Найти тему

Московское метро самое красивое? Шведы думают иначе

Приветствую постоянных читателей и гостей данного блога!

Для жителей России, а уж для москвичей и подавно, тот факт, что Московский метрополитен является самым красивым в мире, является настоящей аксиомой, и, кажется, что споров тут быть не может в принципе. Возможно, иначе думают петербуржцы, киевляне или ташкентцы, где метрополитены тоже очень красивы, но при этом все же вторичны относительно московского, не говоря уже о других системах метро на территории постсоветского пространства.

Ну, а те, кто ездил в метро Рима, Парижа или Лондона, прекрасно знают, что сравнивать их по красоте с московским просто не имеет смысла. Что до новых азиатских систем метрополитена в Токио или Сеуле, Дубае или Сингапуре, все они безусловно современны, технологичны и весьма удобны в использовании, но особой красотой также не отличаются. Тогда что же остается? Ответ приходит, откуда не ждали, а именно из Стокгольма. Шведская столица, вне всякого сомнения, является одним из немногих городов мира, где метрополитен может считаться отдельной достопримечательностью, заслуживающей посещения. Сегодня мы и посетим несколько самых красивых его станций.

Итак, поехали!

Станция T-Centralen
Станция T-Centralen

Начнем экскурсию с центральной станции стокгольмского метро, которая так и называется T-Centralen. Буква Т в данном случае является сокращением слова «tunnelbana», которое по-шведски и означает метро. Слово Сентрален относится к расположенному здесь же центральному вокзалу города.

Станция T-Centralen
Станция T-Centralen

Особенностью данной станции, а также нескольких других, о которых пойдет речь ниже, является то, что она вырублена в скале, а ее своды имеют неправильную форму и не отделаны, а лишь расписаны голубыми стилизованными изображениями веток с листьями.

Именно благодаря столько оригинальному оформлению некоторых станций (преимущественно центральных), вырубленных в скалах, и отсутствию их отделки, роль которой выполняет необычная окраска, стокгольмский метрополитен и называют «самой длинной художественной галереей в мире».

Станция Rådhuset
Станция Rådhuset

Следующая станция, которую мы посетим, называется Rådhuset (Ратуша). Станция служит еще одним примером органической архитектуры, оставляющей естественную поверхность скалы необработанной и тем самым создающей впечатление естественных системы подземных пещер.

Станция Rådhuset
Станция Rådhuset

Одним из самых интересных элементов декора станции является огромная античная колонна, будто бы вросшая в скалы. В целом же при оформлении данной станции дизайнеры использовали археологические находки, найденные при изучении острова Кунгсхольмен, одного из центральных островов стокгольмского архипелага.

Еще одной обязательной к посещению станцией стокгольмского метро является Kungsträdgården или «Королевский сад». Станция также расположена в самом центре города, между площадями шведских королей, Карла XII и Карла XIII.

Станция Kungsträdgården
Станция Kungsträdgården

В оформлении станции Kungsträdgården преобладают зеленые и красные тона. А на поверхности, в самом Королевском саду, если повезет, можно застать много розового цвета, ведь именно здесь находится главное в городе место, где высажена сакура, цветение которой обычно приходится на конец апреля. Кстати, сакуровую тему и ее цветение в Москве мы обсуждали только вчера: сакура у нас уже вовсю зацвела, спешите увидеть!

Создатели станции ставили перед собой задачу показать ее посетителям всю историю парков Швеции: здесь можно увидеть небольшие ручейки, словно пробивающие горные породы, маленькие озерца, образы дворцовой архитектуры, скульптуры XVII века, а также различные античные мотивы. Любопытной особенностью станции является наличие на платформе статуи краснокожего мужчины (фото в карусели выше), олицетворяющего бога войны.

В общем все хорошо в стокгольмском метро... кроме стоимости:) Сегодня она составляет порядка 340 рублей в пересчете на наши деньги. Во время моего посещения Стокгольма было около 270 рублей. И это за 75-минутную поездку. В целом этого времени вполне хватает, чтобы объехать и относительно подробно осмотреть все самые красивые центральные станции и даже совершить одну вылазку чуть ближе к окраинам. Интервалы между поездами около 7 минут, то есть достаточно, чтобы обойти станцию и уехать на следующем поезде продолжать осмотр. Некоторые, чуть менее интересные станции, вполне можно сфотографировать из поезда, ну или выбежать, сфоткать и скорее бежать обратно:) Ну, а по поводу стоимости проезда, если относиться к посещению стокгольмского метро не как к транспортной поездке, а как к походу в музей под открытым небом землей, то и потратить такие деньги в принципе не жалко.

Станция Solna Centrum
Станция Solna Centrum

Ну, и, пожалуй, заключительной станцией, входящей в программу минимум среди обязательных для посещения станций является Solna Centrum, также вырубленная прямо в скале и окрашенная в красный, зеленый и черный цвета.

Стены на станции расписаны рисунками на тему социальных проблем и охраны окружающей среды, актуальных в Швеции в 1970-е годы XX века. По задумке создателей, в основу художественного оформления станции легла вечерняя заря над хвойным лесом, когда деревья в лучах заходящего за горизонт солнца уже стали темно-зелеными.

Сама станция находится около торгового центра муниципалитета Solna в районе Skytteholm приблизительно в 5 км из центра города. Вокруг нее размещено около 120 магазинов и ресторанов, 40 офисов и 214 квартир.

Станция Solna Centrum
Станция Solna Centrum

Да, конечно, есть в стокгольмском метрополитене и совсем простые в плане оформления станции, и их, справедливости ради, большинство. Сегодня упор делается скорее на простоту и функциональность, нежели на масштабность и монументальность.

Обычная станция стокгольмского метро
Обычная станция стокгольмского метро

Но есть и, скажем так, «промежуточные» варианты: не так чтоб прям очень красиво, но и не слишком просто. Вот, например, станция Hallonbergen, украшенная какими-то детскими рисунками:

Станция Hallonbergen, что в переводе означает Малиновый холм
Станция Hallonbergen, что в переводе означает Малиновый холм

А вот, станция, декорированная камнями [интересный элемент декора, не правда ли?] и рисунками лилий. Название станции Näckrosen так и переводится: водяная лилия.

Камни как элемент декора
Камни как элемент декора

Станция Västra skogen (Западный лес) ‒ еще один пример «пещерной архитектуры» в стокгольмском метро:

Стокгольмское метро, кстати, частично открытое. Но, если в Московском метрополитене не наберется и двух десятков наземных/надземных станций, то в Стокгольме таких больше половины, 52 против 48 подземных, хотя все исторические и представляющие непосредственный интерес станции лежат именно под землей. Так что стокгольмское метро ‒ еще и полноценный экскурсионный транспорт, пусть и недешевый. Так, две фотографии в карусели ниже были сделаны буквально в паре километров друг от друга.

Ну что, как вам метро Стокгольма? Неплохо или так, на любителя?) А если в сравнении с московским? Кстати, между этими двумя системами существует еще одна любопытная взаимосвязь. Стокгольмский метрополитен был следующей системой метро, открытой в мире, после московского. В Москве метро открыли в 1935 году, в Стокгольме ‒ в 1950 году. Военное было время, другие приоритеты. Но никогда больше такого не было, чтобы в течение 15 лет в мире не открывалась ни одна система метрополитена. А начиная с 1971 года, в мире ежегодно открывается хотя бы один новый метрополитен.

Стокгольмский метрополитен
Стокгольмский метрополитен

Ну, и на этом о шведском метро на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Подписывайтесь ‒ дальше будет интереснее!)