Найти тему

"Купание красного коня". Нетрадиционные ценности и идеи Чучхе.

Доброго дня, с нами Настя, и это рубрика "Картавое Искусствоведение", где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры. Что объединяет между собой коммунизм и православие? Нет, не только мировоззрение Геннадия Зюганова, а ещё работы художника, о котором мы поговорим сегодня. Итак, вашему вниманию, Кузьма Петров-Водкин - «Купание красного коня».

Кузьма Петров-Водкин "Купание красного коня". 1912 г. Холст, масло. 160 × 186 см
Кузьма Петров-Водкин "Купание красного коня". 1912 г. Холст, масло. 160 × 186 см

Обзор на алжирские сорта томатов. История возникновения шахбокса. Фехтование на шпагах из канапе. Интервью с Никасом Сафроновым. Ничего из этого нет на нашем канале на Яндекс.Дзен, но когда мы соберём там 2 тысячи подписчиков – обязательно выпустим эксклюзивные сюжеты на вышеперечисленные темы.

Начнём с того, что Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – это не псевдоним, а настоящее ФИО художника.

К. С. Петров-Водкин "Автопортрет". 1918 г. Холст, масло. 71 × 58 см
К. С. Петров-Водкин "Автопортрет". 1918 г. Холст, масло. 71 × 58 см

Родился Кузьма Сергеевич в Саратовской губернии в городе Хвалынске в 1878 году.

Происхождение у художника рабоче-крестьянское. Отец его был сапожником, а мать – была из бывших крестьян и работала прислугой в купеческом доме.

К слову, мать Петрова-Водкина, Анна Пантелеевна, хоть и была полуграмотной, но всецело поддерживала сына в его увлечении рисованием и литературой. Так же она открыла для сына мир народного творчества. До конца своих дней Кузьма Петров-Водкин поддерживал с матерью переписку, и письма к ней буквально заменили ему ведение личного дневника.

К.С. Петров-Водкин "Портрет матери (Анна Пантелеевна Петрова-Водкина)". 1909 г., холст, масло, 48х37 см.
К.С. Петров-Водкин "Портрет матери (Анна Пантелеевна Петрова-Водкина)". 1909 г., холст, масло, 48х37 см.

В 12 лет Кузьма Петров-Водкин впервые попробовал себя в написании икон, но систематические уроки рисунка и живописи он начал посещать только три года спустя, приехав в Самару и записавшись в класс рисования Федора Емельяновича Бурова. Хотя Петров-Водкин в Самару приехал не на художника учиться – он хотел поступить в железнодорожный техникум, но не поступил.

Вот так вот страна лишилась машиниста поезда, но приобрела, в будущем известного, художника.

На пике своих творческих поисков и юношеской активности Петров-Водкин написал трактат, точнее поэму на тему религиозно-философских идей Л.Н.Толстого. Принёс её Горькому, но тот принесённую работу не оценил. Это был первый, но не последний случай, когда творчество художника было не принято более старыми мэтрами.

Реакция Максима Горького на работу Кузьмы Петрова-Водкина. Фото в цвете.
Реакция Максима Горького на работу Кузьмы Петрова-Водкина. Фото в цвете.

Последующее образование Кузьмы Петрова-Водкина спонсировалось архитектором Мельцером и меценаткой Казариной.

Благодаря финансовой помощи В 1895 году художник поступает в Петербургское училище Штиглица, а в 1897 – в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Сокращённо – МУЖВЗ. И в этом МУЖВЗ одним из учителей Петрова-Водкина был Валентин Александрович Серов.

Кстати, если вы не смотрели наше предыдущее видео про Серова, то отметьтесь, пожалуйста, в комментариях, я к вам приеду и будем драться на поле.

В этот период Петров-Водкин создаёт свою первую монументальную работу – роспись церкви Казанской Божьей Матери в городе Саратове. Эта роспись не сохранилась до наших дней – была уничтожена в 1904 году как несоответствующая канону.

Из сохранившихся работ это майоликовое, грубо говоря – керамическое панно «Богоматерь с Младенцем» 1904 года. Оно расположено в Александровском парке в городе Санкт-Петербурге.

Майоликовое панно «Богоматерь с Младенцем». 1904
Майоликовое панно «Богоматерь с Младенцем». 1904

И каноничность этого изображения тоже вызывает вопросы. Первым делом на глаза бросается цвет накидки, то есть мафория. В православной живописи цвет мафория Богородицы всегда красного цвета, здесь же он изображён в голубом, что свойственно западной иконографии.

Хотя знаете, какого именно цвета мафорий носила Мария (и существовала ли она на самом деле) сказать сложно. Потому что он был, физически существовал, но пропал после пожара в 15 веке, и якобы части этого мафория есть в России, в Италии и грузинском городе с интересным названием Зугдиди.

Да и в целом вопрос подлинности христианских реликвий – он сложный и спорный. От Иоанна Крестителя, например, осталось десять голов. Но официально признанны из них только три. Ладно, это будет совсем не в тему, но без этой информации вы жить не могли: от Иисуса осталось 18 священных препуциев. Препуций, если что, это крайняя плоть. И в небольшом итальянском посёлке Калькате была традиция – раз в год, в день Обрезания Господня, да есть такой праздник, этот самый препуций выносили из храма и шли с ним по улицам посёлка. Традиция была жива до 1983 года, пока этот препуций не украли. В общем, всегда проверяйте факты и не покупайте кольца кальмара у входа в синагогу.

"Святой препуций" звучит как хорошее восклицание!
"Святой препуций" звучит как хорошее восклицание!

А теперь самое время вернуться к нашим баранам, то есть коням. В поисках собственного самобытного стиля Петров-Водкин посещает Италию, Францию и Северную Африку. Во Франции он нашёл себе жену, но вот собственный стиль нашёл только при возвращении в Россию.

"Портрет жены (Мария Фёдоровна Петрова-Водкина)" Холст, масло, 55×44 см, 1906 г.
"Портрет жены (Мария Фёдоровна Петрова-Водкина)" Холст, масло, 55×44 см, 1906 г.

В 1910 году Петров-Водкин напишет картину «Сон» и представит её на выставке «Союза русских художников». И тут полыхнуло помощнее даже чем в Помпеях. Это сейчас все срачи проходят в комментариях, до этого, если тебя что-то возмутило, нужно было писать в газету. Вот и Илья Репин написал в редакцию газеты «Биржевые ведомости» письмо, в которой Назвал Петрова-Водкина безграмотным рабом, неучем и подражателем таких же неучей как Гоген и Матисс. На это письмо ответили Бенуа и Бакс, ответ примерно был таков: «Ты, бумер, ничего не понимаешь в современном искусстве, в этой работе вообще то есть благородство формы, строгость рисунка и композиции. А ты заскамленный мамонт, азаза». И забрасывание друг друга помидорами через средства массовой связи продолжалось на протяжении нескольких месяцев.

К.С. Петров-Водкин "Сон" Холст, масло. 161 х 187 см. 1910 г.
К.С. Петров-Водкин "Сон" Холст, масло. 161 х 187 см. 1910 г.

Но плюс у этой ситуации был: художника заметили и пригласили в общество «Мир Искусства», стали делать заказы, так же это позволило Петрову-Водкину самому начать преподавать.

И вот на дворе 1912 год. Небольшая историческая справка:

  • Малолетний император Пу И отрёкся от престола, благодаря чему империя Великая Цинь стала Китайской Республикой.
  • Британский лайнер «Титаник» потерпел крушение.
  • В Екатеринбурге был открыт театр оперы и балета.
  • Родились Лев Гумилёв, Алан Тьюринг и Великий Вождь, Солнце Нации, Железный Всепобеждающий Полководец, Маршал Могучей Республики, Залог Освобождения Человечества и просто человек с обворожительнейшей улыбкой – Ким Ир Сен.
- Настя, зачем ты разбила лампочку? - Потому что ничего не может светить ярче, чем Солнце Чучхе!
- Настя, зачем ты разбила лампочку? - Потому что ничего не может светить ярче, чем Солнце Чучхе!

А тем временем Кузьма Петров-Водкин пишет картину, о которой мы говорим сегодня - «Купание красного коня». Давайте рассмотрим её поближе.

Картина написана маслом на холсте. Размер её - 160 на 186 сантиметров. В данный момент остался только третий вариант картины, первый был уничтожен автором, а от второго осталось только вот такое фото.

-10
Фото в более высоком разрешении отсутствует. Извините.
Фото в более высоком разрешении отсутствует. Извините.

Картина написана с использованием основных цветов, дополнительные цвета и всякие полутона используются по минимуму. Это делает картину максимально контрастной.

На заднем плане мы видим белого и рыжего коня, а так же водную гладь. Линия берега закруглённая, потому что Петров-Водкин использовал в работе сферическую перспективу – перспектива, в которой искажаются вертикальные и горизонтальные линии относительно центральной точки. Часто такую перспективу использовали для росписи внутренней части куполов, от того второе её название – купольная.

Задний план практически невиден, потому что обзор нам закрывает фигуры на первом плане – тот самый красный конь и всадник на нём.

Почему конь красный? Красных коней же не бывает. А я вам скажу, что бывают красные кони, точнее цвета киноварь, и рисуются такие кони на иконах. Например красных коней мы можем увидеть в иконографии архангела Михаила.

Икона "Архангел Михаил грозных сил воевода"
Икона "Архангел Михаил грозных сил воевода"

В чём символика красного цвета коня? Мнений множество. Это и символ революции. И красной армии. И самой России в целом. В общем, в образе коня видят надвигающиеся перемены. Что он само предчувствие грядущих событий. Он настолько огромен, что в кадр не входят ни круп, ни ноги, и это должно вызывать у зрителя чувство тревоги.

Сам автор картины после начала первой мировой воскликнул «дак вот о чём я написал красного коня!»

Лицо всадника выглядит стилизованным, и напоминает лица с работ эпохи раннего ренессанса – с этим стилем Петров-Водкин конечно же был знаком и познакомился с ними во время своего пребывания в Италии.

"Купание красного коня". Фрагмент.
"Купание красного коня". Фрагмент.

Если смотреть проще, то «купание красного коня» – это картина бытового жанра. И изображается на ней именно то, что указано в названии – помощники конюха купают коней. Но, первый раз взглянув на картину, появляется вопрос – а почему юноши голые? И, если обратить внимание на ранее творчество Петрова-Водкина, то видно, что к этой теме он приходил не один и не два раза. Вот например картина «Мальчики», посвященная смерти Серова и Врубеля. Ну и в чём смысл?

Я вышла в интернет с этим вопросом. Наткнулась на презабавнейшую статью, которая гласит что работы Петрова-Водкина ...

Как так сказать-то...

Я намекну.

Ту-дуду ту дуду...
Ту-дуду ту дуду...

Блин, этот прикол поймут только бумеры. Ладно, скажу прямо – пишут, что работы Петрова-Водкина полны гомоэротизма.

Ведь времена же такие были, мирискуссники все такие были, а кто не мирискуссники – так каждый второй. Вот и Петров-Водкин значит был нетрадиционной ориентации. Что? У него была жена, любовница и дети? А он латентный!

Всё я про ваших мирискуссников знаю!
Всё я про ваших мирискуссников знаю!

На самом деле, ориентация художника – вопрос не такой уж и важный. Важно то, что в одежде заходить в воду, а тем более купать коней, когда есть шанс быть облитым с ног до головы от одного движения хвоста – неудобно. Купальники, шорты для плавания – это всё изобретения второй половины 20 века.

А как же, скажет мне зритель, я фотки старые видел, дак там купались в полностью закрытых одеждах, ещё вокруг заборчик ставили, чтобы никто не подглядывал. Да, было дело, только это была причуда богатых. Люди рабоче-крестьянских сословий, откуда и был сам Петров-Водкин, напомню, купались всегда голыми. И вообще, сколько творцы эпохи Ренессанса рисовали и ваяли обнажённых юнош, никто же не говорит, что и они были ... А, не, подождите!

Купальная кабина для скромных и богатых.
Купальная кабина для скромных и богатых.
"Купающиеся солдаты" на картине Дмитрия Жилинского.
"Купающиеся солдаты" на картине Дмитрия Жилинского.

На выставке мирискуссников 1912 года работа никого не оставила равнодушным. Её хвалили и критиковали. «Красный конь» был расположен прямо над входом в галерею, поэтому ни один посетитель выставки её не пропустил. Два года спустя её отправили в Швецию, вместе с несколькими другими работами Петрова-Водкина, на выставку. А потом февральская революция, Первая Мировая, Вторая... В общем, обратно в Россию она вернулась только в 1950 году. В данный момент она расположена в Третьяковской галерее и я настоятельно прошу вас, при возможности, сходить и посмотреть. А на этом всё. С вами было «Картавое Искусствоведение». Всего доброго, до новых встреч.

-18