Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлый раз история завершилась на том, что Иаков украл у брата первородство и сбежал к родственникам матери.
В двадцать восьмой главе его напутствуют и жениться там заодно. По дороге, Иакову во сне является Бог и снова обещает землю и богатое потомство, как и его деду. Проснувшись мужчина решает, что при благоприятном исходе его дела, он станет отдавать Господу 10-ю часть.
В двадцать девятой главе Иаков добирается до брата Ревекки - Лавана и влюбляется в его дочь Рахиль. Для того чтобы получить ее в жены, он служит дяде 7 лет, но в ночь свадьбы Рахиль подменяют ее старшей сестрой Лией, ибо не положено, чтобы младшая выходила раньше старшей замуж. Однако, еще через 7 лет Иаков получает и Рахиль, т.е. она ждала 14 лет, чтобы ее взяли в жены… Может от переживаний и оказалась бесплодна. Лия же, тем временем, нарожала муженьку четверых сыновей.
В тридцатой главе, конечно, поссорились две сестры. У Рахили детей не было, она подложила мужу свою служанку, тогда Лия тоже подложила свою служанку, потом Лия еще детей произвела и Рахиль, наконец, тоже родила.
Тут вдруг Иаков засобирался домой, и, в результате хитрой комбинации, забрал у тестя много хорошего и крепкого скота, став очень богатым.
Но в этом месте более интересна даже не сама махинация Иакова, а некий биологический закон, с учетом которого все и вышло. Согласно библейскому тексту, если взять свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, вырезать на них белые полосы, снять кору до белизны и положить в водопойные корыта, то у скотины, которая перед ними зачинает, появляется пятнистое потомство.
Вспоминается старый анекдот, когда сын звонит маме и говорит, что его жена, родила негра, потому что ей дорогу перешел черный осел…
Тридцать первая глава начинается с искреннего удивления Иакова: как же так тесть на него “косо смотрит”..., и опасаясь нехороших последствий, берет жен, детей, весь скот и двигается в сторону дома. А Рахиль еще и украла идолов своего отца. Лаван, конечно, пустился в погоню, но Бог его предупредил:
“берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого” [Быт. 31:24].
Так что в итоге, они заключили союз и мирно разошлись.
В следующей тридцать второй главе, Иаков получает имя Израиль, ибо он боролся с Богом.
В тридцать третей произошло примирение с братом Исавом. В тридцать четвертой главе была изнасилована одна из дочерей Лии, правда, насильник, после этого просил её руки, но ее братья решили, что вырезать всех мужчин того города будет правильнее. В тридцать пятой главе Иаков, возвращается к своему отцу Исааку, который на тот свет собирался двадцать лет назад, когда сын уходил. И вот только тут он умер, Иакову же исполнилось сто восемьдесят и было у него 12 сыновей. Тридцать шестая глава полностью посвящена родословию Исава.
В следующей публикации мы, наконец, доберемся до финала первой книги Библии - Бытие.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Циклы по ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЕ и КУЛЬТУРАМ ДРЕВНЕГО МИРА можно найти на моем канале или приобрести книгу на Литрес: Краткий путеводитель по мировой культуре. Часть 1.
Другие циклы по ЭПОХЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
Культура средневековой Индии - начало здесь
Культура средневековой Шри-Ланки - начало здесь
Культура средневековой Камбоджи - начало здесь
Культура средневекового Таиланда - начало здесь
Культура средневекового Китая - начало здесь
Культура средневековой Японии - начало здесь
Культура средневековой Европы - начало здесь
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала