Найти в Дзене
Графомания Лысого

Почему на Руси мужики перевелись

Оглавление

Прочитал давеча крайне любопытную статью с провокационным названием:

Тема "Союза козлов и дур" стара, как мир, но после прочтения, я, неожиданно для себя, обнаружил, что у меня есть на нее нестандартная точка зрения.

Чтобы разобраться в истоках явления, о котором все прекрасно осведомлены, но стесняются говорить вслух - нам придется обратиться к истокам - к русской культуре.

Литературовед Василий спешит на помощь.
Литературовед Василий спешит на помощь.

Образ русского мужика в русской культуре? А его и нет!

Я понимаю, что каждый русский в душе видит себя Данилой Багровым. Но это, мягко говоря, не соответствует действительности.

Если мы поищем наиболее реалистичный образ типичного русского мужика в современном искусстве - на ум приходит лишь один персонаж: Сергей Юрьевич Беляков. Помните такого? Да, тот самый, который целыми днями после РАБоты сидит в тельняшке на диване и разговаривает с телевизором под пивас.

Кто еще? Гена Букин, будучи не самостоятельным персонажем, а лишь адаптированной карикатурой с американского Эла Банди, не годится.

Я стал вспоминать русскую классику, которую, как уже писал, с детства не жалую по причине оторванности от реальности. И все же, покопавшись в памяти, нашел одного настоящего русского героя. Уже догадались? Конечно же, это Обломов. Типичнейший русский. Таких было описывать не принято в приличном писательском обществе, поэтому он такой один на всю школьную программу литературы.

Если мы обратимся к русской сказке, то под образ современного русского мужика подойдет Емеля, подойдет молодой Илья Муромец (пока не встал с печи), но никак не подойдет, к примеру Иванушка-дурачок. Почему? Потому что ключевые характеристики этого персонажа - везучесть и пассионарность, чего нет ни капли у наших современников.

Я даже не буду писать полотно текста и описывать современного русского мужика, задолбанного РАБотой за гроши и сидящего на диване с требованием срочно подать ему тарелку горячего. А зачем? Вы все уже вспомнили рисованных далеко не от балды классических персонажей, все собрали коллективный образ и убедились, что так и есть.

Русский мужик может быть грозным начальником для подчиненных на работе, может быть весельчаком и балагуром в компании, но, приходя домой, он устало смотрит в зеркало и видит там Сергея Юрьевича Белякова-Обломова.

И не надо мне пихать, что я тут пытаюсь притянуть за уши некий образ ленивого вечно небритого русского мужика и оторваться от коллектива - я сам такой и есть. И все мы такие внутри.

За что уважать русского мужика? За то, что он старался и честно отработал свои 8 часов смены, чтобы принести жене стандартную русскую получку, размер которой, даже помноженный на два, стыдно озвучить подружкам? Так жизнь - вроде, не Специальная Олимпиада, здесь не вручают медальку всем, кто облажался, показав посредственный результат, но "зато старался".

Василий тоже старался, но не получилось, не фартануло...
Василий тоже старался, но не получилось, не фартануло...

Но не будем без суда и следствия пенять и предъявлять русскому мужику, пока не "заслушаем обе стороны". Для этого обратимся к образу "русской красавицы".

Русская красавица. Дорога в содержании. Мужчины, трезво оценивайте себя!

При словах "русская красавица" у меня перед глазами автоматически встает образ русской девушки из сказки "Морозко". Нет, не той, которую выкинули на мороз. Той, которая натиралась свеклой и мукой.

И не потому, что типичная русская женщина страшна, как моя жизнь. Вовсе нет, среди русских девушек достаточно много действительно красивых. Скорее, она такая внутри. Не внешность, а человек такой, понимаете?

Адекватного образа русской женщины в русской литературе, по причине, уже обозначенной выше, нет. Есть только один, описывающий русских дам старшего поколения - он изложен в "Сказке о рыбаке и рыбке".

Русской женщине можно бросить к ногам все богатства мира - а она небрежно оценит, вздохнет, сжалится над убогим ухажером и сядет писать список недостающего.

Наилучшим образом отразили характер молодой русской женщины, как ни странно, немцы. "Король Дроздобород" Братьев Гримм - принцессу помните? Ну 146% попадание же!

Русские принцессы гуляют с собачками.
Русские принцессы гуляют с собачками.
Русскую женщину характеризует неимоверный, безграничный, запредельный врожденный гонор, который способны погасить лишь природные пассивность, аморфность и безразличие к протекающей мимо жизни настоящего русского мужика.

Match made in Heaven - как сказал бы... Не знаю, кто сказал бы. Смысл в том, что противоположности притягиваются. Не всех это, впрочем, устраивает - отсюда и взаимные обидки.

Почему так?

Почему классическая русская литература жидко обделалась в попытке описания национального русского характера и создала тонну пластмассовых, искусственных, нерелевантных реальности персонажей? Не знаю.

Может, люди были другие тогда. А может, стыдно стало при взгляде в зеркало, русские классики сели за круглый стол, посоветовались и решили коллективно приукрасить действительность.

Как можно описать современного русского мужика максимально кратко?

Не гусар.

А русской бабе мало гусара. Ей нужен парад гусар, чтоб было, из кого выбрать. Смотр принцессой гусар, понимаете?

Интересно, что молодой русский парень - как правило, тот еще гусар. Но, оттоптав с десяток парадов вхолостую, понимает, что продуктивнее будет поговорить с телевизором.

Нет, вы не поняли. ПОЧЕМУ ТАК?

А, вопрос про социо-экономические предпосылки, которые мы обычно обсуждаем в этом блоге? Я увлекся и забыл совсем.

Ну тут все просто. Человечество на данном этапе способно обеспечить себя всем. Все самое лучшее может быть у каждого (на что намекают русской принцессе соцсети) - это вопрос настройки конвейера.

Если конвейер производит Ладу без подушек безопасности вместо Мерседеса - тогда извините, Мерседесов на всех не хватит. А за производство Лады русскому мужику и зарплата соответствующая.

И мы имеем цикл: поработал на Ладу - произвел Ладу - впечатлил даму сердца Ладой. Она смотрит на Ладу, которая олицетворяет всю ее жизнь. А в соцсетях - Мерседес. Когнитивный диссонанс принцессы, рожденной получать все самое лучшее, вплоть до логического становления Владычицей Морской, обеспечен.

Кто виноват? Мужик - что Ладу собирал, или баба - что Мерседес хотела? А может, все-таки тот, кто сам на Мерседесе сам ездит, а людей Ладу без подушек безопасности собирать отправил?