Тони Скотт и его брат Ридли — владельцы преуспевающей кинокомпании Scott Free Production, и могут позволить себе многое.
В "Дежа Вю" Тони Скотт не скупился на средства, используя массу камер и технических приспособлений, дабы придать фильму реалистичности. Однако же он всегда находился в тени старшего брата, и, как можно заметить при просмотре киноработ Тони, пытался ему подражать.
Так, например, полноценный дебют Тони Скотта, фильм "Голод", состоялся год спустя после выхода "Бегущего по лезвию". И если постмодернисткий фильм Ридли Скотта стал прорывом в фантастическом жанре, то "Голод" таковым прорывом (но уже в жанре хоррор) не стал — при том, что Тони Скотт старательно жертвовал содержательной частью повествования ради богатой визуальной формы.
Впрочем, годы спустя из видеоряда фильма запоминаются разве что вздымаемые ветром занавески и саваны — фирменная примочка Тони, которой он навязчиво злоупотреблял также в мелодраме "Месть" (1989).
"Месть" стала последним экспериментом Скотта в жанре, выходящим за рамки "экшна". Два фильма, снятые за предыдущие несколько лет, — "Полицейский из Беверли Хиллз 2" и "Топ Ган", — принесли суперприбыль, и стало понятно, какова стезя Тони Скотта.
В отличие от своего старшего брата, Тони отнюдь не является разноплановым художником. По-видимому, он сделал необходимые выводы и переключился исключительно на боевики.
И вот тут уже он развернулся, совершенствуя жанр и экспериментируя с формой как заблагорассудится.
Ридли Скотт как-то раз дал инструкцию начинающим режиссерам: снимайте побольше видеороликов, ребята, оттачивайте мастерство. Тони воспринял это буквально — и снял больше роликов, чем вся рекламная контора Ridley Scott Associates. Это сильно отразилось на двух предпоследних его полнометражных фильмах — "Гневе" и "Домино". От мельтешения у зрителей буквально рябило в глазах, и особенно это раздражало в "Домино".
В "Дежа вю" Тони Скотт поубавил прыть (забавно, но тут напрашивается сравнение и с нашими "Дозорами" — насколько был сумбурен "Ночной дозор", настолько внятен "Дневной").
Сюжет круто замешан на антитеррористической деятельности (куда уж без нее в блокбастерах-боевиках, снятых после 2001 года) и путешествиях во времени.
Путешествия во времени возможны благодаря секретной правительственной программе слежения "Белоснежка" (работающей по принципу компьютера из того же "Бегущего по лезвию"), плюс еще несколько уловок, в результате чего фильм представляет собой изощренную помесь околофантастического фильма 10-летней давности "Конец насилия" (реж. Вим Вендерс) с замечательно-старомодным романом Джека Финнея "Меж двух времен" (это уже учитывая неизбежную романтическую линию).
Ну и, конечно, фирменный тонискоттовский экшен. Даже без "доминошного" мелькания (как будто пленку порвали как салат на шашечки, а потом склеили), "Дежа вю" выглядит ультрасовременно, — и это еще одна важная и характерная черта фильмов Скотта, которую Тони выработал на протяжении годов упорного труда!
Оценка: 6,5 из 10.
Режиссер: Тони Скотт
Сценарий: Билл Марсилли, Тони Скотт,
Композитор: Гарри Грегсон-Вильямс,
Оператор Пол Камерон.
В главных ролях: Дензел Вашингтон, Пола Паттон.
В ролях: Вэл Килмер, Джеймс Кэвизел, Адам Голдберг, Элден Хенсон.
Интересные факты о фильме:
- На съёмках применялась камера Time Track производства Digital Air, часто использующаяся в кино для создания эффекта «замороженного движения». При съёмке интерьеров в доме Клер каждое движение Полы Пэттон оставляет за собой след, что создаёт изумительный призрачный эффект, как будто эту сцену снимали 160 объективов, выстроенных в ряд. Камера Lydar, разработанная для военных нужд, использовалась для сканирования помещений – например, дома Клер – и построения диаграмм, выводящихся на экраны в лаборатории. Технология Lydar не может сканировать людей, поэтому Тони Скотт попросил компанию Asylum, делавшую спецэффекты для фильма, создать компьютерную версию проекции человека. Компания Asylum создала для картины 100 дополнительных планов с визуальными эффектами.
- Кроме этого, при съёмках использовался ряд военных технологий – таких, как Infrared, Thermal Imaging и Heat Impulse; благодаря им действие стало ещё более реалистичным.
- Бюджет: $75 000 000. Кассовые сборы: $180 557 550.
Читайте также на моем канале: