1981 для якуткой геологии выдался нелегким, особенно лето. В тот год погибли двое рабочих и пропал один человек – случай, взбудораживший и поднявший на ноги всех.
В июне 1981 г. на практику в Амакинскую экспедицию приехала 17-летняя студентка Московского геологоразведочного техникума Наташа Косорукова и была направлена в отряд Эрика Алексеева.
Девушка была сообразительная и неприхотливая в быту. Она быстро освоилась и приступила к работе. Но! Рано утром 15 июня 1981 года её не обнаружили в лагере. Пропала.
Два дня её искали собственным силами, надеясь, что девушка просто отошла очень далеко. 17 июня сообщили по рации о пропаже, сразу были организованы поисковые отряды, подняты вертолеты, оповещены родители Наташи. Началась масштабная операция по поиску москвички, которая длилась месяц!
Вот, что пишет об этом Эрик Алексеев в своем полевом дневнике от 23 июля 981г.:
Попал в ситуацию, из которой выбраться не могу вот уже 8-9 дней: незаметно, в весьма легкомысленной одежонке, даже не прихватив ДЭТу и накомарники, в легких ботиночках ушла из лагеря и потерялась моя студентка. В районе лагеря долгое время не смог обнаружить ее следы. Ходил без сна, отдыха и еды около двух суток по всем профилям, оставлял знаки, записки, обследовал все тропки и все тщетно. Самое обидное, на вторые сутки шел очень холодный дождь с ветром, под которым человеку в легкой одежде не сдобровать. Если даже она выжила после этого, то по меньшей мере с дремучей простудой или воспалением легких. Это плюс без пищи, отдыха, под тучей комаров – драматический исход. Полагаю, чудо и еще раз чудо может спасти ее! Да еще нераскрытые ресурсы человеческой психики, организма. Но следы, которые мы (с Колей Семеновым) нашли 19 числа, проследили и снова потеряли, до сих пор не обнаружены. А человек не улетучивается, значит…
Поиски потерявшей девушки продолжались 25 дней. Я не буду описывать всех событий, но это были тяжелейшие дни для всех. Вертолеты Ми-2 и Ми-8 совершали облеты каджый день, практически никто не работал - все искали москвичку. И вот - чудо, она жива.
Ее обнаружил в лесу Эрик Алексеев между 19 и 20 часами 75 км по прямой от того места, где была ее палатка. Если учесть петляние по тайге, она прошла за это время не менее двухсот километров. Интересно, что девушка была на ногах и не выглядела слишком изнуренной.
Из воспоминаний геолога Джемса Саврасова:
В 9 часов вечера Кривонос забирает Косорукову на борт вертолета и привозит в Нюрбу, где огромная ликующая толпа нюрбинцев восторженно встречала их прилет. После доставки беглянки в больницу на поджидавшей машине скорой помощи врачи интересуются, прежде всего, самочувствием пострадавшей от столь длительного пребывания в тайге без еды и крыши. И получают ответ: «Самочувствие нормальное». Это после 25 дней голодовки!
Но недолго девушка пролежала в больнице - ровно один день. Дальше она попросила выписать её. Врачам пришлось отпустить. После этого девушка вернулась к себе на родину, а о дальнейшей судьбе ничего неизвестно.
Интересно, что девушка перед тем как потеряться получила детальную информацию о том, что, заплутавшись в лесу, надо идти вниз по первому же попавшемуся ручью. Заблудиться в тех местах очень даже просто: местность ровная, как скатерть, и большей частью покрыта густым лесом. Но если идти вниз по любому ручью, то не позднее, чем через сутки, от силы — через двое суток, выйдешь к Вилюю. А на Вилюе всегда люди есть.
Только Косорукова все сделал наоборот. Очутившись на речке Батамайке, она пошла не вниз, а вверх по течению. Более того, поплутав в верховьх Батамайки, она вышла на другой приток Вилюя — Тонгуо — и опять же пошла вверх по течению. Такое поведение сбивало с толку поисковые группы. Поэтому поиски и затянулись надолго.
Но и не только это вызывало вопросы у геологов. Девушка знала, что её ищут, и просто пряталась. Виной всему гордыня. Косорукова хотела выйти в лагерь непременно самостоятельно, стыдясь своей оплошности. Кстати, об этом она рассказала начальнику экспедиции лишь при прощальной беседе.
Вот такой необычный случай. А девушка, и правда, оказалась сильной раз смогла выжить без еды 25 дней (питалась она в основном прошлогодней брусникой). Сейчас её ищут жители Нюрбы. Вот обращение А.А.Тумановой:
Нам хотелось бы узнать о дальнейшей судьбе Наташи, Натальи Анатольевны Косоруковой, ведь надо иметь большое мужество, силу духа, чтобы одной выжить в якутской тайге, пусть даже и летом. Также, ждем воспоминаний геологов Амакинки, нынче проживающих на разных уголках России. Может встретимся все в нашей родненькой, как сказала Настя Карева, Нюрбе!
Еще больше информации о Якутии и моих размышлений вы найдете в ИНСТАГРАМ АККАУНТЕ ОТМОРОЖЕННАЯ, а вот видео из незабываемых путешествий в моем ЮТУБ КАНАЛЕ.
Спасибо за уделённое время и ваши лайки.