Всем привет! Это подкаст «Феи / Роботы / Пришельцы», меня зовут Сергей Балашов. Сегодня решил поговорить о такой оптимистичной теме, как зомби-апокалипсис.
Зомби-апокалипсис — жанр фантастики , в котором цивилизация рушится из-за непреодолимых орд зомби. Обычно в живых остаются лишь несколько человек или небольшие группы выживших.
В некоторых версиях причина, по которой мертвецы поднимаются и атакуют, неизвестна, что делает всю ситуацию необъяснимой. В других версиях известно, что причиной является конкретный паразит или инфекция, что весьма похоже на распространение чумы. В некоторых историях каждый труп поднимается, независимо от причины смерти, в то время как другие требуют контакта с переносчиком инфекции.
В любом случае это приводит к тому, что одна вспышка превращается в неконтролируемую лавину. Распространяющаяся «зомби-чума» захлестывает города, военные и медицинские службы, приводит к полному краху гражданского общества, и в мире остаются только изолированные очаги выживших.
Блага цивилизации, такие как водопровод и электроэнергия, отключаются, средства массовой информации прекращают вещание, а национальные правительства пострадавших стран рушатся или скрываются. Выжившим приходится искать еду, оружие и другие припасы в мире, ставшим враждебной пустыней без признаков цивилизации. Обычно существует «безопасная зона», где незараженные могут найти убежище и начать новую жизнь. В таких оазисах сохраняется централизованное правительство и организованная армия.
Откуда взялись зомби?
Зомби – слово из гаитянского французского. В современной мифологии и фантастике — это материальное воплощение нежити, созданное путем оживления трупа. Зомби чаще всего встречаются в жанрах ужасов и фэнтези. Термин происходит из гаитянского фольклора, в котором зомби — это мертвое тело, оживляемое различными методами, чаще всего магией вуду. В современных фильмах и книгах часто используется не магия, а научно-фантастические методы, такие как переносчики, радиация, психические заболевания, вирусы, патогены, паразиты, неудачные научные эксперименты и т. д.
Одной из первых книг, познакомивших западную культуру с концепцией зомби вуду, была книга американского оккультиста Уильяма Сибрука «Волшебный остров», в котором рассказчик сталкивается с культами вуду на Гаити и их воскресшими рабами. По мотивам этой книги был снят фильм «Белый зомби» 1932 года. Фильм рассказывает о превращении молодой женщины в зомби от рук злого мастера вуду.
«Белый зомби» считается первым полнометражным фильмом о зомби.
Новая версия зомби, не такая, как в гаитянском фольклоре, появилась в популярной культуре во второй половине XX века.
Первым вдохновителем этого жанра был роман Ричарда Мэтисона «Я - легенда» (1954), в котором одинокий выживший по имени Роберт Невилл ведет войну против орд людей, превращенных в вампиров. Роман был несколько раз экранизирован.
Джордж Ромеро взял из романа идею апокалиптической черты для фильма «Ночь живых мертвецов» (1968), но вампиров он заменил на шаркающих гулей, которых после фильма все стали называть зомби.
Слово «зомби» не используется в «Ночи живых мертвецов», но позже было использовано фанатами. После других фильмов о зомби, таких как «Рассвет мертвецов» (1978) и видеоклипа Майкла Джексона «Триллер» (1983), жанр на несколько лет угас.
Эволюция архетипа зомби началась с видеоигр Resident Evil («Обитель зла») и The House of the Dead («Дом мертвых») в конце 1990-х годов, с более научным объяснением и введением быстро бегающих зомби, что привело к возрождению зомби в популярных играх и культуре. За этим последовала волна малобюджетных азиатских фильмов о зомби, а затем новая волна популярных западных фильмов, таких как «28 дней спустя» (2002 г.), фильмы «Обитель зла» и «Дом мертвых», а также ремейк «Рассвета мертвецов» и британская комедия «Зомби по имени Шон».
Концепция «зомби-апокалипсиса», в которой цивилизованный мир рушится из-за глобального нашествия зомби, была отлично представлена в сериале «Ходячие мертвецы», выходящем с 2010 года.
Популярность историй о зомби-апокалипсисе тесно связано с бурным социальным ландшафтом США 1960-х годов. Многие считают, что образ зомби позволяют людям справиться с тревогой по поводу конца света.
Зомби-апокалипсис наступил
Образ зомби-апокалипсиса относится к любому виду апокалипсиса нежити: нежить быстро распространяется, уничтожает людей, поедая или кусая их, и обычно очень заразна.
Есть несколько общих тем и образов, которые создают зомби-апокалипсис.
Первая встреча с зомби чрезвычайно травматична, вызывают шок, панику, недоверие и, возможно, отрицание. Это снижает шансы выживших справиться с новым видом врага.
Каков же сценарий типичного зомби-апокалипсиса? Обычно события развиваются быстро, в течение нескольких дней или даже часов. Возможно, искусственная чума, которой работало правительство, вырвалась на свободу. Может быть, заклинание жреца вуду пошло не так. Может быть, инопланетный космический зонд передал на Землю странный сигнал или упал на Землю и принес с собой радиацию. Может быть, в аду просто больше нет места.
Какой бы ни была причина, результат один и тот же; недавно умершие в массовом порядке восстали, чтобы питаться живыми. С каждой жертвой, их число увеличивается, и никакая сила на Земле не может их сдержать. Когда общество рушится, главные герои должны пробиться в безопасное место или просто стрелять, пока все не закончится.
Реакция властей на угрозу не поспевает за ее распространением, что дает зомби-чуме выйти за рамки сдерживания. Это приводит к полному краху общества. Зомби захватывают все, а небольшие группы живых должны бороться за выживание.
Истории обычно рассказывают об одной группе выживших, застигнутых внезапным кризисом. Повествование обычно охватывает начало зомби-чумы, первые попытки обратиться за помощью к властям, неудачи этих властей, внезапный полный крах всей инфраструктуры и последующие попытки персонажей выжить своими силами.
Такие истории часто сосредоточены на том, как персонажи реагируют на экстремальную катастрофу и как меняется их личность и поведение, как на первый план выходят инстинкты выживания и страх за свою жизнь.
Хотя предполагается, что неотъемлемой частью зомби-апокалипсиса является сам факт ходячих мертвецов, не все ужасы и конфликты исходят от самих зомби. Вместо этого причиной хаоса могут быть живые люди и то, как они реагируют на появление зомби. Часто ответ «плохо». Распад общества, страх, что окружающие могут быть заражены и нападут без предупреждения, так же важны для истории зомби, как и сами зомби, если не больше.
Практически во всех историях о зомби-апокалипсисе, независимо от причины, по которой зомби нападают на живых (незараженных) людей, они никогда не нападают на других зомби. Они могут нападать на животных, но вирус редко поражает другие виды, вероятно, потому что снимать людей в гриме дешевле и проще, чем работать с животными, будь они дрессированные, нарисованные или компьютерные.
Из-за угрозы, которую представляют зомби (в конце концов, они только что вызвали крах всего мира), главные герои должны очень научится справляться с этой напастью. Часто финал таких историй является мрачным или открытым. Произведения про зомби-апокалипсис редко получают полностью счастливый конец. Всегда ситуация будет становиться все хуже и хуже, либо из-за действий персонажей, либо из-за независящих от них обстоятельств, но мир уже никогда не будет прежним, всем выжить не удастся, а само существование человечества будет под большим вопросом.
Поскольку следить за распространением реальной эпидемии, начиная с «Нулевого пациента» долго и скучно, действие большинства историй о зомби происходит либо после конца, либо события развиваются очень быстро, например значительная масса людей одновременно заражается каким-либо биологическим оружием.
Обязательно окажется, что «Военные бесполезны» хотя бы для того, чтобы фильм не закончился через пять минут. Если армия и полиция действительно компетентны, то, скорее всего, окажутся злыми.
Крах произойдет очень быстро, в течение недель или месяцев, а не лет. Скорость распространения зомби не даст обществу и главным героям адаптироваться.
Выжившими могут оказаться экипаж автономной подводной лодки или авианосца, которые переждут вспышку зомби в рейсе; или жители изолированного района, даже отдельного здания.
Еще одна распространенная особенность зомби-апокалипсиса заключается в том, что зомби часто не самые опасные враги, с которыми столкнется выживший. Обычно это другие выжившие, жадные до власти маньяки или обычные голодные люди, которые хотят напасть, чтобы отобрать у других еду и место в убежище. Иногда будут встречаться люди — настоящие чудовища.
Зомби-апокалипсис почти всегда представляет собой войну на истребление, требующую, чтобы все были вооружены.
Частый сюжет фильмов и книг про зомби-апокалипсис – это моральные терзания инфицированного. Один из членов команды оказывается заражен: укушен или отравлен. Он или она знает, что через несколько часов неизбежно превратится в зомби, и станет угрозой для своих товарищей. Однако альтернативой является либо самоубийство, либо смерть в одиночестве.
Тогда зараженный скрывает свое состояние, чтобы оставаться с людьми до последнего, в надежде на чудо. Как вариант, это может делать его друг или возлюбленная. Конечно же, чуда не случится, и скоро потерявший рассудок новый зомби набросится на своих бывших товарищей.
Зомби в реальной жизни
Согласно эпидемиологическому анализу Карлтонского и Оттавского университетов 2009 года, появление даже медленных зомби из «Живых мертвецов» вероятно приведет к краху цивилизации, если с ним не справиться быстро. Основываясь на математическом моделировании, ученые пришли к выводу, что наступательные стратегии гораздо надежнее карантинных из-за рисков, которые могут поставить под угрозу карантин. Они также обнаружили, что обнаружение лекарства просто оставит в живых несколько человек, но мало что сделает для снижения уровня заражения.
Кроме того, было установлено, что наиболее вероятным долгосрочным результатом такой вспышки будет существенное вымирание людей, при этом большинство либо погибнет от эпидемии, будет убито зомби. Этот вывод проистекает из предположения исследования, что основной эпидемиологический риск зомби, помимо трудностей нейтрализации, заключается в том, что их количество будет постоянно расти: поколения выживших людей, вероятно, будут становиться пищей для популяции зомби, что приведет к постоянному росту инфицированного населения, которое прекратится только с заражением или смертью всех выживших людей.
Те, кто интересуется темой, наверняка знают, что в США существуют инструкции и рекомендации на случай зомби-апокалипсиса. В 2011 г. Центры по контролю и профилактике заболеваний опубликовали статью «Готовность 101: Зомби-апокалипсис», в которой даны советы по подготовке к выживанию при вторжении зомби. Советы вполне рациональные, в руководстве стремились подчеркнуть важность запасов воды, еды, медикаментов и других предметов первой необходимости для подготовки к любым потенциальным бедствиям.
У Пентагона также есть процедура на этот случай. Почему? Собственно, у них, как у любой крупной военизированной организации, есть планы на случай многих событий, которые вряд ли произойдут, например, восстание тостеров или вторжение инопланетян. Это касается не только Соединенных Штатов. Подготовки мало не бывает.
Зомби-апокалипсис — это обычный сценарий мозгового штурма для служб быстрого реагирования, потому что он достаточно глобален, чтобы задействовать все основные агентства по оказанию помощи при стихийных бедствиях, но также является вымышленным, чтобы не превратиться в обычное соперничество между службами. Также легче заставить гражданских подыгрывать или, по крайней мере, не паниковать, поскольку сценарий явно вымышленный.
Образы ходячих мертвецов иногда используют при подготовке к стихийным бедствиям, чтобы побудить людей готовиться к реальным чрезвычайным ситуациям. Если люди будут готовы к тому, что мертвые массово восстанут из могил, чтобы питаться живыми, то уж землетрясение или ураган будут в сравнении с этим мелочью.
Фитнес-тренеры предлагают сценарии спасения от зомби как мотивацию для занятия спортом. Просто бегать по утрам скучно, но если представить, что убегаешь от толпы зомби, сразу появляются силы.
Вполне возможно, что образы зомби могут быть частично связаны с событиями во время Черной смерти или подобных эпидемий. Для захоронений иногда использовались братские могилы, а высокая температура может вызывать бред или даже повреждение головного мозга. Таким образом, если кого-то сочли мертвым, и похоронили случайно, но человек оправился и пришел в себя, свидетели увидят невнятного, неуклюжего человека, покрытого язвами, покидающего кладбище, который будет очень похож на «зомби», даже если такого слова очевидцы и не знают.
Виды зомби
Слово «зомби» возникло в верованиях вуду на Гаити и относится к телу, «возрожденному» и порабощенному колдуном.
Некоторые из классических особенностей внешнего вида зомби на самом деле являются симптомами отравления нейротоксином, который, возможно, использовался в определенных ритуалах вуду. В этой форме зомби были известны с конца XIX века.
Режиссер Джордж А. Ромеро в «Ночи живых мертвецов» (1968) использовал это слово в сценарии, но предпочитал вставлять в диалоги термин «упыри».
Поскольку фильм случайно стал достоянием общественности из-за ошибки в финальных титрах, он быстро стал объектом подражания со стороны многих других режиссеров. Большинство историй о вторжении зомби, даже те, которые не основаны явно на фильмах Ромеро, следуют одним и тем же правилам.
Как правило, зомби в таких картинах медлительные, неуклюжие и неразумные.
Ромеро заложил большинство «общих» условностей зомби, а более конкретные и заметные образы зомби чаще вдохновлены продолжениями.
В частности, именно из более позднего фильма «Возвращение живых мертвецов» все знают, что зомби бормочут себе под нос «Мозги…»
Однако в более поздних фильмах зомби стали проворными, злобными, умными и сильными.
Цвет кожи зомби также может сильно различаться: от нормальных оттенков кожи до зеленого, синего или серого. Их походка также может быть разной: они хромают и волочат ноги по земле, стойка «руки вперед» или в более современном варианте — бегут вперед всей толпой.
Зомби-канон был перевернут с ног на голову с выходом видеоигры The House of the Dead («Дом мертвецов») в 1996 году и фильма "28 дней спустя" в 2002 году, которые сильно повлияли и на современный образ быстрых и злобных зомби.
Во многих случаях «быстрых» зомби создатели объясняют как живых людей, зараженных патогеном (как в в серии игр Left 4 Dead), а не оживленных трупов, чтобы избежать штампов, заданных зомби Ромеро. Спорный вопрос, можно ли технически называть зараженных, но живых людей «зомби», поскольку они никогда не умирали.
Кроме того, в зависимости от жанра могут существовать «особые» типы зомби, как неожиданные мутации, либо как высший класс среди стандартных зомби. Они обладают особыми способностями и силой, скоростью или свирепостью.
Элитные зомби
Зрители устают от обычных зомби, медленных, хромоногих и вечно стонущих, идущих толпой без тактике или драмы. И для того, чтобы сделать мир интереснее, в сюжет вводят зомби с особыми способностями!
Они могут включать в себя силу, выносливость, скорость, интеллект вплоть до гениальности, и более специфические, такие как способность плевать кислотой на дальние расстояния, прыгать по стенами и цепляться за потолки, а также клыки и когти, чтобы наносить более смертоносные удары в ближнем бою.
Есть несколько повторяющихся типов элитных зомби, используемых в различных зомби-медиа:
Силачи. У них увеличена мышечная масса и размер, и они могут нанести гораздо больше урона, чем другие формы зомби. Обычно они очень медленные и неуклюжие, но справиться с ними непросто.
Охотники и Сталкеры. Как следует из названия, эти зомби ведут себя как хищники. Они любят устраивать засады и набрасываться на ничего не подозревающих выживших. Обычно они быстрее и проворнее своих неуклюжих собратьев. Из-за своего хищного характера они также немного умнее. Возможны даже острые когти и мутации зубов. Обычно эти зомби передвигаются на четвереньках и ведут себя по-звериному. Иногда могут даже ползать по стенам и потолку.
«Животные» зомби. Это попавшие под действие зомби-чумы звери и птицы. Обычно дело ограничивается домашними животными, такими как собаки и кошки, а также домашними грызунами. Любопытно отметить, мало где придумывали сделать зомби других животных, например, обитающих в зоопарке жирафов и шимпанзе. Стать ожившими чудовищами могут хищники или падальщики, такие как волки, медведи и, например, стервятники.
Плюющие зомби — используют свой желудочный сок или яд как оружие. Иногда эта отрава вызывает другой эффект, например, замедляет выживших, делает их более уязвимыми или привлекают к ним больше зомби. Обычно они появляются с раздутыми телами или мутировавшими ртами. Иногда они также очень заразны и способны быстро распространять зомби-вирус. Их останки обычно очень кислые или токсичные даже после гибели, и могут взорваться облаком яда.
Умные зомби. Такие монстры обычно очень редки, но чрезвычайно опасны. Они могут справляться с мелкими сложностями, например открывать двери или окна и способны использовать инструменты, обычно оружие ближнего боя. Иногда они ведут орду к лагерям выживших и помогают другим зомби им преодолевать ловушки.
Итоговая стадия развития умного зомби – «Зомби-профессор». Он или она такой же, как и любой другой человек, не считая разлагающегося тела и потребности есть людей. Они могут говорить, рассуждать и иметь чувство морали. Их навыки почти человеческие, хотя и немного медлительные. Их воспоминания варьируются от амнезии до полной памяти о своей прежней жизни. Некоторые из них постоянно борются и борются с желанием есть людей, в то время как другие наслаждаются этим. В зависимости от правил произведения, интеллект и память зомби могут постепенно ухудшаться со временем и при повреждении, пока они не станут обычными безмозглыми ходаками. Иногда наоборот: обычный зомби с возрастом и опытом становится все умнее и умнее.
Часто такие зомби возглавляют и командуют ордой мертвецов. Такие армии зомби зачастую наиболее опасны, потому что они организованы.
Еще один подвид хитрых Зомби – это зомби, которые используют обман, чтобы заманить к себе выживших. Существует несколько типов в зависимости от того, какой метод они используют. Зомби любят притворяться мертвыми (очень убедительно, поскольку технически они уже мертвы), чтобы выжившие подошли поближе.
Есть зомби, которые заманивают жертв, подражая выжившим. Они кричат или зовут на помощь, иногда членораздельно. Их цель - устроить засаду, чтобы сожрать подошедших выживших, или напасть на них и заразить зомби-вирусом.
Дети-зомби обычно встречаются на детских площадках и в школах. Как правило, они двигаются намного быстрее, чем их взрослые собратья, из-за своего небольшого размера, а также довольно многочисленны. Тот факт, что они дети, может вызвать колебания при их убийстве, особенно у взрослых, которые впервые столкнулись с зомби. Иногда сюжетом произведения становится то, что выживший привязывается к ребенку-зомби, узнает в нем своего ребенка, и скрывает от других выживших. Обычно это приводит к заражению изнутри лагеря или даже к тому, что взрослый переходит на сторону зомби.
Чумные зомби, созданные вирусом или подобным инфекционным заболеванием. У них есть способность превращать зараженных жертв в новых зомби. Часто бывают плотоядным.
Бывают искусственные зомби, созданные наукой. Они похожи на Монстра Франкенштейна, каким его представили в голливудских фильмах в исполнении Бориса Карлоффа.
Кибер-зомби — более технологичная подкатегория усиленных зомби. По сути, это обычный зомби, оснащенный различными механическими гаджетами, компьютерными имплантатами, бионическими конечностями и интегрированным оружием.
Может иметь конечности с механическим приводом, ручные пушки, острые металлические лезвия вместо когтей, бионические глаза (которые могут стрелять лазерами) и многие другие дополнения.
Если есть страшные зомби, то будут, конечно, и Привлекательные, которые сохраняют свою внешность несмотря на то, что превратились в живой труп. Зомби может быть не только привлекательным, но и добрым, если у него нет ужасного голода и он может не причинять вреда живым людям. Он тесно связан с дружелюбными вампирами и призраками.
Заключение
В конце 2000-х произошла «гуманизация» и романтизация типажа зомби. Зомби все чаще изображают как друзей и любовные интересы людей. Известные примеры включают фильмы «Тепло наших тел», анимационный фильм «Труп невесты», сериалы «Мёртвые до востребования» и «Я, Зомби». В этом контексте зомби часто рассматриваются как представители дискриминируемых групп, борющихся за равенство, а романтические отношения между человеком и зомби становятся метафорой сексуального раскрепощения и нарушения табу. Действительно, если можно любить вампиров, оборотней, инопланетян и рептилоидов – чем зомби хуже?!
А что вы сделаете, если вдруг начнется зомби-апокалипсис? Напишите в комментариях.
Канал «Феи / Роботы / Пришельцы» можно читать на Дзен, в Телеграме и ВКонтакте. Аудиоверсия подкаста доступна на сервисах Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Google Podcasts и в подкастах ВКонтакте. Видео-версию смотрите на канале YouTube.
Поддержать канал можно на сервисе Boosty по ссылке в описании.
Оставляйте комментарии и ставьте оценки. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски. Скоро увидимся!