Найти в Дзене

Ван Дамм. Шпагат порвавший карьеру. Финал.

Как обычно, без лишних расшаркиваний я продолжу ровно с того места на котором остановился в прошлый раз. Если вы к нам только совсем недавно присоединились, или если хотите освежить свою память о тернистом карьерном пути - вот предыдущие части о великом бельгийце, к сожалению не справившимся с обрушившейся на него славой, к которой он отчаянно стремился.

Очевидно уже не сильно задумываясь насчёт целесообразности подобных действий либо задумываясь, но осознавая, что обратной дороги нет, как нет и предложений поинтересней - Ван Дамм дал согласие на своё участие в съёмках следующего фильма и снова под руководством режиссёра Цуй Харка с которым он только закончил работать над "Колонией". Что-то в сценарии его зацепило - скорее всего азиатский колорит и некий восточный стиль ленты, ведь согласно сценарию действия нового фильма, в котором он исполнит главную роль происходили бы в самом Гонконге. В сердце популярных азиатских боевиков.

Это был недальновидный ход и к сожалению запоздалый. Напомню читателям, что в начале девяностых в Америке наблюдалось повальное увлечение гонконгскими боевиками, которые славились запредельным количеством экшна: схваток, перестрелок, и погонь было в избытке, а обилие действительно сложных (и действительно опасных) каскадёрских трюков придавало ещё пущей остроты этому зрелищу. Гонконгские режиссеры один за другим приезжали в Голливуд в попытках освоиться на новой территории и урвать свой кусок голливудского пирога. Цуй Харк тоже был одним из них, но менее удачным - когда он облизываясь подошёл к столу - там остались лишь крошки да невкусные корочки.

Этот бум популярности шёл на спад так же быстро, как и возник - интерес публики стремительно таял: зритель просто со временем пресытился подобными лентами из-за отсутствия в них новых идей. И если Джону Ву и его "Трудной мишени" удалось выйти в прокат на пике его спроса в Голливуде, то Цуй Харк засуетился, когда было уже слишком поздно. Очень жаль, что никто из причастных к созданию ленты людей, хотя бы те же дельцы-продюсеры или аналитики из киностудии, этого не осознал. Закипела работа над одним из самых сомнительных фильмов времён заката звёздной карьеры Ван Дамма - "Взрыватель"

Меня всегда улыбала эта причёска Омского гопника
Меня всегда улыбала эта причёска Омского гопника

Над сценарием фильма трудился далеко не последний сценарист в Голливуде Стивен де Соуза, который ранее работал над скриптами таких культовых боевиков как "Крепкий орешек" и "Коммандос". Но и его лучшие времена остались позади. По словам самого Стивена при работе над "Взрывателем" он хотел по-дружески посмеяться над боевиками восьмидесятых, добавить немного иронии и пародии, и очевидно в своём странном желании он зашёл слишком далеко. Сценарист явно переборщил со странным юмором в результате чего и появился изначально нелепый и откровенно глуповатый сюжет.

Вспомните сами: главный герой, Маркус Рэй эдакий американо-гонконгский пройдоха с самой дурацкой для бизнесмена причёской - король контрафактных товаров, ведущий подпольный бизнес по крупным поставкам самых различных подделок из Гонконга в Соединённые Штаты вместе со своим подельником Томми (до-стиснутых-зубов-не-смешной-Роб-Шнайдер-которого-бельгиец-выбрал-лично-из-нескольких-претендентов-на-роль) принимают заказ на доставку в Америку партию джинсовых штанов, и невольно становятся участниками коварного заговора злобных русских, которые решили очень оригинальным способом поднять деньжат. Они напичкали те самые джинсы маленькими но очень опасными бомбами, с целью вымогательства денег у американского правительства, угрожая дистанционными взрывами (зелёного цвета). Причём злодеев, в свою очередь уже давно "пасёт" ЦРУ, которые также становятся участниками этой незатейливой "игры".

"Взрыватель" не просто динамичное зрелище - он стремглав несётся вперёд с умопомрачительной скоростью, и не давая времени толком осмыслить происходящее, щедро добавляет сомнительных сценарных решений в каждой новой сцене. Многочисленные второстепенные персонажи, которые то и дело меняют стороны противостояния по ходу продвижения сюжета, не вызывают никаких чувств кроме раздражения и усталости от их низкокалорийных маленьких предательств - уследить за всеми перебежчиками практически невозможно, да и не хочется. Фильм можно было спасти классным юмором, но основным юмористическим каркасом ленты был факт того, что у тандема контрабандистов качество товара всегда оставляет желать лучшего - всё держится на честном слове и постоянно ломается и рвётся. Этот приём очень быстро приелся и вскоре стал вызывать примерно те же чувства, что и второстепенные персонажи-перебежчики. Раздражение, приправленное лёгкой усталостью.

Раз уж пошёл по минусам пробегусь сразу по всем. Ужасная музыкальная тема бьёт по ушам, диалоги прописаны очень лениво, а актёрская игра абсолютно всех участвующих оставляет желать лучшего. Возможно я немного предвзят, но честно говоря "Взрыватель" это один из моих нелюбимых фильмов с Жан-Клодом. На мой взгляд в нем напрочь отсутствуют душа и энтузиазм, всё сделано будто для галочки и для получения зарплаты. А хороших гонконгских боевиков без души и запала попросту не бывает.

Ещё одним минусом можно отметить чрезмерно частое использование (более одного раза) ленивого приёма тысячи боевиков, когда главный герой, единственный и в самый последний момент успевает выскочить из здания, прежде чем оно взлетает на воздух, уничтожая всех его врагов оказавшихся не такими расторопными и удачливыми.

"Мы встретились в странный период моей жизни."
"Мы встретились в странный период моей жизни."

Но присутствуют в ленте и плюсы, или хотя бы позитивно запомнившиеся моменты. Конечно среди них я могу выделить гонки на рикшах, уничтожение плохого парня с помощью ракеты (круче было только в "Скале"), и финальную экшн-сцену, на грузовом корабле с грузовыми контейнерами, которая длится буквально минут двадцать. Также можно отметить и изобретательные приёмы операторской работы, например съёмки экшн сцен от первого лица. Хореография схваток весьма недурственна - видно руку мастера. Саммо Хун вновь постарался - он поработал вторым режиссёром и лично руководил хореографией и съёмкам всех рукопашных поединков в фильме. Другое дело, что их в итоге оказалось совсем не так много как хотелось бы.

Не исключаю, что в некоторой степени "Взрыватель" мог получиться лучше, но на этапе монтажа он очень пострадал в угоду уменьшения общего хронометража, причём под ножницы, как ни странно попали именно отснятые сцены со зрелищными боевыми искусствами. Сцены вырезались полностью или были сильно сокращены. Например итоговый финальный бой бельгийца с главным негодяем сократили более чем на половину. Это видно невооруженным взглядом - во время боя при смене кадров меняется месторасположение врагов по периметру корабля. С неотредактированными сценами можно ознакомиться лишь с помощью коллекционных DVD- изданий.

Западные зрители и критики начали знакомство с лентой в начале сентября 1998 года, и прошло оно удручающе. Профессиональные критики в прессе ленту разгромили, да и рядовые зрители остались не в восторге. В настоящее время на крупнейшем киноресурсе оценка у ленты немного не дотянув до пяти баллов, остановилась на неважной отметке 4.8 из 10 (на основании 15 тысяч голосов). Кассовые сборы оказались плачевными. Фильм с общим бюджетом в 30 млн. смог собрать на своей земле лишь 10 млн., ещё 10 млн. "Взрыватель" смог наскрести в мировом прокате.

Этот (очередной, я уже сбился со счёта) провал был для бельгийца особенно неприятным, так как самым непосредственным образом ударил по его следующему фильму, который должен был попасть в кинотеатры зимой 1998 года. Его кинотеатральный прокат был отменён и фильм выпустили сразу на видео.

"Легионер" (1998) самый нетипичный и на мой взгляд самый недооценённый фильм конца звёздного периода карьеры Ван Дамма. Это самый взрослый его фильм в плане актёрской игры: здесь нет никаких филигранных маханий ногами на турнирах на выбывание, и заострения внимания на его брюссельских мускулах, никаких глупостей, пафоса и несмешных шуток, никаких фриков (привет Родману). Я люблю это кино, не взирая на многочисленные жанровые клише исторического боевика, в нём есть суровая мужская честность и простота подачи сюжета.

Жаль, что ты не экспериментировал с жанрами, когда был в тонусе Франсуа...
Жаль, что ты не экспериментировал с жанрами, когда был в тонусе Франсуа...

Середина двадцатых годов двадцатого века. Чемпион по боксу Ален Лефевр (Ван Дамм) берет у марсельских бандитов деньги, обязуясь проиграть в предстоящем бою, но не делает этого (по ряду причин) и пускается в бега. Он выбирает надёжный, но не самый удачный способ скрыться – поступает на службу в Иностранный легион. И вскоре постигает тягости, невзгоды и опасности армейской жизни в Северной Африке. Туда же вскоре прибывают и наёмные убийцы в его поисках. Но война с берберами - ужасная и беспощадная, как и все войны, вносит свои коррективы.

Бойцовские навыки, отточенные удары ногами и даже знаменитый шпагат бельгийца в этом фильме практически не демонстрируются. Присутствуют лишь несколько сцен с боксёрским поединком, и пол удара ногой, который можно принять за неловкий приземлённый пинок. Я никогда крепко об этом не задумывался, но возможно его роль в фильме показалась мне на удивление добротной именно по той причине, что она отличалась от всего, что я ранее смотрел с его участием.

Но лирика не интересует студийных дельцов - только сухие факты и холодные цифры, после провала "Взрывателя" все ещё раз убедились, что Жан-Клод перестал быть звездой экстра класса, одно лицо на постере которой уже гарантировало прибыль, а кинотеатральные релизы с его участием приносят лишь одни убытки студии - к чему лишние затраты связанные с постпродакшеном, рекламой, и продвижением фильма, если можно выпустить его сразу на видео и распродать права на показы на телевидение, выйдя на порог хотя бы номинальной окупаемости. Именно эта участь постигла "Легионера", и по-своему (на мой взгляд) неплохой военный исторический фильм, с бюджетом под двадцать миллионов, минуя большие экраны отправился покорять рынок видеокассет и кабельные каналы. Очень жаль, что в открытом доступе нет даже самых приблизительных цифр о том, сколько на рынке видео зарабатывал тот или иной фильм.

Эта ситуация ясно дала понять бельгийцу, что до краха его карьеры осталось совсем ничего и единственным шансом изменить ситуацию в свою пользу, были съёмки в сиквеле фильма из более раннего и удачливого периода актёрской деятельности Франсуа. Фильма где его звезда ещё гордо сияла и несла тепло зрителям. Сюжеты про турниры с единоборствами, отлетели в сторону мгновенно - Америка уже пресытилась лупящими друг друга мужиками, восьмидесятые прошли, вместе с широким зрительским спросом на подобные ленты.

Все права на кассово успешные фильмы "Трудная мишень" и "Патруль времени принадлежали студии Universal, которая как мы помним разорвала контракт с Жан-Клодом после посредственных сборов фильма "Внезапная смерть" и провала его режиссёрского дебюта в "Поисках приключений". Студия не хотела больше иметь с бельгийцем общих дел, а на попытки выкупить права на данные картины - озвучивала суммы, слишком большие, чтобы студия Sony (последний оплот актёра) заинтересовалась подобным вариантом, там ведь тоже сидели не дураки - слишком высок был риск остаться в ещё большем минусе в случае кассового провала.

К сожалению падение уже приобрело необратимый характер.
К сожалению падение уже приобрело необратимый характер.

Тогда то и устремились помыслы Ван Дамма к "Универсальному солдату" и к съёмкам его прямого продолжения. Других вариантов просто не было. Дельцы киностудии "Sony" сильно этой идее не сопротивлялись, у них было всего лишь одно условие: общий производственный бюджет картины не должен был превышать 35 млн. долларов и Франсуа сразу же дал своё официальное согласие - контракт был незамедлительно подписан и сразу же стартовало производство будущей ленты. Неудачи преследовавшие бельгийца и здесь не заставили себя долго ждать.

С самого начала съёмок состоялась чехарда с режиссёрами. Постановщик Уильям Мэлоун ("Байки из склепа") изначально подписанный студией на проект не смог сладить с Жан-Клодом. Случились, что называется творческие разногласия. Мэлоун хотел снять ленту с мрачной атмосферой и элементами фильмов ужасов, и максимально отойти от жанра боевика но Ван Дамму нужен был именно боевик. Со взрывами, стрельбой, ударами ногой с разворота, шпагатами и ордами универсальных солдат открывшими на его героя сезон охоты. Не договорившись ни с главным актёром, ни с продюсерами киностудии Мэлоун просто взял и универсально уволился.

Из-за затянувшегося, в связи с увольнением режиссёра старта съёмок, актриса Элли Уокер, игравшая Веронику - зазнобу Жан-Клода в первом фильме, приняла решение покинуть проект ради карьеры на телевидении, она подписала контракты на съёмках в нескольких сериалах. После её ухода сценарий необходимо было переписать, так как её героиня, хоть и немного, но всё же влияла на ход первоначальной истории.

Режиссёра некоторое время просто не могли найти, все постановщики к кому обращались Ван Дамм и дельцы студии отвечали отказом. Даже создатель первой части Роланд Эммерих ответил отказом, но его можно понять, ко времени съёмок сиквела его карьера ушла в космос он снимал кассовые хиты один за одним ("Звёздные врата", "День независимости", "Годзилла") и давно закрепился на съёмках масштабных лент с бюджетом за сто миллионов. Скромный боевик с невнятным сценарием просто не смог его заинтересовать.

В итоге в режиссёрское кресло пришлось садить абсолютного новичка Мика Роджерса за плечами которого была только его спина и работа дублёром Мэла Гибсона (очевидно это решение принималось не без помощи Мэла) - опыта в режиссуре полнометражных художественных фильмов у него не было. Это был жест отчаяния - подвешенные в воздухе продолжительное время съёмки фильма могли превратить его в долгострой, которые частенько ничем не становились и просто оседали на полках киностудии в виде листков сценария. В случае с этим фильмом, возможно, это был бы лучший вариант.

Жан-Клод был всё так-же прыток, но в его прыжках виднелась безыскходность
Жан-Клод был всё так-же прыток, но в его прыжках виднелась безыскходность

Тестовые просмотры отснятого материала прошли ужасно и дельцам киностудии стало очевидно, что режиссёр со со своей задачей справился не очень хорошо, и студийные дельцы решили схитрить, чтобы попробовать остаться в плюсе. Ленту отправили на беспощадное поругание монтажёру, чьи ножницы усердно заработали удаляя всё, что можно было удалить. Что, нельзя было тоже вырезалось ибо цель стояла конкретная - за счёт малого хронометража устроить большее количество кинотеатральных сеансов в первый уик-енд проката. Больше сеансов - больше проданных билетов - больше кассовые показатели. Итоговый фильм шёл всего 1 час и 15 минут, но попытка схитрить не сработала.

Объективно - сиквел "Универсального солдата", на момент своего выхода морально устарел, и через семь лет после выхода оригинальной ленты уже вряд ли был кому то нужен, кроме самых преданных поклонников Жан-Клода. Всё весенне-летнее кинотеатральное внимание зрителей забирали такие монстры как "Матрица" и "Звёздные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза".

Возможно кто-то не согласится, что вторая часть получилась настолько плохой, и на всякий случай я вам напомню "эпичную" концовку фильма, чтобы вы приняли уровень перегруженности ленты нелепыми сценарными банальностями.

Ближе к финалу фильма, к лаборатории где бесновался искусственный интеллект и покорные ему универсальные солдаты пытались выбить из Ван Дамма секретный код, чтобы не дать этому самому интеллекту отключиться, подтянулись доблестные военные и быстренько приняли решение взорвать здание вместе со всеми "унисолами", чтобы сильно не заморачиваться. Периметр самым успешным образом заминировали, но нажатие кнопки успеха (взрыва) не принесло. Ситуацию исправил бравый Люк Деверо, который рассчитав момент, выскочил из здания и с помощью выстрела по ящику со взрывчаткой решает все вопросы. Выстрел. По ящику. Со взрывчаткой. На фоне горящих руин он кого-то там обнимает и титры пошли. Конец.

Это был действительно конец кинотеатральной карьеры Жан-Клода. Из-за длительной подготовки к съёмкам и постоянных досъёмок и монтажа итоговый бюджет фильма составил 45 млн. В США и Канаде фильм смог собрать всего лишь 10 млн. После таких печальных цифр было принято решение в мировой прокат картину не отправлять. Мик Роджерс больше никогда не работал режиссёром, он вернулся на каскадёрскую поляну и поработал над постановкой трюков во многих голливудских фильмах. А от Ван Дамма отвернулась последняя крупная голливудская студия, с которой он мог бы работать.

Твоё лицо когда 26-ти миллионный боевик решили не баловать кинотеатральными показами.
Твоё лицо когда 26-ти миллионный боевик решили не баловать кинотеатральными показами.

Сиквел «Универсального солдата» стал последним фильмом с Жан-Клодом Ван Даммом в главной роли, который попробовал свои силы в американском прокате. Он продолжал зарабатывать какие-то деньги снимаясь в европейских фильмах самого разного - часто сомнительного качества, выходящих сразу на видео/ DVD или в прокате отдельных европейских стран, и в рекламах. После наступления эпохи стримингов он попробовал свои силы и там. К сожалению комедийно-шпионский многосерийный боевик наполненный самоиронией "Жан-Клод Ван Джонсон" не оправдал ожиданий стриминг- сервиса Netflix и был закрыт после первого сезона. Относительно недавно (2021) там же вышел комедийный боевик "Последний наёмник" с его участием.

Порадовало, что и Слай про него не забыл и позвал в свой проект "Неудержимые - 2"на роль харизматичного антагониста, где постаревший бельгиец всё так-же эффектно пробивал ему в торец с вертушки. Читал что Ван Дамм просил Сталлоне позвать его и в следующие части в роли доброго или злого брата- близнеца его героя, но отчего то не срослось. Возможно из-за нескромных аппетитов Брюса Уиллиса зарплаты на всех не хватило.

Хотелось бы закончить статью на позитивной ноте. В настоящее время Франсуа активно трудится над своим личным долгостроем - художественным фильмом "Француз", к которому он лично написал сценарий и который лично срежиссировал на свои средства. Период постпродакшена - пересъёмки, и монтаж продолжаются уже около десяти лет. Ван Дамм активно ездит с ним по кинофестивалям, и пытается заинтересовать какую-нибудь крупную киностудию в его покупке. Думаю в конце-концов "Француз" окажется на одном из многочисленных стриминг-сервисов.

Кроме того у Жан-Клода есть крутая идея для последнего фильма, который сможет провести черту под всей его актёрской карьерой. Актёр ищет инвесторов для создания ностальгического боевика под названием "Как меня зовут?" (What's My Name?)

Бельгиец планирует сыграет самого себя, проснувшегося после комы с серьёзной амнезией. Чтобы вспомнить свою историю, он должен пройти через серию боёв против культовых врагов, в знакомых всем зрителям антуражах, врагов с которыми сталкивался в картинах разных лет. Поиски приведут его к финальному поединку с самим собой.

"Я хотел уйти со сцены, но до этого успеть оглянуться на всю свою карьеру, начиная с “Кровавого спорта”, сделавшего меня знаменитым. Я хочу, чтобы это был новый “Кровавый спорт”, но на более высоком уровне".

А нам остаётся лишь только верить и ждать, что всё у него получится с этим проектом и на экране также появятся Дольф Лундгрен, Мишель Кисси (Монгол), Боло Йен, и возможно другие соперники.

Конечно Ван Дамм в большой степени сам виноват в том, что пробыл на Голливудском Олимпе слишком мало. Его спуск мог бы быть более плавным и достойным. Но проверку славой уготовано пройти не всем - пристрастие к алкоголю, запрещённым веществам, звездная болезнь, и гипертрофированное чувство собственной важности ни кого не доводили до добра.

Но всё-таки хочется выразить свою искреннюю благодарность актёру, который сделал моё киноманское детство чуть более краше и спортивней. Жан-Клод Камиль Франсуа Ван Варенберг - большое тебе спасибо.

Вот и всё на сегодня ребята! Если статья вам понравилась - оцените её лайком и подпишитесь на канал. Репосты также приветствуются. Если у вас есть, что сказать: интересные мысли, мнения, воспоминания, - прошу не стесняться и переходить в комментарии. Хотел бы узнать ваше мнение, о чьей актёрской карьере вы бы ещё хотели почитать?

Три последние статьи если вы готовы остаться:

Не оставляйте без внимания уютные убежища в Telegram, ВКонтакте, и Одноклассниках. Смотрите разное, но всегда отличное кино.