Найти в Дзене
Euro Welder

Как "латали" танки во время войны | Ошибка Гитлера и советские "летучки" | Сварка

Не пропускайте интересную информацию!
Не пропускайте интересную информацию!

В СССР, по статистике, каждый выпущенный промышленностью танк и САУ проходили через руки ремонтников более четырех раз и возвращались в боевой строй.

Ремонт проходили и совершенно новые танки. Об этом вспоминает ветеран военный инженер Швебиг Анатолий Петрович:

  • "Мы не обращали внимания на то, с какого завода приходили танки. Конечно, лучшие танки делал Харьковский завод – до захвата, конечно. Потом Ленинградский завод – был единственным, кто делал "КВ", а "Т-34" – Тагильский лучший, Челябинский – более-менее, Омский – похуже (в смысле качества производства). Ведь приходили машины, и мы их "с ног до головы" проверяли. И оказывалось: то там нет смазки, то в ходовой части недостаточно солидола. Когда у нас было время, мы все доводили до ума сами". Источник.

Ремонт подбитых в бою танков производился на месте с помощью подвижных ремонтных бригад ("летучек"), которые имели в своём арсенале необходимое оборудование: токарный станок, сварочные агрегаты, генераторы для зарядки аккумуляторов, компрессора и прочее.

Фрагменты ремонты пушки танка Т-34 в полевых условиях.
Фрагменты ремонты пушки танка Т-34 в полевых условиях.

Частой причиной поломки танка была вышедшая из строя ходовая часть, а также заклинившая от прямого попадания или рикошета по наклонным броневым листам снаряда, который оставлял вмятину и башня не могла вращаться. Из воспоминаний ветерана-ремонтника Александра Ульяновича Тарасенко:

  • "Как-то под вечер вижу: в небольшом колючем кустарнике застыл КВ. Подъехал вплотную — вокруг машины копошатся ремонтники и члены экипажа. "- Что случилось?" - спрашиваю командира танка, плотного чернявого парня. Он спрыгнул на землю. "- Да вот, товарищ инженер 3 ранга, один подлючий снаряд в башню шмякнулся, ее и... того... заклинило. Но ничего, дело поправимое. Хорошо, ремонтники подоспели. Сейчас срежем автогеном заусеницы — и вперед".

Также часто лопалась сварка броневых листов после попадания снарядов.

Немецкий сварщик из ремонтной роты сваривает лопнувшую сварку броневых листов после попадания советского снаряда.
Немецкий сварщик из ремонтной роты сваривает лопнувшую сварку броневых листов после попадания советского снаряда.

Многие танки, которые не подвергались местному ремонту отправляли на завод изготовитель для капитального ремонта. Один из примеров такого танка - ИС-2, я лично встретил на буйничском поле под Могилёвом, который теперь стоит как памятник войнам-освободителям.

От многочисленных пробоин танк получал трещины в том числе и на литьевых элементах. Наш "Иосиф Сталин" не стал исключением и его башня буквально разошлась уродливыми трещинами:

Дорогостоящая литая башня танка, прошедшая восстановительные сварочные работы. Башня была успешно возвращёна в строй на другой корпус танка.
Дорогостоящая литая башня танка, прошедшая восстановительные сварочные работы. Башня была успешно возвращёна в строй на другой корпус танка.

Похожие пробоины и трещины на броне танка "Тигр" после попаданий советских танкистов Т-34.
Похожие пробоины и трещины на броне танка "Тигр" после попаданий советских танкистов Т-34.

Об эффективности ремонтной службы уже в 1943 году говорит следующий пример.  В битве под Прохоровкой 12 июля 1943 года 5 гвардейской танковой армии потеряла 450 машин из 670, а уже 29 июля 5 гвардейская армия имела в своем составе 503 танка. Ремонтные службы восстанавливали в день до двадцати пяти танков. (Источник)

В немецкой армии подвижные ремонтные заводы широко распространены не были. Чаще всего ремонтные мастерские располагались локально (для мелких работ) или удалённо, а технику подлежащую ремонту туда отбуксировывали или отправляли эшелонами на завод изготовитель. Германское командование до конца войны удивлялось темпам восстановления подбитой в бою советской техники.

Ремонт немецких танков «Пантера» (Pz.Kpfw. V «Panther») в полевой ремонтной мастерской на Восточном фронте.  Источник: Janusz Piekalkiewisz «Krieg der Panzer. 1939—1945». Weltbild Verlag GmbH, 1999.
Ремонт немецких танков «Пантера» (Pz.Kpfw. V «Panther») в полевой ремонтной мастерской на Восточном фронте. Источник: Janusz Piekalkiewisz «Krieg der Panzer. 1939—1945». Weltbild Verlag GmbH, 1999.

Немецкий танковый генерал Хайнс Гудериан так вспоминал об этом в своих мемуарах:

  • "...приказы Гитлера, требующие конструктивных изменений в процессе производства боевых машин, а тем самым и создания бесчисленного множества различных типов с большим числом запасных частей, были крупной ошибкой. Все это приводило к тому, что ремонт танков в полевых условиях становился неразрешимой проблемой".

В довольно известном "Букваре Пантеры - Panther-Fibel 1944" (издание в шутливой форме для экипажа танка) - одна из страниц посвящена передаче танка в удалённый ремонт:

Одним из многих наставлений является обязательное удаление из танка боекомплекта, который может сдетонировать во время сварочных и других работ по ремонту танка.
Одним из многих наставлений является обязательное удаление из танка боекомплекта, который может сдетонировать во время сварочных и других работ по ремонту танка.

Интересным моментом заката войны поделился ветеран- ремонтник А.П.Швебига:

  • "В Берлине большие были потери. В основном от фаустников... Тогда у нас и пришла идея наварить сетки. Я собрал заместителей командиров бригад по технической части, и было высказано предложение наварить сетки, а их было много. Так мы стали металлические кроватные сетки наваривать на танк, немцы удивлялись, что это за танки такие? Выглядели они, конечно.. Но фаустпатрон ударялся об эту сетку и, конечно, отлетал в сторону."
Фото из открытого источника: Яндекс.картинки.
Фото из открытого источника: Яндекс.картинки.

Спасибо, что прочитали до конца! Не забываем делать репосты, оставлять комментарии и лайки, а так же подписываться на канал в Дзен и наш канал EURO WELDER Вконтакте.

Предлагаем прочесть также:

-10