Да-да. Представьте себе. Несмотря на то, что штаны во всех своих видах столетиями считались прерогативой мужчин, женщины порой их всё-таки носили! Это всегда было исключением из правил, конечно. Но ведь было же...
Например, сохранились упоминания о законодательных запретах на переодевание, введённых во Франции в начала XIX века. Там прямо говорилось о запрете на переодевание в одежду противоположного пола. То есть было кому и что запрещать... Кстати, разрешение получить всё-таки было можно.
Штаны носили женщины, которые занимались тяжёлым физическим трудом. Например, в шахте.
Есть история о некоей девице, дочери разорившегося фабриканта, которая в 1830-х переехала в Париж, и работала... Нет, не служанкой. И не гувернанткой. И не модисткой. А кучером одной графини! А потом в типографии. Когда же она обнаружила, что за ту же работу мужчины получают больше, она попросила перевести её в мужскую бригаду. Ей отказали – нельзя же смешивать мужчина с женщинами, что вы, упасибоже! Тогда она обрезала волосы, надела брюки и отправилась в мужскую бригаду в таком виде. Эта женщина носила мужской костюм в течение полувека, и благодаря этому смогла заработать себе на старость.
Носила брюки и знаменитая писательница Жорж Санд, которую на самом деле звали прелестным именем: Амандина Аврора Люсиль Дюпен. В раннем детстве она побывала с отцом в Испании, в армии знаменитого генерала Мюрата, где ей, крошке, сшили военную форму. Подростком она жила в провинции, где пользовалась большой свободой и развлекалась не столько как девочка, как мальчик. Ну а ездить верхом и лазать по заборам было куда удобнее в штанах, сами понимаете. Когда же Аврора уехала в Париже, чтобы начать литературную карьеру, денег у неё почти не было. Уж во всяком случае, на все те многочисленные наряды, которые нужны были даме тех лет. Что ж, она нашла выход: заказала лаконичный мужской костюм, в котором напоминала "маленького студента-первокурсника". И то, что и впоследствии она нередко надевала мужской костюм, стало её изюминкой. Для Жорж Санд брюки стали символом равенства и свободы. Уже не говоря о том, что двигаться в них намного более удобнее, чем в платье с пятью нижними юбками.
Ещё одна дама в брюках, которую называли "Жорж Санд палитры", это художница Роза Бонёр. Она официально запросила разрешение на ношение брюк, получила его, и спокойно их носила. Просто ей так было надо, и всё - она много писала животных с натуры. В брюках это удобнее. Да и в мастерской тоже удобнее... Писала картины, продавала их, наслаждалась жизнью, и без малого полвека прожила со своей возлюбленной. Счастливо. И стала первой женщиной, которая получила Орден Почётного легиона за достижения в профессиональной области! На-ка, ненавистники штанов на женщинах, выкусите.
И в немалой степени именно благодаря Жорж Санд и Розе Бонёр в будущем брюки уже в меньшей степени будут считаться нарушением для будущих поколений женщин в богемных кругах.
Ох, да на самом деле, многие носили брюки! От путешественниц до тех, кто боролся за права женщин.
А там и до других дело дойдёт. Да, пока женщина в штанах была исключением. Но ничего! Доживём.
P.S. А о штанишках-блумерах поговорим отдельно.
P.P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!