Миллионы фотографий ежедневно создаются по всему миру. Кто-то плодит многочисленные селфи в одних и тех же ракурсах для инстаграма, кто-то занимается профессиональной съемкой и ради качественного кадра готов на всё. Сегодня мы пришли к тому, что почти у каждого есть камера на телефоне, фотографии стали обычным делом. Раньше, еще лет 100 назад, фотокарточка не бывала случайной. Каждый снимок был чем-то торжественным, да и вообще делом серьезным, требующим подготовки. Поэтому такими забавными нам кажутся старые фотографии, где все семьи в одинаковых постановочных позах, непременно, в своей лучшей одежде и со строгим лицом. Иметь свой снимок было делом престижным и довольно дорогим. А вот теперь представьте себе, что в то время, как люди копили деньги на черно-белую фотокарточку, в Российской империи один кудесник во всю делал цветные снимки. Они сохранились и по сей день. Благодаря им можно увидеть в цвете жизнь людей, архитектуру, природу. Человека, который преподнес нам с вами такой ценный подарок, звали Сергей Прокудин-Горский.
Надо сказать, что еще в 19 веке многие бились над вопросом, как привнести в фотографию цвет. Например, в 1861 году Джеймс Клерк Максвелл попробовал снять пёструю ленту, пропустив ее через 3 фильтра: красный, зеленый и синий. Затем он осветил негативы через эти фильтры. Так и получилась первая в мире цветная фотография. Конечно, она была низкого качества, передать цвета такими, какими они были в жизни, не удавалось. Но пройдет еще лет 40, и наш с вами Сергей Прокудин-Горский начнет создавать фото-наследие тех далеких времен.
Сергей был человеком разносторонним, интересующимся химией, живописью, музыкой, фотографией. Кстати, Прокудин-Горский изучал химию под руководством самого Менделеева! Вполне вероятно, что это ему и помогло в создании особой эмульсии, которой нужно было покрывать стеклянные пластины, а через них освещать негативы, чтобы выровнять чувствительность к световому спектру.
В 1902 году профессор Адольф Мите создает камеру для цветной съемки. Это становится серьезным шагом вперед в развитии фотографии. Теперь для Прокудина-Горского по чертежам профессора в Германии собирают оборудование для создания снимков в цвете. Надо сказать, что эмульсия, изобретенная Сергеем, помогла фотографии стать настолько приличного качества, что его снимки могут встать в один ряд с сегодняшними, снятыми с помощью современной аппаратуры, а то и вовсе превзойти их.
Интересно то, что Сергей горел идеей проехать по России и снять всю красоту природы, памятники архитектуры, быт людей, инфраструктуру. Поначалу он путешествовал самостоятельно, на свои средства, которых катастрофически не хватало. Сергей стал думать, как начать зарабатывать деньги с помощью фотографии. И создал фото-мастерскую, а также решил в будущем начать выпуск первых цветных открыток с видами России. Такие открытки становятся невероятно популярными и начинают вскоре приносить доход.
Слухи о фотографе, который показывает цветные карточки, разнеслись довольно быстро, и Сергей начинает всё чаще встречаться с влиятельными людьми, с элитой того времени. И вот однажды в 1909 году его приглашают показать фотографии для императорской семьи. Прокудин-Горский выстроил свой показ так, чтобы от фотографии к фотографии эмоции нарастали. И в какой-то момент в перерыве к нему подошел император и поинтересовался, какие планы у Сергея, как он собирается распорядиться своей техникой и умением. На что наш герой рассказал о желании запечатлеть всю Россию, даже самые отдаленные ее уголки. Императора это заинтересовало, но лишь на уровне светской беседы. Николай II не знал, что у Сергея есть козырь в рукаве: не зря он особым образом выстроил программу показа, к его концу император не мог сдержать восторга, спрашивал Прокудина-Горского о том, как ему помочь.
Решили так: император предоставляет Сергею железнодорожный вагон, в котором есть целая фотостудия, небольшой пароход и лодку для съемок на воде, автомобиль Ford, а также ключи от всех дверей - было особое распоряжение пускать фотографа на все объекты, в том числе секретные, показывать ему всё, что он попросит. Предполагалось сделать 10 000 фотографий за 10 лет. Надо сказать, что Прокудину-Горскому был предоставлен только транспорт. Разумеется, это уже очень много, но все съемки и закупка материалов происходили за его счет. Вот такая господдержка, ни одного лишнего рубля из казны.
За следующие 7 лет наш герой проедет невероятные по тем временам расстояния, побывает в отдаленных точках империи, таких как Урал, Кавказ, Соловецкие острова, Мурманская железная дорога, Камско-Тобольский водный путь, доедет до Бухары и сделает огромное количество фотографий, которые покажут нам с вами спустя столько долгих лет, что дореволюционная Россия - это будто бы не так давно, не так далеко от нас сегодняшних. Удивительные чувства возникают, когда смотришь на его снимки: они потрясающе четкие, глубокие, он так здорово работает с перспективой, что возникает чувство, будто изображение не просто объемное, а живое. Современные телевизоры так не показывают.
Как можно увидеть на фотографиях, за порядком в империи следили, всё содержалось в чистоте, глаз радуется!
Когда случилась революция, а затем была уничтожена императорская семья, Сергей Прокудин-Горский принимает решение уехать из России. Наверное, он понимал, что здесь его не ждёт больше ничего хорошего: вся мозаика империи, которую он заботливо собирал годами по кусочкам на своих снимках, разрушалась, шла гражданская война, да и он сам в любой момент мог оказаться под чутким прицелом новой власти. Вот так очередной талант покинул родину, поселился в Париже, успешно работал с братьями Люмьер и прожил долгую жизнь. Надо сказать, что после смерти Прокудина-Горского, все негативы будут проданы его ближайшими родственниками Библиотеке Конгресса США. И только в 2001 году милостивые заокеанские друзья открыли доступ к этим фотографиям, спасибо им за это. А нам лишь остается память о том, что именно в России был такой невероятный человек, который показал нам с вами, как жила империя в самых ярких красках.
Посвящается Варваре и Ивану.
Еще больше историй на канале "Исторические заметки":
"Тот самый Остап Бендер. С кого списали великого комбинатора?"
"Ганс Христиан Андерсен и его страшные сказки для взрослых"
"Мадам Тюссо: отомстить толпе любой ценой"