Найти в Дзене
Этноmix

Таинственные петроглифы Калбак-Таш и Адыр-Кан Алтая.

Петроглифы – первобытные наскальные изображения, выбитые или нанесённые краской на камне. Возраст их разный – от времен палеолита (сорок, двадцать тысяч лет назад) до эпохи средневековья.

Петроглифы находят на территории Индии, в Кыргызстане, Казахстане, Азербайджане, Испании, Карелии, Франции. На территории России петроглифы найдены в Хакасии и в Беломорье, на побережье Онежского озера и на Кольском полуострове. Особенно много петроглифов найдено на Алтае. Самые знаменитые – петроглифы урочища Калбак-Таш. Изучение этих рисунков ведется больше столетия, но даже сейчас ни один исследователь не может с полной уверенностью определить смысл петроглифов и их происхождение.

Петроглифы в комплексе Калбак-Таш можно разделить на несколько эпох:

  • Эпоха неолита (6-4 тыс. лет до н.э.) — крупные фигуры животных, таких как олени и козлы, верблюды.
  • Эпоха энеолита-бронзы (3-1 тыс. лет до н.э.), самая большая группа рисунков — мужские и женские фигуры, колесницы и телеги запряженные вьючными быками, погонщики и воины, фантастические хищники и домашние животные. К этой эпохе относят так называемую «алтайскую химеру».
  • Скифская эпоха (VIII-III вв. до н.э.) — петроглифы со сценами охоты на оленей, а так же многочисленных животных — козлы, волки-собаки, кошачьи хищники, маралы.
  • Древнетюркская эпоха (VII-X в. до н.э.) — сцены охоты, интересны изображения диких быков и медведей. К этому же времени относятся и древнетюркские рунические надписи.

До начала XX века памятник оставался незамеченным, так как старая дорога проходила выше современной части Чуйского тракта, а скалы с петроглифами оставались ниже у отвесных скал реки Чуи. Памятник был открыт лишь в 1912 году художниками Д. И. Кузнецовым и Г. И. Гуркиным, которые частично описали его и сделали первые зарисовки петроглифов, что положило начало изучению древних изобразительных памятников Алтая. Серьезное же научное описание петроглифов урочища началось только в 80-х гг. XX века.

Противоположный берег, по которому могли спускаться животные на водопой.
Противоположный берег, по которому могли спускаться животные на водопой.

Если внимательно рассматривать наскальные рисунки, то можно увидеть изображения объектов, напоминающих космические корабли, людей в скафандрах, как будто бы «пришельцев из космоса» с необычным строением тела, с грибообразными головами, фантастических животных. Интересно, что похожие рисунки были найдены по всей центральной Азии, в Пакистане, Монголии. Загадки этих изображений до сих пор владеют умами ученых, и есть множество гипотез их происхождения.

-3

Одной из самых интересных композиций является картина с “хвостатыми” людьми, имеющими на голове полукруглые образования. Среди них выделяется великан с нарисованным на груди квадратом. Над хвостатыми людьми – огромный зверь открыл зубастую пасть. По одной из версий, это чудовище было поглотителем душ, которое очищало их от скверны перед вступлением в высший мир. По другой из версий, рисунок шествия людей под мифическим зверем изображает обряд посвящения юношей в мужчин-воинов. Что на самом деле означает грибообразная форма головы, наличие хвоста и зубастое чудовище до сих пор неясно. Возможно, такие изображения отсылают к шаманским практикам с в измененном состоянии сознания.

-4

Но удивительно, что кроме символических рисунков животных и людей, на многих рисунках изображены объекты, по форме напоминающие современные космические корабли с капсулой, прикрепленной к корпусу вверху и большими языками пламени снизу. По основной версии, они являются изображениями великой богини Умай.

Самая многочисленная группа рисунков относится к эпохе энеолита-бронзы; сюда относятся стилизованные изображения женщин (часто рядом со зверем), колесниц, вьючных быков, погонщиков и воинов, фантастических хищников и домашних животных.

Петроглифы скифского времени представлены сценами охоты на оленей, многочисленными животными — маралами, козлами, кошачьими хищниками, волками-собаками. На петроглифах древнетюркской эпохи изображены сцены охоты, изображения диких быков и медведей. Здесь найдено единственное на Алтае изображение лодки.

-7

Здесь же, на территории памятника, находятся 30 строк уникальных рунических надписей — и это самое большое скопление рунического текста в России. Их относят к IX-X вв. Понять, о чем же эти надписи помогут переводы, сделанные И. Л. Кызласовым, вот некоторые из них:

"Земля - вечное бытие! Облагодетельствуй дом лекаря-травника: пятикратно возьми жар бесовской болезни, подуй, изгони! Сотвори благодать! Земля-Чернь!"
"Уверуй и очистись!"
"Обретенный мой Отец, снизойдите до меня!"
"Если на Земле пребывающие в болезни исчезнут, на Вечной Земле пребывающие существа придут в замешательство".

Рядом с Калбак-Ташем находится еще одно, менее известное урочище Адыр-Кан с петроглифами, похожими на Калбак-Таш.

-8

В нескольких десятках метров от петроглифов, стоит Чуйский оленный камень, который представляет из себя вертикальную каменную стелу размером около полутора метров. На нем хорошо различимо схематичное изображение лица воина с кинжалом, лук в футляре, фигура коня. Здесь также имеются надписи, предположительно, на старомонгольском алфавите.

-9

Однозначной точки зрения в интерпретации назначения оленных камней до сих пор не сложилось. К существующим гипотезам относится не только социально-коммуникативная функция оленных камней как памятников героическим предкам, но и связь с сюжетами солярного культа. Возможно, лицо камня смотрит в сторону, куда ушли предки.

Читайте также: