Найти тему
История и истории

«Воины Риаче» — загадочные пришельцы из глубины

В августе 1972 года дайвер и начинающий химик Стефано Мариоттини нырял возле местечка Риаче в Калабрии. Это самый юг Апеннинского полуострова, буквально подошва итальянского "сапога". После очередного погружения на шестиметровую глубину Мариоттини заметил руку, торчащую из песка. «Труп! Мафия!» – не на шутку струхнул дайвер. А что он мог еще подумать, зная, что Калабрия – родина безжалостной ндрангеты? Этим бандитам убить человека, что по нужде сходить.

Голова молодого "воина Риаче". Обратите внимание, что губы сделаны из меди, зубы из серебра, а глаза из кальцита.
Голова молодого "воина Риаче". Обратите внимание, что губы сделаны из меди, зубы из серебра, а глаза из кальцита.

Но мафия на этот раз была не при делах. Превозмогая ужас, Стефано потрогал мертвую руку, которая оказалась, на счастье, необычайно твердой - бронзовой. Поэтому вызывать на место пришлось не карабинеров, а археологов. А те извлекли из песка двух бронзовых воинов - молодого с грозным, надменным взглядом и добродушного, немного уставшего ветерана с непокрытой головой, которую раньше венчал коринфский шлем. Первоначальная ошибка синьора Мариоттини с торчащей рукой понятна - каждая статуя имела в высоту около двух метров, то есть примерно соответствовала человеческому росту. Да и выполнены бронзовые фигуры были столь искусно, что выглядели, словно живые. Лишний раз продемонстрировав, какой высоты достигало античное искусство.

Находки доставили в соседний город Реджо-ди-Калабрия, а дно возле Риаче начали тщательно изучать археологи. Но увы - по официальным данным, больше ничего выдающегося не нашли. Даже щиты и копья, которыми были вооружены бронзовые воины "при жизни", не обнаружились.

Предполагается, что молодой воин - это аргонавт Тидей, а тот, что постарше, - царь Аргоса Амфиарай.
Предполагается, что молодой воин - это аргонавт Тидей, а тот, что постарше, - царь Аргоса Амфиарай.

Позже ученые определили, что "воинов Риаче" отлили в V веке до нашей эры, в промежуток между 460 и 430 годами, и, скорее всего, сделали это в Греции, вероятно, в Афинах, где в то время, на заре классической эпохи, бурно развивалось изобразительное искусство и творили выдающиеся мастера. Причем руку к созданию бронзовых изваяний могли приложить скульпторы Мирон и Алкамен, ученик великого Фидия. Впрочем, это не точно.

Большой вопрос, как афинские статуи оказались не в Греции, а на юге Италии. Ученые предполагают, что бронзовых воинов перевозили из Греции в Рим (после того, как Эллада стала римской провинцией, грабили ее новые хозяева довольно безжалостно), и возле современного Риаче произошло кораблекрушение. Однако следов его не нашли - ни остатков кораблей, ни каких-то других грузов. Зато позже, в середине 2000-х годов, археологам совместной итало-американской экспедиции недалеко от места находки "воинов Риаче" открылись фундаменты древнего ионического храма. И появилась новая версия - мол, бронзовые воины когда-то давно украшали этот храм, который с течением времени ушел под воду, как и все побережье в том месте. Подобных храмов тогда на юге Италии было много - греки колонизировали эти земли еще в VIII веке до нашей эры и совсем неспроста южная Италия называлась тогда Великой Грецией. Впрочем, это не отменяет той версии, что изготовили статуи в Афинах и позже по морю доставили в Италию.

"Воины Риаче". Реконструкция.
"Воины Риаче". Реконструкция.

Отдельный вопрос - кого изображают скульптуры. Тут тоже нет однозначных ответов. Часть историков склоняются к версии, что молодой воин - это Тидей, герой-аргонавт, который упоминается в "Илиаде" Гомера и трагедии Эсхила "Семеро против Фив". А тот боец, что постарше, - Амфиарай, мифологический царь Аргоса. Причем обе скульптуры, предположительно, до того, как попасть в Италию, были частью находившейся в Аргосе композиции, посвященной походу семерых героев на Фивы. Другие ученые полагают, что скульптуры некогда украшали священные для эллинов Дельфы и были посвящены победе греков в Марафонской битве.

Имеется в этой темной истории еще одна загадка. Искусствовед Джузеппе Браго в 2008 году выступил с сенсационным заявлением: по его данным, в Риаче в 1972 году нашли не две, а три скульптуры (третья, мол, также изображала воина - с распростертыми объятиями). А, кроме того, в песке отыскали щит молодого воина и шлем ветерана. Однако еще до официальной презентации находок все это "ушло" куда-то в частную коллекцию. Недавно итальянские журналисты попытались поднять эту тему и обратились за комментариями к первооткрывателю - Стефано Мариоттини. Однако бывший дайвер от комментариев наотрез оказался. Возможно, ему есть что скрывать.

Алексей Денисенков

Подписывайтесь на канал История и истории!