Найти тему

Как маркетинговые исследования помогают лучше узнать клиента: рассказывает Павел Сапожников

Мир изменчив, и постоянно «радует» нас новыми вызовами. Как не только сохранить свой бизнес в условиях турбулентности, но и приумножить его новыми продуктами и рынками? Для этого нужно знать «своего», а ещё лучше — пока «чужого» потребителя, клиентов ваших конкурентов. Павел Сапожников, лидер «Эквиум» Магнитогорск и управляющий партнёр маркетингового агентства Marketbox и консалтинговой группы PMG, рассказал, какие проблемы бизнеса можно решить с помощью качественных и количественных исследований

Узнать потребителя можно с помощью исследований. Это не так сложно или дорого, как вы можете подумать. Усилий вашей команды будет достаточно.

Павел Сапожников, резидент бизнес-сообщества «Эквиум», управляющий партнёр маркетингового агентства Marketbox и консалтинговой группы PMG
Павел Сапожников, резидент бизнес-сообщества «Эквиум», управляющий партнёр маркетингового агентства Marketbox и консалтинговой группы PMG

Зачем предпринимателю нужны исследования?

  1. Чтобы минимизировать риски и снизить неопределённость

Например, компания задумывается о запуске нового продукта. Нужно выяснить спрос, определить покупательную способность и правильное позиционирование бренда, выбрать каналы коммуникаций, продаж и доставки. Эти данные помогут бизнесу сэкономить миллионы рублей, а владельцу компании решить — запускать продукт или нет.

2. Чтобы создать нужный потребителю продукт или решение

Можно понять, каким потребитель хочет видеть продукт или услугу, и что можно сделать, чтобы увеличить удобство или стоимость.

Таким образом, исследования решают проблемы и бизнеса, и потребителя. Есть два типа исследований: качественные и количественные.

Качественные исследования выявляют и уточняют:

  • Гипотезы
  • Мотивации
  • Потребности
  • Идеи
  • Ценности
  • Эмоции
  • Барьеры
  • Драйверы

Качественные исследования помогают:

  • Погрузиться в мир потребителя
  • Понять мотивы поведения, установки, стереотипы, нужды клиентов
  • Решать креативные задачи
  • Оптимизировать количественные исследования
  • Изучить труднодостижимые группы респондентов

Недостаток: не получится охватить большое количество респондентов

Количественные исследования позволяют выявить или уточнить статистически достоверные данные:

  • Процент узнаваемости бренда
  • Сегментацию рынка: долю вашего продукта и продукта конкурентов
  • Существующий и потенциальный спрос на ваш продукт и продукт конкурентов
  • Рейтинги
  • Данные для прогнозов

В результате количественного исследования у владельца бизнеса должны оказаться стандартизированные, удобные в обработке данные.

Недостаток: не получится изменить инструменты во время исследования.

Какие данные понадобятся для качественного исследования

Сосредоточимся на качественных исследованиях. Обычно в эту категорию попадают глубинные и контекстные интервью, а также наблюдения.

Чтобы провести качественное исследование, предпринимателю понадобится базовый набор гипотез о сегментации рынка и предпочтениях покупателей: что людям нравится и не нравится, их восприятие стоимости и характеристик продукта или услуги, мнение о других игроках на рынке. «Правильные» вопросы помогут понять, чем доволен и недоволен клиент; что нужно сделать, чтобы у нас покупали больше, чаще или с более высоким средним чеком; в чём мы уступаем конкурентам.

3 этапа качественных исследований:

  1. Самостоятельно или вместе с топ-менеджерами сформируйте базовый набор гипотез и целевых сегментов рынка. Выделите 3-4 сегмента
  2. Организуйте и проведите не менее четырех интервью с представителями каждого из сегментов

    Представителей каждого сегмента можно поделить на 5 «ярусов»: есть существующие довольные клиенты из данного сегмента, существующие недовольные клиенты из данного сегмента, ушедшие клиенты, клиенты конкурентов и «не клиенты».

    Важно: не берите все интервью у клиентов одного «яруса». Акцент делайте на существующих и ушедших клиентах
  3. Если клиентов пока нет, выбирайте среди аудитории конкурентов

У «не клиентов» тоже есть потребности, просто они удовлетворяют их по-другому. Возможно, аудиторию конкурентов что-то не устраивает в продукте вашей компании, поэтому они выбрали альтернативу. Если найти и устранить проблему, получится «отбить» клиентов у конкурента. Может получиться так, что именно этот сегмент станет самым ценным!

Список вопросов для интервью:

  • Почему?
  • Каким образом?
  • Это очень интересно. А можете поподробнее рассказать?
  • Почему вы так считаете?
  • Что именно вы имеете ввиду?
  • Что для вас наиболее важно?
  • А вы не могли бы привести пример этой ситуации?
  • Опишите случаи, когда вы с этим сталкивались
  • Как вы к этому относитесь?
  • Что вы думаете о …?
  • Приведите пример самого приятного и неприятного опыта работы с...?
  • Опишите ваш процесс принятия решения.
  • Пожалуйста, расскажите, как вы в последний раз выбирали/пользовались__?
  • Как вы принимали решение, что выбрать?
  • Пожалуйста, расскажите, как вы использовали это пошагово?
  • С какими проблемами вы при этом сталкивались?
  • Что вы при этом чувствовали?
  • Как решались эти проблемы?
  • Что получилось в результате?
  • Что бы вы посоветовали своим друзьям, если у них будет такая же проблема/потребность?
  • Как вы будете выбирать в следующий раз?

Общаться с клиентами напрямую не только интересно, но и полезно. В большинстве случаев полученной информации хватит, чтобы понять:

  1. Чего именно хочет ваш клиент
  2. Как сэкономить время и деньги
  3. Как переманить аудиторию у конкурентов и больше заработать
  4. А нужно ли создавать продукт, выходить на тот или иной рынок, и каким именно образом

#маркетинг #исследования #предприниматели #бизнес-клуб