Найти тему

Наши играют американскую жизнь. Интригующий "Заговор"

Политический триллер - это американский формат. Но именно американская история была положена в основу телеспектакля "Заговор", снятого в 1971 году Главной редакцией, заметьте, программ для молодежи Центрального телевидения СССР.

Справедливости ради надо сказать, что в условиях повсеместных политинформаций в детско-юношеских коллективах подрастающее поколение было, что называется, в повестке. Поэтому сюжет, в целом ориентированный на взрослую аудиторию, молодежь воспринимала с пониманием.

Причем здесь СССР, спросите вы? История "Заговора" интересная и многоступенчатая, так что попробуем разложить всё по полочкам. И начнем, разумеется, с первоисточника.

Роман "Семь дней в мае" был издан писателем Флетчером Нибелем и журналистом Чарльзом Бейли в 1962 году и стал бестселлером. События первого года президентства Джона Кеннеди, в том числе отставка ярого антисоветчика генерала Уокера, прочие интриги вокруг и внутри Белого дома дали авторам богатую пищу для захватывающего произведения. Что интересно в этой полуголливудской истории?

Кадр из телеспектакля "Заговор" (1971)
Кадр из телеспектакля "Заговор" (1971)

Во-первых, Кеннеди не только прочел книгу, но и одобрил съемки фильма, который вышел на экраны США с оригинальным названием в 1964 году, блистая звездными лицами Фредерика Марча, Кирка Дугласа, Берта Ланкастера и Авы Гарднер.

Во-вторых, сам Джон Кеннеди ленту не увидел. Президент США был убит через год после публикации романа и за год до премьеры.

В-третьих, документальные кадры американской кинохроники об этом событии как раз и были впоследствии использованы советскими кинематографистами в своей экранизации того же произведения.

Кадр из телеспектакля "Заговор" (1971)
Кадр из телеспектакля "Заговор" (1971)

В-четвертых, к СССР история эта имеет самое прямое отношение, поскольку сюжет закручен вокруг двух группировок американских политиков/бизнесменов/военных - тех, кто считает, что с Советами надо сосуществовать по возможности мирно, и тех, кто видит смысл в эскалации, потому что "русских надо поставить на место".

Итак, 1974 год (события происходят в недалеком будущем относительно времени съемок спектакля). Литературный действующий президент США Лиман, осознавая опасность ядерного оружия для всего человечества, пытается договариваться с Советским Союзом о балансе сил. Но далеко не всех устраивает вариант сотрудничества с коммунистами.

Кадр из телеспектакля "Заговор" (1971)
Кадр из телеспектакля "Заговор" (1971)

Военная верхушка (надводная часть американского антисоветского айсберга) замышляет свержение Лимана. Об этом случайно узнает исправный служака из Пентагона, докладывает о своих умозаключениях президенту и т.д. (не хочется раскрывать напряженные подробности искусно созданной телеистории).

Кадр из телеспектакля "Заговор" (1971)
Кадр из телеспектакля "Заговор" (1971)

Финал советские постановщики подкорректировали. И, на наш взгляд, предложенная концовка гораздо больше соответствует духу произведения. Хотя ни авторы, ни Голливуд, конечно, не могли себе позволить настолько смелое решение.

В советской постановке 1971 года играют: Павел Массальский (по-голливудски шикарный президент с очень красивым тембром голоса), Валентин Гафт, Григорий Аннапольский, Владимир Муравьев, Ирина Гошева, Вячеслав Степанов, Галикс Колчицкий, Юрий Пузырёв, Ирина Мирошниченко (обворожительная, как всегда) и др.

Кадр из телеспектакля "Заговор" (1971)
Кадр из телеспектакля "Заговор" (1971)

Хочется добавить, что спектаклей такого рода и стиля было снято не слишком много. Но каждый из них по-настоящему хорош. Под плеером с "Заговором" дадим пару ссылок на подобные же крутые работы. А теперь - "Заговор". Все три части смотрите ниже.

Канал Гостелерадиофонда с советскими фильмами и спектаклями - по этой ссылке. Мы в соцсетях: Telegram, VK, Oдноклассники.