Найти в Дзене
Darkside.ru

Роберт Фрипп: «Когда мы исполняем какую-либо музыку в "Sunday Lunch", это всегда делается с уважением»

Роберт Фрипп, безусловно, человек многих талантов. Будучи основателем и единственным постоянным участником группы King Crimson, он стал пионером прогрессивного рока в конце 1960-х годов, а дебютный альбом "In the Court of the Crimson King" до сих пор является эталоном экспериментального и трансцендентального звучания.

Это чувство поиска — объединение различных элементов фолка, классики и джаза через собственную призму — продолжалось и в 1970-е годы в таких авангардных шедеврах, как "In the Wake of Poseidon", "Starless and Bible Black", "Larks' Tongues in Aspic" и "Red".

Когда в начале 1980-х годов группа воссоединилась с Эдрианом Белью и Тони Левином, она продолжила экспериментировать ещё больше, выпустив такие альбомы, как "Discipline" и "Beat". С тех пор, выдав на гора только один альбом в 1990-е и два в 2000-е годы, группа больше выступала как концертная, чем студийная, и на данный момент дала свой последний концерт 8 декабря 2021 года в токийском Orchard Hall.

Однако это не означает, что 77-летний гитарист ушёл на покой. На самом деле это далеко не так, учитывая нашумевшую серию видеоклипов "Sunday Lunch", в которых он вместе со своей женой, певицей и актрисой Тойей Уиллкокс, переосмысливает известные композиции других исполнителей. Так как же человек, наиболее известный по таким песням, как "21st Century Schizoid Man", "Starless" и "Indiscipline", дошёл до переложения
Slipknot, Rammstein и Megadeth, и чему именно он научился на этом пути?

В интервью, которое Роберт дал
Guitar World по видеосвязи из своего домашнего кабинета в городе Першор, расположенном в английском Уэст-Мидлендсе, он рассказал:

«Всё произошло во время локдауна. Моя жена беспокоилась, что я стану овощем. А вот маленький 75-летний мужчина был очень спокоен. Я использовал возможность для размышлений — читал и писал. Я не собирался умирать от бессмысленности. Она видела, как я сижу и не шевелюсь, и думала: "Дорогой Фриппи, нам нужно, чтобы ты чем-то занялся!"

Всё началось с того, что она отвела меня на край нашего сада, вручила пачку и сказала: "Надевай и танцуй!" Это было началом. Мы стали пробовать странные занятия, чтобы развлечься. Цель и намерение, которые моя жена очень чётко сформулировала, заключались в том, чтобы поднимать людям настроение. Здесь, в Першоре, страх был осязаем. Мы виделись с соседями только в четверг вечером, когда все выходили на улицу, чтобы поаплодировать Национальной службе здравоохранения и поставщикам услуг. Мы смотрели на нижнюю часть улицы и на площадь, чтобы помахать друзьям и соседям, с которыми больше не могли поговорить лично.

Тойя очень настаивала на том, чтобы поднять людям настроение. Именно это мы и хотели сделать. И лучшим способом для этого было взять гитару, выбрать песню и веселиться, что я и сделал. Наши выступления на кухне называют "убогими", что, на мой взгляд, очень справедливо и великодушно! Совершенно очевидно, что мы не тратим много времени на, скажем так, высококлассные выступления. Главный вопрос: "Хорошо ли мы проводим время?" И, оглядываясь назад, я заметил, что абсурда здесь предостаточно [смеётся]».

В настоящее время супружеский дуэт собирается отправиться в тур с концертной программой "Toyah & Robert's Sunday Lunch Live!", в рамках которой они проедут по Великобритании, исполняя хиты Тойи, а также некоторые из их любимых кавер-версий и совместные работы Фриппа с такими известными музыкантами, как Дэвид Боуи.

Фрипп рассказал, каким образом ведутся съёмки "Sunday Lunch":

«Съёмки ведутся через iPhone Тойи, поэтому, когда она наклоняется вперёд и говорит, микрофон срезает звук гитары... Вот такое убожество. Время от времени мы забываем снять постиранные вещи. Я могу потом посмотреть видео и заметить, что там висит бельё или сушится полотенце, да мало ли что! На самом деле это наша рабочая кухня!»

Роберт ответил на вопрос, кто скрывается за персонажем в маске, известным как Сидни Джейк, который появлялся в нескольких роликах Фриппа и Тойи:

«Что я могу сказать?! Сидни очень скрытный человек, затворник, и мы его очень уважаем. Он мой ученик по гитаре — первый с 1975 года. Кроме того, он сам преподаёт игру на гитаре. Было время, когда мы устраивали "Sunday Lunch" в перерывах между гастролями King Crimson, объём работы был очень большим, поскольку мне нужно было выучить определённую песню и достойно её исполнить. Я просто не мог всё это делать. Поэтому приходил Сидни и дополнял песню второй гитарной партией. После King Crimson мы вернулись к Тойе и Роберту...»

На вопрос о том, возможны ли туры King Crimson в будущем, Фрипп ответил так:

«Попытки уйти от King Crimson в 1974, 1984, 2003 и 2008 годах привели меня к выводу, что, наверное, трудно однозначно ответить на это! В наше время есть факторы, которые мы должны принимать во внимание. Я должен признать, что в настоящее время никаких планов нет, но их не было и в прошлом, когда мы уходили в творческий отпуск. Необходимо учитывать, что сейчас я занят в другой группе — Тойя и Роберт.

Тони Левин сейчас в турне с Питером Гэбриэлом. Все остальные участники группы тоже работают. Мы с Тойей участвуем в таких фестивалях, как Glastonbury, Isle of Wight и других. Мы также планируем что-то на следующий год. В общем, много всего происходит... А мне 77 лет! Возраст — это важный фактор. Если учесть, что King Crimson — очень сложная группа, то к следующему туру будет три человека, возраст которых подбирается к 80 годам [Фрипп, Левин и Мэл Коллинз]. Какова вероятность? Я не могу это комментировать, я сосредоточен на новом проекте с Тойей».

На вопрос журналиста, который отметил, что некоторые песни, особенно металлические, удивляют слушателей, и как они в итоге попадают в "Sunday Lunch", Роберт ответил:

«Для сведения: я работаю в пентатонической тональности до с 1985 года. Так что в течение 35 с лишним лет до "Sunday Lunch" я использовал настройку, которую не встретишь в рок-н-ролле, где обычно используется стандарт. Мне пришлось привыкать к базовой настройке ми после долгого времени... Для кого-то это занимает целую жизнь!

Что касается песен, которые мы выбираем, то я предлагаю или Тойя выступает с идеей.

Прежде всего она должна быть удобной для пения и такой, которую Тойя хотела бы спеть. Мы также должны учитывать, будет ли она клавишной или с несколькими гитарами. Обычно мне приходится думать о том, как один гитарист может составить аккомпанемент певице, и это иногда создаёт технические проблемы. Как только мы выбираем произведение, я начинаю над ним работать.

Для этого я скачиваю оригинальную студийную версию, затем изучаю различные концертные версии, и, наконец, смотрю, не исполняли ли эту песню другие исполнители — желательно вживую, чтобы я мог увидеть все нюансы. Затем я захожу ещё дальше и смотрю уроки игры на гитаре в Интернете, потому что разные преподаватели подходят к этому по-разному. Очень часто, если есть акустическая версия, в которой использовалась одна гитара, я обращаю внимание на это.

Если у вас только 90 секунд на исполнение пяти- или шестиминутной композиции, какие ключевые компоненты должны быть в ней? Может быть, если есть вступление из 16 тактов, я могу сыграть только два из них? Тогда люди подумают: "Фрипп сделал домашнее задание — он не играет всё это, но он знает, что это есть!" Проведя это исследование, я приступаю к разучиванию и начинаю думать: "Что бы я мог с этим сделать, что я могу предпринять?", сохраняя при этом уважение к оригинальному исполнителю.
Есть две крайние реакции на мое участие в "Sunday Lunch". Первое: "Это ниже его достоинства: Роберт — серьёзный гитарист из King Crimson", что, по-моему, чушь собачья! По сути, я работающий музыкант. Когда мы исполняем какую-либо музыку в "Sunday Lunch", это всегда делается с уважением. Мы не издеваемся, играя глупые рок-риффы. Это нелепое предположение. Я усердно работаю, чтобы отдать должное оригинальному исполнителю или исполнителям на знаменитых записях.

Другая резкая реакция: "Фрипп не может играть рок-н-ролл!", которая является более точной из двух точек зрения. Когда мы исполняем песни таких исполнителей, как Тони Айомми, Джимми Пейдж или Ричи Блэкмор, я должен думать, что это классические исполнители, поэтому нужно уделить внимание деталям».

На вопрос о том, есть ли артисты, с которыми он ранее не был знаком, но в итоге стал их поклонником, Роберт ответил:

«Я мог бы сказать, что Дэйв Мастейн — серьёзный гитарист. Он мыслит в музыкальном плане иначе, нежели я. Но есть и сходство. Я могу сказать это, изучив его игру: кажется, он работает по шаблонам — он разрабатывает и вводит вариации в рамках этих шаблонов, как и я сам.

Я не знаю его лично. Я чуть было не встретился с ним, когда жил с Дэйвом в одном отеле в Олбани в ноябре прошлого года. Мне сказали, что там были Megadeth, так как их видели тренирующимися в спортзале, но из-за того, что я был на самоизоляции, я не смог представиться и засвидетельствовать своё почтение.

Эта песня Megadeth была для меня вызовом. На то, чтобы сыграть её должным образом, у меня ушло три месяца, при этом примерно по четыре-восемь часов в день я практиковался. Это потребовало большого внимания. Но если вы играете всего 90 секунд, вам всё равно нужно работать как можно более усерднее. Он определённо тот, с кем я раньше был не слишком хорошо знаком, но в итоге стал очень уважать».

Роберт рассказал, как родилась идея сыграть песню KORN "Blind":

«Я услышал Korn в самый первый раз, когда мы решили сыграть "Blind", и был по-настоящему впечатлён Хэдом и Манки. Они увлекаются семиструнными инструментами и альтернативными настройками. Когда я впервые работал со Стивом Ваем над G3 в 1997 году, я на самом деле был, если можно так выразиться, "G4" — я скорее играл музыку, чем выступал в качестве одного из трёх шреддеров. Стив был, пожалуй, первым человеком из мейнстрима, который использовал семиструнку Ibanez, созданную специально для него. У меня такой гитары не было, поэтому Fernandes мне её сделали.

Но с моей работой в King Crimson и Guitar Craft у меня так и не нашлось времени ей воспользоваться. Затем она оказалась на складе Crimson в Сиэтле и была отправлена мне только несколько месяцев назад, а затем Сидни одолжил её на некоторое время.
Я нашёл немного времени, чтобы попрактиковаться в игре на семиструнке, и задумался, какую настройку я бы использовал. Я подумал, что лучше всего было бы использовать пентатонику до с верхним ля. Мне не нравится си на басу. Мне не нравится си как нота… Это необоснованно.

Если я настроюсь низко, это должна быть ля, что, вероятно, ближе к тому, что могли бы использовать Slipknot. Но давайте на секунду остановимся на Korn. У "Blind" потрясающий рифф. Поистине удивительно, как две гитары взаимодействуют друг с другом. Я исполнил её на одной гитаре, настроенной на ми, и я надеюсь, они простят меня, но я постарался сделать это наилучшим образом из уважения к ним.
В "Psychosocial" и Slipknot мне нравится, что идеалы группы ближе к идеалам групп в целом. По сути, музыка стоит на первом месте, а группа — на первом месте для участников как таковых. Не все, с кем я работал в King Crimson, были так же преданы группе, как своей сольной карьере, что, вероятно, помогает объяснить некоторые личные трудности, которые возникали у людей с Робертом... Этим "ужасным человеком", который был недобр к ним».

По поводу исполнения песни METALLICA "Enter Sandman" Фрипп поведал следующее:

«Мы с Тойей уже довольно давно знаем о Metallica, но я никогда не учил ни одной песни Metallica до "Sunday Lunch"". На самом деле мы играем эту песню в туре, потому что она нам очень нравится. Я смотрю на Кирка и Джеймса как на одного гитариста — для меня они неразрывно связаны! Опять же, я рассматривал разные версии на протяжении всей их карьеры. Сейчас кажется, что они играют ниже на пару полутонов, что вполне законно.

Я где-то читал несколько лет назад, что Кирк только открыл для себя мои и Эдриана Белью взаимозаменяемые партии из "Discipline" в 1981 году, и они ему понравились. Этого я не знаю, но что я точно знаю, так это то, что Кирк — потрясающий музыкант. Соло на "Enter Sandman" — просто чума! Я изучал его и сказал бы, что это довольно сложно, но очень весело. Нужно потрудиться, чтобы записать его должным образом. Так что да, Metallica и "Enter Sandman"… Мне это очень нравится!»

Фрипп поразмышлял о кавер-версиях, которые ему наиболее запомнились:

«До "Sunday Lunch" я не очень хорошо знал Korn, Megadeth или Slipknot. Однако я был немного знаком с Билли Гиббонсом и ZZ Top. В 1974 году King Crimson выступали в поддержку ZZ Top на стадионе в Денвере. Мы вышли на сцену, и примерно через 20 минут звук полностью пропал. Мы не знали, почему, но ушли со сцены. Спустя 20 лет я узнал, что это ZZ Top отключили электричество, но были разные версии. Одни говорили, что это был тур-менеджер, другие предполагали, что это был Билли Гиббонс, которому мы не нравились, и он заставил его это сделать. По другой версии, мы не нравились тур-менеджеру. Не знаю! Турне продлилось недолго.

Что касается "Sharp Dressed Man", то лучшая версия, которую я знаю, это "Billy Gibbons Live at Daryl's House". Я бы рекомендовал всем, кто читает эту статью, посмотреть её. Это небольшое откровение в этой блюзовой области. Во-первых, ритм в версии ZZ Top — около 126. В этой версии он около 115, что означает, что она звучит плавно. Здесь три соло, и Билли — первый. Он не использует много нот... Билли это и не нужно.

Он играет плавно и уносит тебя с собой. Звук такой вязкий, плавный и соблазнительный. Это настолько крутая игра на гитаре, насколько это вообще возможно, точно так же, как невозможно понять Teкс-Meкс, если ты не находишься в баре в Хьюстоне или Сан-Антонио, где перед тобой играет Даг Сахм. Следующим соло-гитаристом стал Шейн Териот, новоорлеанский музыкант, много лет работавший с Дэрилом. Я не уверен, что имею право говорить об этом, поскольку это ещё не объявлено, но в ноябре прошлого года я участвовал в концерте "Live at Daryl's House", где играл с домашней группой, и они феноменальны.

Все они работают на самом высоком уровне. От Шейна просто дух захватывает. Он олицетворяет собой то, к чему должен стремиться каждый работающий музыкант. У него свой собственный мир, но при этом он способен исполнить всё, что от него требуется. Когда он солирует на этой записи, это настоящее блюзовое шоу, очень непохожее на соло Билли, но очень крутое и убедительное. Третье соло исполнил незнакомый мне гитарист, но тоже потрясающий музыкант.

Я бы также хотел упомянуть "Cult of Personality" группы Living Colour. Я знаю Вернона [Рида] уже много лет, и King Crimson гастролировали с его группой. Я отношусь к нему как к личному другу. В 1991 году, когда у меня были очень тяжёлые судебные споры с бывшими менеджерами, звукозаписывающими компаниями и издателями, я включал Living Colour по утрам, чтобы зарядиться энергией на весь день! "Cult of Personality" — потрясающая композиция. Вернон может сыграть всё, что ему взбредёт в голову, и при этом обладает собственной индивидуальностью. Он просто потрясный музыкант!»

Роберт рассказал о встрече со Стивом Стивенсом, который хорошо отзывался о King Crimson:

«Я помню, как работал с Энди Саммерсом в 1982 году и спросил его, есть ли музыканты, которых мне следует слушать. Он сказал, что Эдди Ван Хален, и я рад, что так и было!

Я ходил на несколько концертов и поддерживал Тойю. Я познакомился со Стивом Стивенсом и преклонился перед мастером. Он прекрасный человек. Он даже сделал нашу совместную фотографию. Это ещё один монструозный гитарист. Поскольку он появился ещё до тяжёлого металла, я не знаю, как его рассматривать в пантеоне рок-гитаристов, но для меня он определённо там, наряду с Эдди Ван Халеном и Рэнди Роадсом. Помню, как в 1982 году я работал с Энди Саммерсом и спросил его, есть ли среди музыкантов те, кого мне следует слушать. Он сказал, что Эдди Ван Хален, и я рад, что так и было!

Но вернёмся к Стиву Стивенсу, он — работающий музыкант, выступающий с Билли Айдолом, но он может пойти гораздо дальше. Многие великие музыканты могут показать не всё, на что они способны. Например, люди ходят на Джо Сатриани, чтобы увидеть, как Джо исполняет Джо. Но они могут и не знать, что в его руках вся история электрогитары. Джо феноменален и может сделать всё, что захочет! К сожалению, поскольку он в основном инструменталист, мы вряд ли будем включать его в "Sunday Lunch"».

Роберт отметил трек, который ему нравится у Ленни Кравица:

«Мне нравится "Are You Gonna Go My Way" Ленни Кравица. Он и Крейг Росс звучат в этом треке просто потрясающе. Соло — это классика! King Crimson давно гастролировали с Ленни — кажется, это было в 1995 году в рамках какого-то пакета. Тойя присоединилась к нам на гастролях, и мы смотрели, как Ленни вместе с Синди Блэкман на барабанах делает: "Тук, тук, тук!" с полной самоотдачей. Было потрясающе увидеть Ленни с той группой 28 лет назад. Но версия, на которую я в итоге сослался, — это концерт Ленни в Гайд-парке в 2015 году с Крейгом на гитаре и другим барабанщиком».

У Фриппа нашлась и своя история о Ричи Блэкморе:

«Это была забавная история. Я видел Ричи Блэкмора вживую, когда ему было 18 лет, в танцевальном зале в Пуле, Дорсет. Мне самому было около 17, так что это, наверное, произошло в 1963 или 1964 году. Ричи тогда выступал с группой The Outlaws. Возможно, на YouTube есть какие-то записи его выступления с ними.

Мне кажется, что когда ему исполнилось 18, он понял, что зашёл в этой группе так далеко, как только мог. Он был великолепен. Было бы несправедливо говорить, что Ричи не стал лучше, потому что он продолжил совершенствоваться. Но я скажу, что в 18 лет он был просто на пике.

Он работал со [Screaming Lord] Sutch вместе с другим мифическим гитаристом по имени Strawberry, о котором все слышали, но никто в то время, похоже, не знал его лично. Он играл спиной к публике и был легендарным музыкантом для тех, кто наблюдал за ним в начале 1960-х годов.

Мне не довелось увидеть Strawberry, но я видел и Ричи. Он двигался в своей манере, свинговал и имел свои фишки. Мы встретились мимоходом, и мы кивнули друг другу. Мой кивок в его сторону был выражением огромного уважения».