Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлый раз мы перешагнули экватор Евангелия от Матфея и добрались до 15 главы.
В шестнадцатой главе Иисус велит ученикам беречься
“закваски фарисейской и саддукейской” [Матф. 16:6].
Не сразу они его поняли, но он объяснил, что речь не о хлебе, а об учении.
Христос отправляется в
“страны Кесарии Филипповой” [Матф. 16:13]
и спрашивает у учеников, за кого его почитают разные люди. Те отвечают. А один из них - Петр, говорит:
“Ты — Христос, Сын Бога Живого” [Матф. 16:16].
На что Иисус отвечает знаменитое:
“и Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах” [Матф. 16:18-19].
Тут стоит добавить, что имя “Петр” переводится с древнегреческого как “скала, камень”.
Потом Спаситель сообщает, что ему предстоит трудный путь на земле:
“С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть” [Матф. 16:21].
Петр просит этого не делать, но Иисус отвечает:
“отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое” [Матф. 16:23].
Слово "сатана" употребленное Спасителем в данном контексте и написанное с маленькой буквы, подтверждает версию о том, что это не имя собственное.
В завершении главы Христос сообщает:
“Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своём” [Матф. 16:28].
Мне интересно, что он имеет ввиду: то, что апостолы увидят его после воскрешения?
В семнадцатой главе Иисус с Петром, Иаковом и Иоанном поднимаются на гору. Там им явились Моисей и пророк Илия, а потом они услышали голос из облака:
”Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте” [Матф. 17:5].
Когда же “гости” исчезли, то Христос намекнул, что Иоанн Креститель - это и есть пророк Илия, предсказанный в Ветхом завете.
Когда Спаситель с апостолами вернулись, то узнали, что у учеников не получилось исцелить бесноватого, хотя учитель ранее наделили их особыми способностями для этого. Иисус вылечил больного, а проблемы апостолов объяснил их неверием.
В конце главы приводится история о чуде со статиром. Началось все с того, что в Капернауме к Петру подошли сборщики дидрахм. Эту монету собирали по закону Моисея ежегодно с каждого еврея, достигшего 20 лет, как выкуп за душу Господу, что написано в книге Исход глава 30 стихи 11-15. Вполне логично, что они пришли за пошлиной к мужчине, выросшему в еврейской семье. И так же логично, что Иисусу, который пришел не опровергнуть закон Моисея, а исполнить, о чем уже говорилось в 5 главе Евангелия от Матфея, нужно заплатить.
Однако, прежде чем это сделать, Христос спрашивает Петра:
“как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны” [Матф. 17:25-26].
В этой цитате Спаситель признает себя сыном царя или, как говорили еще во 2 главе волхвы “Царем Иудейским”. Тем не менее, налог решает заплатить, но несколько эксцентричным образом. Он отправляет Петра на рыбалку и велит достать статир изо рта первой пойманной рыбы. Этой суммы как раз достаточно, чтобы расплатиться за них обои.
В следующей публикации нас ждет 18-ая глава.
Послушать библейскую книгу и поразмышлять, для этого хорошо подходят аудиокниги. Вот, к примеру, Библия. Новый завет. Евангелие от Матфея, на Литрес.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь