– Дмитрий, привет! Давай знакомиться. Расскажи, откуда ты.
– Привет. Меня зовут Дима Переверзев, нападающий. Родом из Курской области, города Обоянь. Город небольшой, население примерно 30 тысяч человек. В детстве играл там.
– Как и в каком возрасте ты пришёл в футбол?
– Как я попал в футбол – история очень смешная. Сначала, когда мне было 5, родители отвели меня на бокс. Я отходил туда пару занятий, тренер говорил, я парень перспективный. Но на следующей тренировке мне больно ударили в нос, у меня пошла кровь, и я решил: «Бокс – не моё». Как и везде в то время, мы с парнями часто играли на улице. И у меня был друг на 3 года старше, он занимался в секции футболом. Мне тоже понравилось гонять мяч, вроде даже получалось хорошо. Я попросил родителей: «Отведите меня на футбол». Родители, видимо посчитав «боксёрский опыт» неудачным, отвечали: мол, подожди, тебе рано. Тогда я взял инициативу в свои руки и попросил друга – сходить вместе с ним на тренировку. Пришёл, тренеру понравился, и меня в тот же день поставили в младшую группу. И вот я возвращаюсь домой, довольный. А родители в шоке: везде меня искали, не могли найти. Мама спрашивает: «Ты где был?!» А я радостно отвечаю: «Мама, я устроился в футбол!»
– Были какие-то кумиры в детстве?
– На самом деле, нет. Я в футбол играть любил – но при этом почти не смотрел. А позже мальчишки постарше во дворе стали называть меня Пеле. Кстати, в маленьком городке это прозвище даже «приклеилось», уже в более старшем возрасте где-то читал, что земляки меня шутя так и называли – «Обоянский Пеле». А тогда, поначалу, я даже не знал, кто это такой. Позже – не кумиром, конечно, но спортивным примером – для меня стал Криштиану Роналду. Он всегда мне нравился. Но без фанатизма. Не отрицаю: Лео Месси – очень крутой игрок. Великий…
– Как из Обояни попасть в большой футбол?
– В своём возрасте – скромничать не буду – я всегда выделялся. И в 9 лет меня повезли на просмотр в московский «Спартак». В первом товарищеском матче против «Смены» мы выиграли 7:1, я забил 5 голов, и меня оставили в «Спартаке». Потом был турнир в Москве – с участием крутых команд: «Динамо», «Локо», тольяттинской Академии Коноплёва. Там я тоже блеснул, меня признали лучшим игроком. Но в «Спартаке» на тот момент не было интерната для иногородних. Поэтому когда на меня вышел «Локо» и предложил заниматься у них, я согласился.
– Первый твой «трансфер», выходит, состоялся в 9 лет?
– В 9-10. В «Локомотиве» тоже играл год с небольшим. Ездил с командой на соревнования в Германию и Голландию. На голландском турнире наша команда дошла до финала, там проиграли «Байеру». К тренерам «Локо» подходили немцы – говорят, хотели забрать к себе, но в итоге так ничего и не состоялось. Затем я перешёл в школу ЦСКА, там задержался дольше. Но в итоге всё закончилось не очень хорошо. Пришлось покинуть команду по личным причинам.
– Что за «личные причины»?
– Была неприятная ситуация. На сборах с партнёром по команде мы играли в теннис. Парень этот был «любимчиком» тренера, и иногда позволял себе то, чего другим не прощалось. И вот мы играем в теннис, я его обыгрываю. И он от обиды кидает в меня ракеткой. Я закипел и, недолго думая, ударил его... После такой «сдачи» моя карьера в ЦСКА прекратилась.
– Не жалеешь?
– Нет, я вообще ни о чём в жизни не жалею. Ни про несостоявшийся отъезд в «Байер» – от меня, сколько мне было тогда, 10 лет – всё равно ничего не зависело. Ни про этот эпизод в ЦСКА. Всё, что ни делается – всё к лучшему. Да и любой нормальный парень, оказавшись тогда на моём месте, поступил бы так же.
– Тот твой обидчик из ЦСКА (можешь не называть имён) сейчас на виду, в большом футболе?
– Нет, с тех пор вообще ничего о нём не слышал.
– Завершая разговор про армейцев – по твоему возрасту, 1998 год рождения, кто выделялся?
– Как тогда, так и сейчас – в ЦСКА был хорош Фёдор Чалов. Топ-нападающий. Из тех, кто ещё выделялся, но в основу не пробился? Георгий Кодзаев был хороший игрок, Кирилл Леонов – классный защитник. Сейчас они не на виду, но такова футбольная жизнь. С молодёжного уровня на взрослый бывает тяжело куда-то пробиться, если за тебя кто-то не похлопочет, «слово не замолвит», в хорошем смысле.
– А из тех, с кем пересекался раньше в «Спартаке», «Локомотиве», кто-то сейчас играет в Премьер-Лиге?
– Да, конечно. Из тех, кого сразу вспомню: из «Спартака» - Саша Ломовицкий, из «Локо» - Рома Тугарев.
«Школа жизни» и форвард на миллион
– Каково это – после одной из лучших академий страны возвращаться обратно в 30-тысячный город?
– После отчисления из ЦСКА было обидно, конечно. В Обояни, можно сказать, все всех знают. Понимал, что люди будут говорить за меня – мол, на него были такие надежды, а он… Но отпустил ситуацию быстро. В футбол то я играть не разучился, продолжил бегать на Первенство области, а в 18 лет в определённой степени «перезагрузился» – ушёл в армию.
– Получается, из школы армейцев ты попал в настоящие войска. Какой-то положительный опыт удалось получить?
– Ну, опыт у каждого свой. Кому-то это может быть и годом впустую, кто-то «траву красит». Но у меня служба была по полной программе. Служил я в роте противодиверсионной борьбы, каждый день бегали в броне, отрабатывали учебные захваты территорий. Кидали гранаты, ездили на БТР. Так что польза была – и в плане «физухи», и в плане приведения мыслей в порядок, планов на дальнейшую жизнь.
– И какие были планы?
– На самом деле, я всегда на уровне области считался футболистом талантливым. Но уходя в армию, честно, не планировал дальше продолжать с футболом. Думал заняться образованием, устроиться на работу какую-то. В общем, жизнь поменять. Но как только демобилизовался – сразу же позвали в «Авангард». Он как раз тогда был на виду, в том сезоне пошумел в Кубке России (вышел в финал розыгрыша 2017/18, где уступил «Тосно» – прим. ред). Правда, хоть в основную команду я и привлекался, но в основном играл за дубль, на КФК. Подписывать профессиональный контракт клуб не спешил.
– Почему?
– Дело в деньгах. Когда с молодым игроком подписывают первый взрослый контракт, клуб должен через РФС выплатить компенсацию для академий за его подготовку. У меня таких молодёжных школ было три – «Спартак», «Локо», ЦСКА. В итоге я должен был обойтись своей новой команде в 1 миллион рублей. Таких «лишних» денег у «Авангарда» тогда не было.
– Как в итоге всё разрешилось?
– На уровне ПФЛ тогда можно было это правило обойти. Подписав краткосрочный любительский контракт. Так я и сделал. Дебютировал в профессиональном футболе в белгородском «Салюте». За пару месяцев смог «засветиться», забил несколько голов. После чего поехал с командой на турнир «Переправа». Там мы попали в призёры, и на меня обратил внимание клуб ФНЛ – «Армавир». Согласившись отдать за меня миллион.
Лучшая лига мира, «блогерский» опыт, возвращение
– Твой опыт в ФНЛ – 16 матчей, 0 голов. Был не готов, получается?
– В «Армавире» были свои сложности, это я уже понял по ходу дела. Начиналось то всё здорово: в первом же матче я отдал голевую, мы победили 2:1. Проблема была в другом: я приходил в «Армавир» в роли «лимитчика» (игрок младше 21 года – прим.ред.), но был такой не один. Со мной же пришёл парнишка из «Краснодара», и между клубами была договорённость, что ему будут давать игровую практику. Я, в принципе, выходил и со скамейки, играл. Но – не забивал и не отдавал. На самом деле, для нападающего, просто «быть полезным» – мало. Оценивают тебя по статистике. У меня её не было. А в конце сезона клуб не прошёл лицензирование и закрылся. В общем, получилось так, как получилось…
– После сезона в Лучшей лиге мира (по крайней мере, лично для тебя на тот момент) – ты возвращаешься в «Авангард». Легче было играть ближе к дому?
– В «Авангарде» меня ждали, верили в меня. Отношения с клубом у меня всегда были хорошие – такими и остаются. Сезон 19/20 я начал хорошо – выходил в старте, забивал… Немного подпортила статистику травма. Тем не менее, к концу сезона на меня вышел уже новый, столичный клуб.
– Тот самый «Красава»? Кто был инициатором сотрудничества?
– Да, у нас с Жекой (Савиным, основателем ФК «Красава» – прим.ред.) было обоюдное желание. Стали хорошо общаться, и моя кандидатура для проекта была одобрена.
– Не думал, что такой переход – своего рода «шило на мыло»? «Красава» же тоже играл во Второй Лиге…
– Привлекла медийность, узнаваемость. По задумке (да так и вышло) – клуб должен был быть у многих на виду. Но при этом играть против реальных профи, стремиться подняться наверх. Соответственно, «засветившись» там – проще было бы уйти в тот же ФНЛ. По крайней мере, сделать это быстрее, чем в «Авангарде». Так мне казалось. Плюс сама идея максимально открытого для зрителей клуба – тоже меня привлекла.
– Этап в «Красаве», тем не менее, вышел недолгим – всего полгода…
– Коллектив был огонь, на самом деле. Все заряжены на результат. Плюс в начале меня выбрали капитаном команды. Опыт здесь я получил очень большой…
– В плане футбола или «медийности»?
– Медийности – в первую очередь, да и в целом человеческий опыт. Например, я понял, что значит быть лидером, капитаном. Что на камеру нужно вести себя немного по-другому. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что в каких-то моментах был несдержан, вёл себя некрасиво. Кричал, ругался на партнёров, например… Зачем? Это же мои товарищи…
– Но матче в Великих Луках ты, кстати, получил жёлтую именно за разговоры с судьёй…
– Штрафовать меня здесь не за что. Да и сказал я всё по делу: «Ну как можно было не увидеть игру рукой?!» Но опять же – сказал на эмоциях. Поэтому и получил карточку.
– Ты и в жизни такой эмоциональный, или только на футбольном поле?
– Сейчас я стал сдержаннее, это точно. Хотя, на самом деле, для меня эмоции – это такой «двигатель». Очень часто за счёт них, какой-то «злости» спортивной, я и делаю результат. Но иногда – да, эмоции могут перехлёстывать и сказываться негативно. Учусь себя контролировать, чтобы шло только на пользу…
– После «Красавы» ты несколько месяцев был без команды. А в итоге оказался на юге России, в клубе «Биолог-Новокубанск»…
– «Засветился» я, мне казалось, всё-таки неплохо. Ждал, что будет много предложений, но оказалось не так. Вариант с «Биологом» я поначалу даже не рассматривал. Думал – где это? Та же Вторая Лига, да и клуб находится в селе… Только когда от других клубов конкретики не дождался, дал согласие «Биологу». И понял, что вначале ошибался. Коллектив подобрался очень хороший, тренер в меня безоговорочно верил. По игре меня ставил фактически «свободным художником», позволял на поле практически всё. В той же «Красаве» я выходил и на фланге, и инсайдом. Здесь же – действовал как бы «фронтменом» по всей атаке. И парни играли в основном на меня.
– Так всё-таки какая позиция тебе ближе – в центре нападения?
– Лучше всего – немного оттянутого форварда, не на самом острие. А вообще мне нравится, когда я с мячом, развиваю атаки. Когда игра идёт через меня.
– В «Биологе» ты в итоге «настрелял» голов едва ли не больше, чем за всю предыдущую карьеру…
– Да, если сравнивать с другим моим этапом на Юге – в «Армавире», то получится полная противоположность. Статистику набил внушительную: 30 матчей – 27 результативных действий. Многие тренеры же на что смотрят в основном? На цифры. После этого и стал получать предложения от серьёзных команд.
Новый вызов
– Наш «Спартак» оказался самой серьёзной?
– Дело в том, что в «Биологе», как бы комфортно там не было, не стояло цели выйти в ФНЛ. То есть когда мы шли в топ-5, и даже в топ-3, задача-максимум была – просто остаться на этих позициях. «Спартак» же сразу обозначил задачи, которые стоят перед клубом. Василий Александрович Грязнов вышел с предложением, обо всём рассказал. Условия здесь хорошие, плюс вижу – по игрокам складывается сильная «банда», которая может эти задачи решать.
– С кем-то из «банды» уже успел сдружиться?
– На 100%, наверное, ещё в коллектив не влился. Из тех, кто был в «Спартаке» раньше – ни с кем до этого прямо хорошо так не был знаком. А так мы, новички, познакомились в первую очередь между собой – и помогаем друг другу осваиваться. С Серёгой Шаровым общаемся, с Виталием Шаховым…
– Нынешняя предсезонка «Спартака» – самая тяжёлая в твоей карьере?
– Когда я переходил сюда, мне обо всём рассказали: и о велотренировках, и о нагрузках… Я отношусь к этому нормально. Было непросто, конечно: 45 дней, по три тренировки, педали регулярно крутили. Но зато вижу по себе: я уже физически прибавил, и сейчас с новыми силами готов биться за результат.
– В Костроме когда-то был раньше? Что знаешь о нашем городе?
– Слышать – слышал, но не был ни разу. И никаких родственников здесь у меня тоже нет! Вообще, несмотря на то, что клуб базируется в Москве, и «Красава», например, где я раньше играл, тоже – я люблю спокойные города. Знаю, что на домашние матчи «Спартака» ходит много болельщиков. Хочется их порадовать, в первую очередь.
– В большинстве команд ты играл под 98-м номером, а в «Спартаке» выбрал 13-й. Почему?
– Число 13 – на самом деле, моё любимое с детства. Ещё на детских турнирах в городе у себя играл под этим номером. Никаких суеверий нет по этому поводу, даже наоборот. Просто в предыдущих командах (кроме «Биолога») 13-й был занят, и я брал 98-й – по году рождения.
– Статистика – вещь упрямая. Ни в одном из клубов ты до сих пор не задерживался дольше, чем на сезон. В «Спартаке» сломаешь традицию?
– Да, я замечал. Но ведь я всегда иду на рост! После «Красавы», например, мог пойти в Медиалигу – но это не моё. В «Спартаке», конечно, хочется остаться дольше. Но на всё Божья воля. Если, например, поступит предложение от клубов рангом выше – из ФНЛ или Премьер-Лиги – я рассмотрю его. «Спартак», я думаю, поймёт и препятствовать не будет...
– Какие-то персональные задачи перед собой в «Спартаке» ставишь?
– Вместе с клубом хочу подняться в таблице – чем выше, тем лучше. Может быть, даже в этом году попробовать решить задачу (выйти в ФНЛ). Забивать, конечно, тоже хочу – желательно в каждом матче. Но играть за самого себя – неправильно. В футбол играет команда – а я просто должен ей помочь!
– С Укомским в паре сыграете?
– Когда я переходил в клуб, то конечно знал, что здесь есть «граф Укомский», лидер команды. И учитывал, что мы оба будем играть и делать результат. Из-за конкуренции я не переживаю. Задача-то у нас общая!
БЛИЦ
Что есть в костромском «Спартаке» такого, чего нет в других командах?
– Великов!
Какой команде симпатизируешь из ТОПов – в России, за границей?
– В России мне симпатичен московский «Спартак». Но там всё всегда нестабильно: и с тренерами, и в руководстве. В плане структуры клуба, организованности – нужно брать пример с «Зенита», неспроста они всё время в лидерах. А в мире? В Англии, например, болею за «Ливерпуль».
Лучший футболист мира прямо сейчас?
– Лео Месси.
Лучший в России?
– Артём Дзюба.
Кто для тебя главный профессиональный ориентир как для нападающего?
– Месси, точно. Из «Ливерпуля» – Салах. Ну, и… Мбаппе. Он быстрый, наглый, и на него играет вся команда.
Главные качества, которыми должен обладать форвард?
– Скорость, быстрота принятия решений… и голы!
Справка.
Имя: Дмитрий Равильевич Переверзев
Дата рождения: 10 января 1998 года (25 лет)
Амплуа: нападающий
Рост: 177 см
Ударная нога: обе
Профессиональная карьера (по состоянию на 6 апреля 2023):