"Крестный отец. Часть II" — просто невероятный фильм. Я на днях пересмотрел его, наверное, раз в восьмой. И внезапно он открылся мне с новой стороны.
Изначально Фрэнсис Форд Коппола не собирался снимать сиквел. В первой части, как мы помним, не было предыстории семейства Корлеоне, хотя она имелась в романе Марио Пьюзо. Связано это было не столько с какими-то композиционно-художественными решениями, сколько с элементарной нехваткой бюджета (декорации, костюмы стоят дорого).
Однако "Крестный отец" имел такой громадный успех, что боссы "Парамаунта" тут же вынули кошельки и пришли с ними к Копполе. Но штука была в том, что Коппола по-прежнему не хотел снимать сиквел. Как и многим творцам, ему претила одна только мысль снимать фильм по "горячим следам", брать "обкатанное" и навариваться на былом успехе. Но главным препятствием, конечно, был страх: а вдруг не получится повторить успех первого фильма?
В то же время Копполе не хотелось, чтобы какой-то ремесленник средней руки снял вторую часть, – а ее, естественно, сняли бы в любом случае. Поэтому он предложил кинокомпании "Парамаунт" кандидатуру Скорсезе, только что выпустившему очень неплохой фильм про, опять же, нью-йоркскую мафию – "Злые улицы". Немножко подумав, "Парамаунт" отказала Скорсезе и стала вновь настойчиво капать Копполе на мозг: сними, да сними. Короче, Копполу уговорили.
Размышляя об этом фильме и о других фильмах, снятых Копполой в 70-х годах, поневоле проникаешься мыслью, что декады, расположенные на оси времени, имеют какое-то особое, мистическое значение. Ненароком приходишь к мнению, что течение времени вовсе не однородно, что оно лишено унылого однообразия.
Все свои шедевры Коппола снял именно в 70-х: это "Крестный отец", "Крестный отец 2", "Апокалипсис сегодня", да и "Разговор" с Джином Хэкманом — практически шедевр. Такая результативность поражает. Но не слишком сильно. Ко счастью, всему есть свое объяснение. Мне кажется, что Копполу сгубила "общественная деятельность". В конце 70-х, стремясь к самостоятельности, он основал собственную кинокомпанию, но, понятное дело, кинокомпания не могла работать только над фильмами Копполы... Коппола начал "распыляться", и это погубило его как великого режиссера...
Итак, во второй части появляется предыстория Вито Корлеоне. Марлон Брандо очень хотел сыграть Вито в молодости, но Коппола отказал: уж слишком Брандо стар. Начинающего мафиози сыграл начинающий актер Роберт де Ниро, и вместе с Брандо они стали единственными актерами в истории, получившими премии "Оскар" за лучшее исполнение роли одного и того же персонажа.
Сцены из начала 20-х годов я обожаю. Ф. Ф. Коппола невероятно ловко оперирует ощущением минувшего времени. На мой вкус, "Крестный отец 2" — величайший ретро-фильм, пронизанный тоской и ностальгией. Для "ретро-фильма", казалось бы, он снят в неподходящем жанре гангстерской драмы, но в первую очередь мы имеем дело с "семейной сагой" (отчасти с похожей интонацией снят шедевр Серджио Леоне "Однажды в Америке").
Актуальным временем для "Крестного отца 2" является конец 50-х. Оно именно так и воспринимается, как актуальное, хотя, казалось бы, находится от зрителя довольно далеко. Ни один зритель не найдет для себя в этом времени никакого "исторического шарма".
Шарм появляется в сценах, описывающих прибытие маленького Вито в Америку (начало нулевых) и в сценах становления Вито как "крестного отца", защитника всех обездоленных итальянцев, вынужденных обретаться в "маленькой Италии" внутри страны невероятных возможностей (двадцатые годы).
"Просто запомните, что я оказал вам услугу". Поразительно эффектно и очень убедительно Коппола описывает "становление итальянской организованной преступности". Но еще более выразительным является историческая атмосфера. Не знаю, что побудило Копполу снимать свои исторические сцены на фоне серого неба, но это просто гениальное решение.
Эти сцены полемизируют со сценами "актуального времени" – был Вито, его заменил сын, Майкл. Старые времена были патриархальными, и чисто внешне, формально, они таковыми и остались. Майкл заправляет всеми делами "семьи". Однако семья превратилась в конгломерат. Не осталось никаких родственных, дружеских отношений. Ничего не осталось от маленькой, локальной семьи Корлеоне, вокруг которой выросла огромная "семья", где "родственные" связи зиждятся на взаимных услугах, а "официальный" закон идет побоку.
Ключевым моментом становится смерть матери. Мать, этот незримый контролёр "старой эпохи", даже не осознающий себя контролером, уходит в мир иной. После ее ухода спадают оковы, удерживавшие Майкла.
Финальная сцена, опять же полемизируя с финальной сценой первой части, представляет собой разборку Майкла с "внутренними врагами". Майкл убивает оступившегося брата, убивает оступившегося друга отца, хотя они уже не способны ему навредить.
Во время последнего пересмотра меня внезапно поразило то, что фильм является шедевром несмотря на то, что в нем совершенно не раскрыта личность главного героя. Обычно это является серьезнейшим недостатком. Но только не в случае "Крестного отца 2". Коппола виртуозно компенсирует этот недостаток общей идеей, которая заключается в том, что масса людей живет в рабской зависимости от отдельных личностей. По мере возможности (а хронометраж фильма весьма велик), Коппола раскрывает характеры людей, находящихся на орбите Майкла, но никак не затрагивает непосредственно Майкла (кстати, Аль Пачино потрясающе вжился в эту "мертвую кость").
Конни, блудная сестра, вернувшаяся в семью, панически изгоняет из дома Кей, бывшую жену Майкла, – поскольку вскоре должен вернуться хозяин. Ибо Майкл во второй части фильма по-настоящему страшен, и Кей лучше с ним не встречаться.
Том Хаген спрашивает у Майкла:
– Сколько можно убивать, Майкл?
– Если тебе не нравится, – отвечает Майкл, – забирай жену, любовницу и проваливай в Нью-Йорк.
– Зачем ты меня обижаешь, Майкл? – говорит Хаген, этот утонченный, вежливый, скромный человек, после чего идет к Фрэнки, старому другу отца Майкла, знавшему Майкла еще с пеленок. При помощи своего хитрого адвокатского ума, уклончиво, по-иезуитски Том Хаген советует Фрэнки покончить с собой. Всё это делается не потому, что Том (как и Конни) разделяют кровожадность Майкла, а потому, что тупо, до дрожи в коленках боятся этого человека, который им уже не брат, не сват, а... "крестный отец", жестокий и циничный человек себе на уме, руководствующийся исключительно собственными представлениями и убеждениями.
Вторая серия "Крестного отца" жестко, безапелляционно развенчивает миф, который сделал первый фильм коммерчески успешным. Коппола не хотел, чтобы благостные стереотипы о "семейных" гангстерах продолжали откладываться в умах кинозрителей.
Оценка: 10,0 из 10.
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола.
Сценарий: Френсис Форд Коппола, Марио Пьюзо,
Оператор: Гордон Уиллис,
Композиторы: Нино Рота, Кармине Коппола,
Художник: Дин Тавуларис.
В главных ролях: Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Дайан Китон, Роберт Дювалл, Джон Казале.
В ролях: Гарри Дин Стентон, Талия Шайр, Ли Страсберг, Майкл В. Гаццо, Г.Д. Спрэдлин, Ричард Брайт, Гастоне Москин, Джеймс Каан, Дэнни Айелло, Роджер Корман.
Интересные факты о фильме:
- Первый сиквел, получивший "Оскара" как лучший фильм года.
- Памятуя о трудностях, выпавших на его долю во время работы над первой частью, Фрэнсис Форд Коппола решил умыть руки и посоветовал взять Мартина Скорсезе. Студия отклонила кандидатуру Скорсезе, но дала Копполе полную творческую свободу.
- Чтобы подготовиться к роли, де Ниро жил на Сицилии. Он стал одним из пяти актеров, получивших "Оскар" за роль, преимущественно исполненную не на английском языке.
- Последний американский фильм, снятый в системе "Technicolor", при печати которого применялся метод "imbibition".
- Марлон Брандо и Роберт де Ниро являются единственными актерами, получившего премии "Оскар" за исполнение одного и того же персонажа.
- Съемки были отложены на месяц после того, как Аль Пачино заболел пневмонией в Сан-Доминго.
- Джеймс Каан попросил, чтобы ему заплатили за эпизодическую роль в сценах воспоминаниях ту же сумму, что и за большую роль в первом фильме. Его пожелание было выполнено, так как сумма была невелика — 35 000 долларов.
- Сенаторов, заседающих в комитете, играли сценаристы и продюсеры — например, Роджер Корман.
- В одном интервью Гордон Уиллис признался, что переборщил с использованием темных кадров.
- Легендарный преподаватель актерского искусства Ли Страсберг, которого Аль Пачино попросил сняться в фильме, не хотел играть. Свое решение он изменил после 45-минутной беседы с отцом Копполы, композитором Кармине Копполой, который был практически ровесником Страсберга.
- Оператор Витторио Стораро отказался снимать фильм, так как считал, что продолжение не может быть лучше оригинала.
- В каждом фильме трилогии появление в кадре апельсинов обозначает грядущую смерть.
Купить книжку Марио Пьюзо в "Лабиринте":