Мужчина в красном тюрбане

4,7K прочитали

Иногда ставшее привычным название картины не совсем правильно описывает то, что на ней изображено. И отличный пример - портрет кисти одного из основоположников масляной живописи. Возможно, это даже автопортретом самого художника. В историю искусства эта картина вошла под названием «Портрет мужчины в тюрбане» или «Портрет в красном тюрбане». Однако… Перед нами вовсе не тюрбан!

"Портрет мужчины в красном тюрбане", Ян ван Эйк, 1433. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи
"Портрет мужчины в красном тюрбане", Ян ван Эйк, 1433. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи

Если это не тюрбан, то что же? Шаперон! Один из самых популярных мужских головных уборов Средневековья. Хотя действительно эта масса красной ткани и может напомнить тюрбан, чем и вызвана эта уже ставшая традиционной ошибка.

В Средние века были очень популярны капюшоны с пелеринами. Пелерина закрывала плечи, а с капюшона мог свешиваться шлык. Довольно привычная картинка, встречающаяся даже на сказочных иллюстрациях. Носили их равно и мужчины, и женщины. Удобно, тепло, практично.

А затем... Затем появляется новая манера носить капюшон с пелериной, а именно – надевать капюшон на голову лицевым отверстием (как шляпу, да), так что пелерина свешивалась с одной стороны, а шлык с другой. И хотя обычные капюшоны тоже продолжали носить, эта их разновидность стала чрезвычайно популярной у мужчин, и их стали делать уже именно с расчётом на подобное ношение.

Мужские портреты, Ян ван Эйк, 1432 и 1430-е. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи и Национального музея Брукенталя
Мужские портреты, Ян ван Эйк, 1432 и 1430-е. (с) Из коллекции Лондонской национальной галереи и Национального музея Брукенталя

Манера носить "шапероны" была разной. Ткань в те времена была очень дорогой, и чем больше её пущено на одежду, и чем она ярче, тем заметнее твой статус обеспеченного человека. Так что шлык и пелерина могли быть довольно длинным. Хочешь - оставь свисать и то, и другое. Хочешь, одно обмотай вокруг шеи, а другое закрепи на макушке. Хочешь, свяжи там, наверху, оба конца. Словом, проявляли фантазию как могли. А со временем появилась ещё одна деталь, "бурреле", полоса ткани, которой дополнительно обматывали голову. Так что всё это нагромождение действительно могло напоминать тюрбаны. Ткани уходили метры и метры...

Портрет Джованни Арнольфини, Ян ван Эйк, 1435. (с) Из коллекции Берлинской национальной галереи
Портрет Джованни Арнольфини, Ян ван Эйк, 1435. (с) Из коллекции Берлинской национальной галереи

Словом, тюрбан на голове у нашего героя – это длинный шлык (возможно, в сочетании с бурреле), который не оставили свисать, а накрутили вокруг головы. А чем больше красивой ткани – например, ярко-красной, недешёвой – тем лучше.

И работать, например, писать картину, значительно удобнее, если у тебя ничего не свисает и не мешает.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!