Найти тему
Советское телевидение

Как режиссеры 60-х создавали шедевры телетеатра. Одна из уцелевших записей 1967 г.

Эта постановка - одна из чудом сохранившихся записей 60-х, которую не собирались долго хранить. Почти у всех тех, что существуют сегодня, в сопровождающих актах стоит пометка "временное хранение", что означало пятилетний срок. После этого пленку "обнуляли" и вновь использовали. Сегодня нам остается только сожалеть об утраченном.

"Большое кино" ждала совсем другая участь, а вот телевизионные материалы... И это при том, что на заре ТВ в телетеатре работали профессионалы высочайшего уровня. Сегодня - об одном из них.

Александр Анатольевич Прошкин, отечественный режиссер, работы которого отмечены огромным числом премий и наград самых разных кинофестивалей, начинал свой творческий путь в качестве артиста.

Кадр из материалов Гостелерадиофонда. Съемки 2006 г.
Кадр из материалов Гостелерадиофонда. Съемки 2006 г.

Он родился 25 марта в 1940 году в Ленинграде. В 1961-м он, получивший актерское образование, поступил в Ленинградский театр комедии. Однако довольно скоро Александр Анатольевич понял, что гораздо больше его привлекает режиссура, причем режиссура телевизионная. И тогда он отправился в Москву.

В начале 60-х ничего похожего на нынешнее телепроизводство не было и в помине. Литературно-драматическая редакция, в которой подвизался начинающий режиссер, представляла собой весьма пеструю компанию, состоявшую из людей, не добившиеся успеха в большом кино или театре, и молодежи, переполненной новаторским энтузиазмом и решившей, что за телевидением - будущее.

Кадр из телепостановки "Случай в гостинице" (1967)
Кадр из телепостановки "Случай в гостинице" (1967)

Съемки должны были укладываться в три часа - график был очень жесткий. Так что на режиссерский поиск художественных ходов времени просто не было. Как не было и последующего вдумчивого покадрового монтажа, поскольку переключение камер происходило вживую.

Прошкин рассказывал, что эта особенность тогдашнего телевидения - стремительность, когда "сходило семь потов", - научила его импровизировать на площадке и подарила внутреннюю свободу, так пригодившуюся ему в большом кино.

Сегодня, в день рождения Александра Анатольевича Прошкина, мэтра телевидения и кинематографа, мы предлагаем вам одну из его первых работ в качестве режиссера. "Случай в гостинице" он снимал в 1967 году.

Кадр из телепостановки "Случай в гостинице" (1967)
Кадр из телепостановки "Случай в гостинице" (1967)

Александр Анатольевич не раз говорил, что взаимодействие с первоклассными актерами, которых естественное желание подзаработать приводило на съемочную площадку телетеатра, научило его очень многому.

В "Случае в гостинице" снялись актеры Малого театра: Юрий Соломин, Никита Подгорный, Георгий Куликов, Татьяна Панкова, Юрий Васильев, Александр Потапов, Виталий Соломин, Георгий Оболенский, Виктория Лепко, Сергей Харченко, Александр Грузинский, Геннадий Сергеев, Анатолий Ларионов. Впечатляющая компания, согласитесь.

Кадр из телепостановки "Случай в гостинице" (1967)
Кадр из телепостановки "Случай в гостинице" (1967)

О самом спектакле скажем только, что история эта динамичная, персонажи острохарактерные, четко очерченные, профессионально сыгранные. Скучать вам не придется.

Пьеса "Ночная повесть" польского автора Кшиштофа Хоиньского была написана в 1963 году, а переведена на русский язык в 1965-м. И вот, спустя еще два года, молодой Александр Прошкин создал телевизионную постановку, которую и предлагаем вам сегодня посмотреть.

Даем ссылку на другие работы режиссера, созданные им в телевизионный период творчества.