Найти тему
Советское телевидение

"Неужели я отжила?.." Тонкий мир семьи, созданный Маргаритой Тереховой и "хулиганом"

Загадочный внутренний мир женщины в семье стал предметом исследования двух умнейших мужчин - Толстого и Фоменко. Для Петра Фоменко, мага и мистификатора сцены, театр всегда был особой стихией, позволяющей сделать невозможное. "Я думаю, что театр - это предсмертное счастье", - так он говорил.

Классик российской сцены, режиссер, создатель и художественный руководитель уникального репертуарного театра-дома под названием "Мастерская Петра Фоменко", когда-то был отчислен из Школы-студии МХАТ с формулировкой "за хулиганство", про его выходки ходили легенды. Потом были филологический факультет педагогического института имени Ленина, студенческая студия МГУ, легендарные капустники, ГИТИС. Жизнь бросала Фоменко из театра в театр, где он ставил умные, тонкие, изящные и легкие, как строки его любимого Пушкина, спектакли. Некоторые критики называли его "осквернителем русской классики", но он потрясающе чувствовал поэзию и ритм классической литературы.

Предлагаем вам уникальный фрагмент рабочих материалов к телепередаче "Режиссер П. Н. Фоменко в ГИТИСе", где мастер делится своим мироощущением, своим видением театра и важности этого неповторимого вида искусства. Сколько страсти и энергии он вкладывает в каждое слово! Впрочем, смотрите сами.

Петр Наумович поставил более 60 спектаклей в театрах Москвы, Петербурга, Тбилиси, Вроцлава, Зальцбурга, Парижа. Психологизм, крупные планы, виртуозную работу актера с авторским текстом - все это Фоменко воплотил на телевидении, в спектаклях по Пушкину и Толстому, где сотрудничал с замечательными артистами. Одновременно поэтичное, ироничное и слегка хулиганское отношение к жизни режиссер сумел сохранить до последних дней.

Кадр из телеспектакля "Семейное счастье" (1971)
Кадр из телеспектакля "Семейное счастье" (1971)

Предлагаем вам посмотреть телевизионную постановку 1971 года "Семейное счастье" по одноименному роману Льва Толстого. В полной мере здесь отражается тот душевный трепет, то бережное и глубокое отношение к первоисточнику, который Петр Наумович пронес через все свое творчество. Примечательно, что вторично режиссер обращался к этому роману уже в своей "Мастерской" в 2000 году.

Кадр из телеспектакля "Семейное счастье" (1971
Кадр из телеспектакля "Семейное счастье" (1971

В представляемом телеспектакле всего пять актеров создают удивительно тонкий мир семьи, трансформации чувств, работы души и мысли. Редкий случай для Толстого - повествование идет от первого лица, причем рассказчик - женщина. Маргарита Терехова, Юрий Каюров, Лидия Савченко, Юрий Медведев и Олег Школьников филигранно плетут кружево человеческих взаимоотношений и метаморфоз одного мирка, словно выдернутого из времени. Надо сказать, что именно эта роль Тереховой, а в особенности монолог "Неужели я отжила?", стал тем трамплином, который привел актрису в творчество Тарковского.

"Фоменковская" же игра крупных планов - такая сложная для актеров, но такая завораживающая для зрителя, не нуждается в комментариях... Желаем вам приятного просмотра!

Приглашаем вас посмотреть другие работы режиссера Петра Фоменко прошлых лет на канале Гостелерадиофонда по ссылке.

Спасибо, что вы с нами! Смотрите больше видео и слушайте радио на наших официальных каналах на Youtube "Гостелерадиофонд. Советское телевидение" и "Гостелерадиофонд. Советское радио".