В СССР, по статистике, каждый выпущенный промышленностью танк и САУ проходили через руки ремонтников более четырех раз и возвращались в боевой строй.
Ремонт проходили и совершенно новые танки. Об этом вспоминает ветеран военный инженер Швебиг Анатолий Петрович:
- "Мы не обращали внимания на то, с какого завода приходили танки. Конечно, лучшие танки делал Харьковский завод – до захвата, конечно. Потом Ленинградский завод – был единственным, кто делал "КВ", а "Т-34" – Тагильский лучший, Челябинский – более-менее, Омский – похуже (в смысле качества производства). Ведь приходили машины, и мы их "с ног до головы" проверяли. И оказывалось: то там нет смазки, то в ходовой части недостаточно солидола. Когда у нас было время, мы все доводили до ума сами". Источник.
Ремонт подбитых в бою танков производился на месте с помощью подвижных ремонтных бригад ("летучек"), которые имели в своём арсенале необходимое оборудование: токарный станок, сварочные агрегаты, генераторы для зарядки аккумуляторов, компрессора и прочее.
Частой причиной поломки танка была вышедшая из строя ходовая часть, а также заклинившая от прямого попадания или рикошета по наклонным броневым листам снаряда, который оставлял вмятину и башня не могла вращаться. Из воспоминаний ветерана-ремонтника Александра Ульяновича Тарасенко:
- "Как-то под вечер вижу: в небольшом колючем кустарнике застыл КВ. Подъехал вплотную — вокруг машины копошатся ремонтники и члены экипажа. "- Что случилось?" - спрашиваю командира танка, плотного чернявого парня. Он спрыгнул на землю. "- Да вот, товарищ инженер 3 ранга, один подлючий снаряд в башню шмякнулся, ее и... того... заклинило. Но ничего, дело поправимое. Хорошо, ремонтники подоспели. Сейчас срежем автогеном заусеницы — и вперед".
Также часто лопалась сварка броневых листов после попадания снарядов.
Многие танки, которые не подвергались местному ремонту отправляли на завод изготовитель для капитального ремонта. Один из примеров такого танка - ИС-2, я лично встретил на буйничском поле под Могилёвом, который теперь стоит как памятник войнам-освободителям.
От многочисленных пробоин танк получал трещины в том числе и на литьевых элементах. Наш "Иосиф Сталин" не стал исключением и его башня буквально разошлась уродливыми трещинами:
Об эффективности ремонтной службы уже в 1943 году говорит следующий пример. В битве под Прохоровкой 12 июля 1943 года 5 гвардейской танковой армии потеряла 450 машин из 670, а уже 29 июля 5 гвардейская армия имела в своем составе 503 танка. Ремонтные службы восстанавливали в день до двадцати пяти танков. (Источник)
В немецкой армии подвижные ремонтные заводы широко распространены не были. Чаще всего ремонтные мастерские располагались локально (для мелких работ) или удалённо, а технику подлежащую ремонту туда отбуксировывали или отправляли эшелонами на завод изготовитель. Германское командование до конца войны удивлялось темпам восстановления подбитой в бою советской техники.
Немецкий танковый генерал Хайнс Гудериан так вспоминал об этом в своих мемуарах:
- "...приказы Гитлера, требующие конструктивных изменений в процессе производства боевых машин, а тем самым и создания бесчисленного множества различных типов с большим числом запасных частей, были крупной ошибкой. Все это приводило к тому, что ремонт танков в полевых условиях становился неразрешимой проблемой".
В довольно известном "Букваре Пантеры - Panther-Fibel 1944" (издание в шутливой форме для экипажа танка) - одна из страниц посвящена передаче танка в удалённый ремонт:
Интересным моментом заката войны поделился ветеран- ремонтник А.П.Швебига:
- "В Берлине большие были потери. В основном от фаустников... Тогда у нас и пришла идея наварить сетки. Я собрал заместителей командиров бригад по технической части, и было высказано предложение наварить сетки, а их было много. Так мы стали металлические кроватные сетки наваривать на танк, немцы удивлялись, что это за танки такие? Выглядели они, конечно.. Но фаустпатрон ударялся об эту сетку и, конечно, отлетал в сторону."
Спасибо, что прочитали до конца! Не забываем делать репосты, оставлять комментарии и лайки, а так же подписываться на канал в Дзен и наш канал EURO WELDER Вконтакте.
Предлагаем прочесть также:
- Редкий немецкий танк | Сварные швы | Расследование гибели
- Сварные швы Советского танка Т-34-85 | Обзор
- Сварка СССР и Германии в годы войны