Когда закончилась холодная война, казалось, что вместе с ней мир избавился и от гонки вооружений. Но после 11 сентября оборонные бюджеты по всему миру вновь начали расти и сейчас составляют больше $2 трлн в год. Темпы роста увеличились еще больше с началом конфликта на Украине. Вооружаются все: Запад и Китай, Индия и Пакистан, страны Ближнего Востока и Япония.
На излете холодной войны президент США Джордж Буш — старший активно продвигал идею, что сокращение военных расходов способно дать толчок экономике. «Мы можем получить настоящие мирные дивиденды в этом году — и дальше, год за годом, — если сократим оборонный бюджет», — заявил он в 1992 году. Мир к нему прислушался. А Америка сократила свои расходы на оборону с 6% ВВП в 1989 году до примерно 3% десять лет спустя. Но потом случилось 11 сентября, и начались конфликты в Афганистане и Ираке. Конфликт на Украине, разговоры о возможной войне США с Китаем за Тайвань и напряженность, связанная с ядерными амбициями Ирана, привели к тому, что мир снова начал активно вооружаться — и ничего подобного по масштабам в этом столетии не было.
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), в прошлом году глобальные военные расходы увеличились примерно на 4% в реальном исчислении и превысили $2 трлн. Акции оборонных предприятий показывают более высокие результаты, чем рынок в целом. Многие страны — члены НАТО, в первую очередь Германия, планируют довести военные расходы до 2% ВВП и даже выше — таков целевой показатель альянса. Другие государства тоже собираются раскошелиться. Например, Япония намерена увеличить оборонную часть бюджета на две трети к 2027 году, что поднимет ее на третье место в мире.
Сейчас число стран — членов НАТО, которые тратят на оборону 2% ВВП, за последние девять лет выросло с трех до семи. И альянс говорит, что такой показатель должен стать «не потолком, а фундаментом», и это альянс, который параллельно вещает о демократии, мире во всем мире и т.д.
Расходы главного рупора демократии – Соединенных Штатов, в размере 877 миллиардов долларов (39 процентов от общемирового объема, что в три раза превышает расходы Китая, занявшего второе место), подтверждают место Вашингтона как ведущего поджигателя войны в мире и подстрекателя военной агрессии.
Однако самый быстрый рост расходов (13 процентов) наблюдался среди союзников США в Европе. Находясь в центре двух мировых войн, континент снова превращается в вооруженный лагерь.
Масштаб прокси-войны, которую НАТО ведет против России и всего Востока, через Украину, огромен. Собственные военные расходы Украины на 2022 год подняли страну с 36-го места по величине бюджета вооруженных сил в 2021 году на 11-е место в 2022 году — на уровне 44 миллиардов долларов, что составляет 34 процента ее годового ВВП. Но это только половина истории.
SIPRI заявляет, что не может предоставить «точную оценку общей суммы финансовой военной помощи Украине», давая оценку «не менее 30 миллиардов долларов в 2022 году». Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг объявил в этом месяце, что текущая номинальная цифра превышает 70 миллиардов долларов.
Какая бы цифра ни была ближе к истине, военный бюджет Украины в прошлом году не только опередил все державы НАТО, за исключением США, но и был, по крайней мере, близок к российскому бюджету в 86,4 миллиарда долларов, а потенциально значительно превышал его, даже после увеличения Москвой на 9,2 процента.
Суммы задействованных денег ошеломляют. Военные бюджеты Центральной и Западной Европы выросли до 345 миллиардов долларов, что на 30 процентов больше, чем десять лет назад, и превзошло уровень 1989 года, в конце Холодной войны. Богатства, которые могли бы смягчить многие из худших кризисов, затрагивающих человеческую цивилизацию, тратятся каждый год на подготовку к войнам, которые угрожают положить конец ее существованию в виде ядерного Армагеддона.
Пока что это увеличение является лишь авансовым платежом за то, что будет дальше, поскольку каждая страна все больше и больше втягивается в водоворот. Возвращение гонки вооружений, которая характеризовала большую часть 20-го века, указывает на возобновление того же вопроса, который привел мир к катастрофе в 1914 и 1939 годах: кто будет доминировать в мире, как экономически, так и стратегически?
Экзистенциальный кризис американского империализма – его взрывоопасная внутренняя напряженность и ослабление глобального экономического превосходства – спровоцировал бесконечную серию империалистических войн и интервенций, направленных на то, чтобы повернуть вспять его судьбу, которая теперь переросла в прямую конфронтацию вместе с его союзниками с Россией и Китаем.