XIX век и женщина в штанах

2,1K прочитали

Да-да. Представьте себе. Несмотря на то, что штаны во всех своих видах столетиями считались прерогативой мужчин, женщины порой их всё-таки носили! Это всегда было исключением из правил, конечно. Но ведь было же...

Марта Джейн Каннари по прозвищу "Бедовая Джейн", "пионер" Дикого Запада, 1880-е. (сс) 
Wikimedia commons
Марта Джейн Каннари по прозвищу "Бедовая Джейн", "пионер" Дикого Запада, 1880-е. (сс) Wikimedia commons

Например, сохранились упоминания о законодательных запретах на переодевание, введённых во Франции в начала XIX века. Там прямо говорилось о запрете на переодевание в одежду противоположного пола. То есть было кому и что запрещать... Кстати, разрешение получить всё-таки было можно.

Штаны носили женщины, которые занимались тяжёлым физическим трудом. Например, в шахте.

Есть история о некоей девице, дочери разорившегося фабриканта, которая в 1830-х переехала в Париж, и работала... Нет, не служанкой. И не гувернанткой. И не модисткой. А кучером одной графини! А потом в типографии. Когда же она обнаружила, что за ту же работу мужчины получают больше, она попросила перевести её в мужскую бригаду. Ей отказали – нельзя же смешивать мужчина с женщинами, что вы, упасибоже! Тогда она обрезала волосы, надела брюки и отправилась в мужскую бригаду в таком виде. Эта женщина носила мужской костюм в течение полувека, и благодаря этому смогла заработать себе на старость.

"Портрет Жорж Санд", Эжен Делакруа, 1834. (с) Из коллекции Музея Эжена Делакруа
"Портрет Жорж Санд", Эжен Делакруа, 1834. (с) Из коллекции Музея Эжена Делакруа

Носила брюки и знаменитая писательница Жорж Санд, которую на самом деле звали прелестным именем: Амандина Аврора Люсиль Дюпен. В раннем детстве она побывала с отцом в Испании, в армии знаменитого генерала Мюрата, где ей, крошке, сшили военную форму. Подростком она жила в провинции, где пользовалась большой свободой и развлекалась не столько как девочка, как мальчик. Ну а ездить верхом и лазать по заборам было куда удобнее в штанах, сами понимаете. Когда же Аврора уехала в Париже, чтобы начать литературную карьеру, денег у неё почти не было. Уж во всяком случае, на все те многочисленные наряды, которые нужны были даме тех лет. Что ж, она нашла выход: заказала лаконичный мужской костюм, в котором напоминала "маленького студента-первокурсника". И то, что и впоследствии она нередко надевала мужской костюм, стало её изюминкой. Для Жорж Санд брюки стали символом равенства и свободы. Уже не говоря о том, что двигаться в них намного более удобнее, чем в платье с пятью нижними юбками.

"Портрет Розы Бонёр в её ателье", Жорж Ашиль-Фульд, 1893. (с) Национальная библиотека Франции
"Портрет Розы Бонёр в её ателье", Жорж Ашиль-Фульд, 1893. (с) Национальная библиотека Франции

Ещё одна дама в брюках, которую называли "Жорж Санд палитры", это художница Роза Бонёр. Она официально запросила разрешение на ношение брюк, получила его, и спокойно их носила. Просто ей так было надо, и всё - она много писала животных с натуры. В брюках это удобнее. Да и в мастерской тоже удобнее... Писала картины, продавала их, наслаждалась жизнью, и без малого полвека прожила со своей возлюбленной. Счастливо. И стала первой женщиной, которая получила Орден Почётного легиона за достижения в профессиональной области! На-ка, ненавистники штанов на женщинах, выкусите.

И в немалой степени именно благодаря Жорж Санд и Розе Бонёр в будущем брюки уже в меньшей степени будут считаться нарушением для будущих поколений женщин в богемных кругах.

"Портрет Зинаиды Гиппиус", Леон Бакст, 1906. (с) из коллекции Третьяковской галереи
"Портрет Зинаиды Гиппиус", Леон Бакст, 1906. (с) из коллекции Третьяковской галереи

Ох, да на самом деле, многие носили брюки! От путешественниц до тех, кто боролся за права женщин.

А там и до других дело дойдёт. Да, пока женщина в штанах была исключением. Но ничего! Доживём.

P.S. А о штанишках-блумерах поговорим отдельно.

P.P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!