Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Дьявол песков / Песчаный дьявол (1992, ЮАР - Великобритания, мистика / фильм ужасов): Dust Devil

Оглавление

Когда еще ничего не было, а Земля представляла собой раскаленный шар, на ней уже была жизнь. Один из людей (демонов) того древнего мира живет и сейчас. Он хочет вернуться в свой мир (ныне – параллельный), но для этого ему нужны жизни "букашек", людей, который живут сейчас.

Он совершает магические обряды, убивая людей и отсекая им пальцы. Он считает свою деятельность благом: он убивает тех, кто запутался, устал и хочет умереть, но кому не хватает смелости освободиться от жизни.

Кадр из фильма "Песчаный дьявол" (1992), режиссерская версия
Кадр из фильма "Песчаный дьявол" (1992), режиссерская версия

Поскольку демон живет в нашем мире, он не лишен человеческих чувств, страстей. Он влюбляется в одну из своих жертв, но потом – бац! – осенение: он же должен ее убить, чтобы вернуться в свой мир.

Муж той женщины идет по ее следам, но внезапно нарывается на злых негров из Намибии, а потом его вызволяет черный полицейский, который расследует дело серийного убийцы, отсекающего пальцы с начала ХХ столетия…

Студия "Мирамакс" жестоко опошлила фильм, вырезав из него всю мистику, всю древнюю ритуальность, которая штырила молодого режиссера, Ричарда Стенли. Они превратили фильм в банальный триллер про серийного убийцу типа "Попутчика", — из-за этого их "подвига" я просмотрел фильм по кабельному ТВ в 1993 с презрительной ухмылкой.

Режиссерский вариант фильма пропал, но режиссер не растерялся, он разыскал негативы и восстановил недостающее за свой счет. Фильм заиграл новыми красками и превратился в культовое кино.

Постер к режиссерской версии фильма Dust Devil (1992)
Постер к режиссерской версии фильма Dust Devil (1992)

Про эти "краски" я и хотел сказать. Фильм "Песчаный дьявол" относится к той категории редких фильмов, которые иллюстрируют то, что нельзя проиллюстрировать. Своим особым ритмом, диковинной картинкой, медленно развивающимся (либо не развивающимся вовсе) сюжетом они показывают нам тени иного мира.

Конечно, фильм Стенли не настолько тонок и убедителен, как, например, фильм Питера Уира "Пикник у Висячей Скалы", но это весьма достойная работа. Магия текучего песка, нарушенность социальных связей, боязнь пустыни, огонь, насилие и секс…

Жанр фильма определить невозможно, но это и не требуется. В нем можно найти отблески таких наработанных тем, как "серийный убийца" (триллер), "полицейское расследование" (детектив), жена, бросившая мужа, чтобы определиться, что ей все-таки нужно (психологическая драма), бывший киномеханик, по совместительству – маг ("трибьют" киноискусству), белые менты, которые избивают черных преступников (социальная драма), куча негров, которые избивают белого чувака (социальная драма), а также: фантастика, фильм ужасов.

Кадр из фильма "Песчаный дьявол" (1992), режиссерская версия
Кадр из фильма "Песчаный дьявол" (1992), режиссерская версия

Но самое главное: пронизывающее насквозь чувство безумной пустоты, которая вовсе не пустота. Ричард Стенли ведет игру на "лезвии бритвы". За краем его фильма открывается совершенно иной мир. Для сравнения я могу привести фильм Питера Уира "Последняя волна" — тоже, так сказать, "этнографический" мистический детектив. Уир более классный режиссер, но что он, что Стенли – снимают на одну и ту же тему.

Чернокожий следователь из фильма Стенли имеет своих тараканов в голове: он отправляется на охоту за Песчаным Дьяволом, чтобы стереть боль от потери сына. Он не верит в магию (это неверие – белое наследие слишком разумных и практичных буров-протестантов), но что-то таинственное и неизведанное толкает его вперед. Его друг и начальник, качая головой, нарывает целое досье, давно уже забытое и списанное, в котором говорится о том, что некий чувак еще сто лет назад начал странствовать по пустыне и отрубать пальцы у случайных встречных людей. Следователь обращается к своему старому знакомому, который выкладывает из камней лабиринт и "кое в чем сечет". Следователь, будучи рациональным челом, конечно, не сможет победить.

Кадр из фильма "Песчаный дьявол" (1992), режиссерская версия
Кадр из фильма "Песчаный дьявол" (1992), режиссерская версия

Оценка: 7,5 из 10.

Режиссер и автор сценария: Ричард Стенли,
Оператор: Стивен Шайверс,
Композитор: Саймон Босуэлл.

В главных ролях: Джон Матшикиза, Роберт Джон Бёрк, Челси Филд.
В ролях: Терри Нортон, Руфус Сварт, Уильям Хуткинс, Закес Мокае.

Интересные факты о фильме:

  • Съемки велись в экстремальных местах пустыни Намибии. За 7 недель съемок было сгублено из-за пыли 16 автомобилей.
  • Продюсер ДжоЭнн Селлар заблудилась в пустыне, разыскивая локации.
  • Фильм длился 120 минут, однако "Мирамакс", который дистрибутировал фильм, урезал его до 87 минут. В этой версии отсутствует всё сверхъестественное и почти отсутствует главный герой — черный полицейский. Стенли надеялся, что британская компания Palace Pictures сократит фильм для европейского проката не более, чем на 10 минут. Тестовый показ прошел неудачно, и фильм был сокращен до 95 минут, а потом студия обанкротилась! Целый год Стенли искал и еле нашел оригинальный негатив своего фильма где-то на задворках студии PolyGram и за свой счет восстановил картину до 108 минут.
  • Об этом фильме Стенли мечтал, еще когда учился в киношколе Кейптауна.

Смотрите режиссерскую версию в моей группе Вконтакте и подписывайтесь - https://vk.com/ekranka

Кадр из фильма "Песчаный дьявол" (1992), режиссерская версия
Кадр из фильма "Песчаный дьявол" (1992), режиссерская версия

#мистика #пустыня #песок #демон #детектив #оценка 7,5 #1992 год кино #культовое кино #ритуал #магия