюр, "Вокруг нас, ежеминутно возрастал рев пламени. Всего лишь одна улица, узкая, извилистая и вся охваченная огнем, открывалась перед нами, но и она была скорее входом в этот ад, нежели выходом из него"
"Сквозь пожар", 1899-1900. Как вспоминал граф Сегюр, "Вокруг нас, ежеминутно возрастал рев пламени. Всего лишь одна улица, узкая, извилистая и вся охваченная огнем, открывалась перед нами, но и она была скорее входом в этот ад, нежели выходом из него"
"Зарево Замоскворечья", 1896-1897. Хорошая иллюстрация к страшному пожару в Москве.
"Зарево Замоскворечья", 1896-1897. Хорошая иллюстрация к страшному пожару в Москве.
"В Петровском дворце. В ожидании мира", 1895. Из Москвы Наполеон отравит письмо в Санкт-Петербург (действующую столицу на тот момент) императору Александру I, с предложением провести мирные переговоры. Ответа он так и не дождется.
"В Петровском дворце. В ожидании мира", 1895. Из Москвы Наполеон отравит письмо в Санкт-Петербург (действующую столицу на тот момент) императору Александру I, с предложением провести мирные переговоры. Ответа он так и не дождется.
"Возвращение из Петровского дворца", 1895. Здесь мы видим как Наполеон со своей свитой возвращается в Кремль, после того, как московские пожары стали утихать. Возвращался он из Петровского путевого дворца, на въезде в Москву из Петербурга.
"Возвращение из Петровского дворца", 1895. Здесь мы видим как Наполеон со своей свитой возвращается в Кремль, после того, как московские пожары стали утихать. Возвращался он из Петровского путевого дворца, на въезде в Москву из Петербурга.
"Наполеон и маршал Лористон - мир во что бы то ни стало", 1899-1900. Дипломат и генерал (маршалом он станет гораздо позднее) Наполеона был отправлен с предложением мира к Кутузову в Тарутино, где стояла русская армия. Кутузов ответил Лористону, что у него нет полномочий для заключения мира.
"Наполеон и маршал Лористон - мир во что бы то ни стало", 1899-1900. Дипломат и генерал (маршалом он станет гораздо позднее) Наполеона был отправлен с предложением мира к Кутузову в Тарутино, где стояла русская армия. Кутузов ответил Лористону, что у него нет полномочий для заключения мира.
"В Городне — пробиваться или отступать?", 1887-1895. В этой деревне, после сражение под Малоярославцем, Наполеону необходимо было решить - пытаться пробивать путь к Калуге или возвращаться в Смоленск, по разоренной его же армией дороге.
"В Городне — пробиваться или отступать?", 1887-1895. В этой деревне, после сражение под Малоярославцем, Наполеону необходимо было решить - пытаться пробивать путь к Калуге или возвращаться в Смоленск, по разоренной его же армией дороге.
"На этапе. Дурные вести из Франции", 1887-1895. Дурные вести - это раскрытый заговор против Наполеона под предводительством одного из генералов, которого уже бросили в тюрьму. Однако на императора сам факт такого заговора произвел удручающий эффект. Обращает внимание тот факт, что на ночлег Наполеон остановился в сельской церкви.
"На этапе. Дурные вести из Франции", 1887-1895. Дурные вести - это раскрытый заговор против Наполеона под предводительством одного из генералов, которого уже бросили в тюрьму. Однако на императора сам факт такого заговора произвел удручающий эффект. Обращает внимание тот факт, что на ночлег Наполеон остановился в сельской церкви.
"Не замай — дай подойти!", 1887-1895. Здесь мы видим затаившийся партизанский отряд крестьян в лесу. Простонародное и устарелое слово "замать" означает трогать, тревожить.
"Не замай — дай подойти!", 1887-1895. Здесь мы видим затаившийся партизанский отряд крестьян в лесу. Простонародное и устарелое слово "замать" означает трогать, тревожить.
"С оружием в руках - расстрелять!", 1887-1895. Думаю, здесь все понятно без слов - с пойманными партизанами и ушедшими в лес крестьянами завоеватели не церемонились.
"С оружием в руках - расстрелять!", 1887-1895. Думаю, здесь все понятно без слов - с пойманными партизанами и ушедшими в лес крестьянами завоеватели не церемонились.
"В штыки! Ура! Ура!", 1887-1895. Здесь мы видим одно из сражений последнего этапа войны, когда Наполеон отступал из России, в итоге бросив остатки своей армии.
"В штыки! Ура! Ура!", 1887-1895. Здесь мы видим одно из сражений последнего этапа войны, когда Наполеон отступал из России, в итоге бросив остатки своей армии.
"Ночной привал Великой армии", 1896-1897. Здесь художник показывает нам, как метели и вьюги рано наступившей зимы, сопровождали бегство армии Наполеона,
"Ночной привал Великой армии", 1896-1897. Здесь художник показывает нам, как метели и вьюги рано наступившей зимы, сопровождали бегство армии Наполеона,
"На большой дороге. Отступление, бегство...", 1887-1895. По дороге от города Красный к Минску. Через месяц после сражение под Красным, 6 декабря 1812 года Наполеон покинет остатки своей армии и отправится во Францию.
"На большой дороге. Отступление, бегство...", 1887-1895. По дороге от города Красный к Минску. Через месяц после сражение под Красным, 6 декабря 1812 года Наполеон покинет остатки своей армии и отправится во Францию.
"Наполеон в зимнем одеянии", 1899-1900. Здесь Верещагин изобразил сломленного императора, заросшего и с неуверенным взглядом. Да, он еще вернется во Францию, и еще даже вернет себе власть в 1815 году, но закат его начался именно в России.
"Наполеон в зимнем одеянии", 1899-1900. Здесь Верещагин изобразил сломленного императора, заросшего и с неуверенным взглядом. Да, он еще вернется во Францию, и еще даже вернет себе власть в 1815 году, но закат его начался именно в России.

Большую часть из представленных полотен, вы можете лицезреть воочию в музее Отечественной войны 1812 года в Москве, являющегося филиалом Государственного исторического музея. К творчеству Василия Верещагина я еще обязательно вернусь, а на сегодня, пожалуй, всё. Спасибо, что дочитали, надеюсь, из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #искусство #военная история #верещагин #бородино #русская живопись #искусствоведение #культурология