Рассмотрим несколько подходов в теме пустоты:
- эгрегориально зависимый взгляд на тему;
- историко-философский в традициях буддизма;
- пустота как физический феномен;
- пустота как феномен энергоинформационный.
Сначала, о взгляде на пустоту в обыденном, эгрегориально зависимом смысле. Пустота ассоциируется, например, с опустошённой душой, отсутствием знаний, с пустым кошельком, отсутствием значимости (пустые слова). Для потребительского общества - это категория с негативным оттенком.
При желании этот подход можно описывать более подробно: с чем именно негативным у человека пустота ассоциируется, то и есть его слабое место. В психологии это называется эффект проекции.
Пустотность или Шуньята - философская категория многих восточных школ буддизма. Она используется для описания природы бытия и сути вещей. Мы не будем погружаться в эти трактовки. Приведу лишь небольшую цитату из Википедии.
Реализация Шуньяты сознанием адепта считается оптимальным способом познания «вещей как они есть» и духовной терапии, освоение которой сопровождается культивированием совершенств терпения, сострадания и духовной силы, но одновременно и устранённости от иллюзорного в конечном счёте мира, что вместе составляет систему основных достижений в «пути бодхисаттвы».
В физике пустоту принято называть: "вакуум".
Ва́куум (от лат. vacuus — пустота) — пространство, свободное от вещества.
Космическое пространство имеет очень низкую плотность и давление и является наилучшим приближением физического вакуума. Космический вакуум не является действительно совершенным, даже в межзвёздном пространстве есть несколько атомов водорода на кубический сантиметр.
Можно продолжить известные рассуждения о наличии пустоты между молекулами вещества, между ядром химического элемента и электронами и т.д. Квантовая физика имеет другой взгляд на эти рассуждения.
Для нас это не важно. Существенно то, что пустота - это неотъемлемое свойство пространства. Физическое пространство трёхмерно, следовательно, пустота также трёхмерна. Пространства бывают разные, многомерные, пустота тоже. Доступность пустоты - это доступность свободных пространств. Доступность - это признак свободы. Запомним:
Свобода - это доступность пустоты.
Действительно, если к примеру мы не можем избавиться от прыщика в нашем теле, низвести его до состояния пустоты - то какая уж тут свобода.
Энергоинформационная (ЭИ) пустота имеет отношение к нашим внутренним состояниям, это пространство свободное от вынужденных внутренних состояний. Другими словами, если человек не может избавиться по своему желанию от состояния подавленности, или, к примеру, эйфории, то ЭИ пустота ему недоступна.
В Эми-Йоге есть ещё одно важное утверждение. Свободное тело, или тело свободное от вынужденных состояний - это и есть признак наличия ЭИ пустоты. А потому резонно говорить о свободном "пустом" теле. Нужно только иметь в виду, что состояние тела зависит от темы. В одной теме, более привычной человек может ощущать себя свободно, в незнакомой теме - нет.
Достижимость состояния свободного пустого тела обеспечивает человеку ряд преимуществ.
Во-первых, свободное тело как внутреннее состояние является целью телесно-ориентированной терапии. Это направление разрабатывается в мире давно и успешно. Состояние свободного тела является важнейшей предпосылкой здоровья. В самом простом смысле – это свобода от ощущений недомогания или болей.
Во-вторых, состояние пустого тела означает, с одной стороны, свободу от каких-либо вынужденных состояний, чувств или эмоций. Другими словами это состояние внутренней свободы, свободных эмоций, это состояние свободной энергетики.
Это в частности означает свободу от эгрегориального влияния, или влияния коллективного бессознательного. "Пустой" человек при желании легко может стать незаметным для эгрегоров, или в терминологии Зеланда: маятников.
С другой стороны, идеальное состояние свободного пустого тела – это такое состояние свободной энергетики, в котором мы способны наполнить своё тело любыми ощущениями, внутренними состояниями, эмоциями – по своему желанию. В частности, человек должен иметь возможность входить в соответствующие внутренние состояния – состояния, которые обеспечат его эффективное движение к целям.
Это может быть, например, состояние эффективного менеджера, или состояние йога, сосредоточенного на медитации, состояние чтобы произвести благоприятное впечатление на представителя противоположного пола, состояние для эффективного решения жизненной задачи и многие другие варианты.
Заметим, что всё это совпадает с классическими целями развития эмоционального интеллекта.
В-третьих, состояние пустоты означает, что человек не напрягается во время общения. Такой человек воспринимается как человек независимый от внешних влияний, как человек, который знает, чего он хочет и к чему стремится. Это повышает его харизматичность, влиятельность.
В-четвёртых, состояние пустого свободного тела является лучшей ЭИ защитой. Действительно, ведь пустоту нельзя ударить.
В-пятых, пустое свободное тело легко может принимать в себя информацию об окружающем мире, в том числе информацию, необходимую для проявлений эмпатии, и, в частности, телесно-ориентированной эмпатии. А способность к эмпатии является ещё одной из классических целей развития эмоционального интеллекта.
Перечень преимуществ пустоты на этом не ограничивается. Но для начинающих довольно пока и этого списка.
Пустоту или надэмоциональность (синонимы) можно развивать. При этом происходит интересная трансформация восприятия. Для этого воспользуемся графической метафорой, см. два рисунка ниже.
Восприятие окружающего мира можно условно разделить на три части. Первая, нижняя часть рисунков - это эмоционально отработанный материал, это неинтересное. Пример: для большинства людей строительство карточных или песочных домиков, как правило, не занимает ни их мысли, ни их эмоции.
Вторая, средняя часть - наши актуальные задачи и животрепещущие жизненные темы. Это то, чем мы каждый день живём, интересуемся, эмоционируем.
Третья часть рисунков - это то, что наш эмоциональный интеллект пока не готов воспринять. Имеются в виду тонкие ощущения или ощущения масштабные, например, планетарные или даже космические. В общем это всё экстрасенсорика.
На левом рисунке изображён некоторый промежуточный уровень развития эмоционального интеллекта и соответствующего ему уровня надэмоциональности. На правом - как меняется восприятия мира после роста надэмоциональности, по любым причинам. Это может быть, например, следствием наработки нового опыта в эмоционально напряжённым событиях, а может быть следствием осознанного ЭИ развития.
Очевидно, что при росте ЭИ пустоты увеличивается область неинтересного. Для неё характерно состояние "хочу хотеть", в том смысле, что эмоциональная значимость этих тем низка. Область актуальных эмоций смещается в верх. При этом сокращается часть мира, которая ранее была для восприятия не доступна.
Только не нужно путать. Говоря, о пустоте и стремлении к ней, мы не имеем в виду состояние пустоты души после того, как в ней всё «выгорело», и это не похоже на пустоту квартиры, из которой украли всё и остались голые стены. Это похоже на пустоту чистой бумаги, на которой можно написать захватывающий роман или детектив, техническую инструкцию или любовную записку; это похоже на пустоту новой квартиры, которую можно обставить любой мебелью, создать интерьер на любой вкус и стиль. И средства для этого есть. Это конструктивная пустота.
Продолжение следует.
PS Не забывайте ставить лайки, подписывайтесь! Спасибо за помощь в развитии канала.
Содержание Дзен-Блога "Школа Эми-Йоги. Свободная жизнь. От саморазвития к развитию цивилизации".
#эми-йога