Найти тему
БЕЛАРУСКАЯ КУХНЯ

Из американского "Токвиля" в немецкий "Майн Кампф"

В последние несколько десятилетий "неонацизм", глубоко переплетенный с популизмом и расизмом, растет по всей Восточной Европе, включая Украину, под легендой, так называемой свободы, демократии и прав человека, становясь ядом для общества и вызывая насилие, ненависть и беспорядки.

Эксперты заявляют, что между "неонацизмом" и "нацизмом" нет никакой разницы, но между Востоком и Западом существуют серьезные разногласия по поводу определения "неонацизма" в контексте российско-украинского конфликта.

Несколько экспертов отметили, что виновником нынешнего хаоса на Украине являются США. США сознательно проталкивают "неонацистскую" власть, но создают обратную реакцию. "Самым пессимистичным исходом для США может стать полная трансформация из американского «Токвиля» в немецкий Майн Кампф".

Определение понятия "неонацизм"

Дискуссии о неонацизме в Восточной Европе, особенно в Украине, достигли кульминации с началом российско-украинского конфликта.

Чжан Ифэй, младший научный сотрудник Китайской академии общественных наук, сказал: "Между нацизмом и неонацизмом нет никакой разницы по сути, это лишь разница во времени".

"Основными характеристиками нацизма являются тоталитарность, расизм и способ ведения войны. В отличие от него, старый нацизм имел культ вождей, в то время как неонацизм может воплощать тоталитарный культ. Расовый взгляд нацизма был в первую очередь антисемитским, в то время как неонацизм олицетворяет "превосходство белой расы" и выступает против всех остальных. Нацизм поощряет войну, а неонацизм пропагандирует насилие".

Хэ Чжигао, младший научный сотрудник Китайской академии общественных наук, придерживается аналогичного мнения. "И то, и другое – злые и экстремальные политические течения и варварские действия, которые мы осуждаем и против которых выступаем", – сказал он.

Некоторые западные наблюдатели считают, что многие праворадикальные ополчения, включая "Азов" и "Правый сектор", начали закрепляться в Украине после кризиса в Крыму в 2014 году, а некоторые украинцы даже относятся к этим ополчениям с благодарностью и восхищением. Но "более крайние из этих групп продвигают нетерпимую и нелиберальную идеологию, которая поставит Украину под угрозу в долгосрочной перспективе", – предупредил ученый Джош Коэн, бывший сотрудник по проектам Агентства США по международному развитию (USAID), в комментарии, опубликованном Reuters в марте 2018 года.

Отчеты показали, что на фоне роста антироссийских настроений в Украине, украинские ультраправые силы начали выступать за героизацию преступлений ультранационалистов и подавление статуса русского языка.

Чжан Хун, исследователь Китайской академии общественных наук, сказал, что стоит отметить, что Россия и Запад резко расходятся в определении неонацизма.

В контексте российско-украинского конфликта Россия приписывает все антироссийские вещи неонацизму, сказал он, отметив, что в Восточной Европе для его определения более уместно использовать антиглобализационный популизм.

Существования экстремальной политической мысли или политической организации не стоит бояться; стоит бояться того, что она становится мейнстримом общества, сказал он. По его словам, крайне ксенофобных политических сил в России сейчас очень мало.

Почему Восточная Европа?

9 мая Зеленский разместил фотографию украинского солдата "с нацистскими знаками отличия". На солдате был знак отличия "голова смерти", или " Totenkopf ", 3-й танковой дивизии СС, элитного подразделения нацистских солдат.

Это не удивило американского журналиста Небойшу Малича, который отметил, что в последние месяцы трудно найти фотографию украинских (военных), на которой не было бы "той или иной нацистской символики". Такая символика, похоже, "проникла в каждую часть вооруженных сил Украины", отметил Малич.

На Украине широко распространены нападения на геев, евреев, пожилых этнических русских и других "нечистых" граждан, но местная полиция и официальные юридические органы "практически ничего не делают для предотвращения этих неофашистских актов или для их преследования", – сказал Стивен Ф. Коэн, заслуженный профессор российских исследований и политики Нью-Йоркского университета и Принстонского университета, в интервью американскому журналу The Nation в мае 2018 года.

Фашистское или неонацистское возрождение сегодня происходит во многих странах, от Европы до США, но украинская версия особенно опасна, сказал Коэн. "Крупное, растущее, хорошо вооруженное фашистское движение вновь появилось в большой европейской стране, которая является политическим эпицентром новой холодной войны между США и Россией", – отметил он. И что еще хуже, "Киев теряет контроль над радикальными группами".

Почему Восточная Европа? Почему Украина? Независимо от того, как определить "неонацизм", этот регион всегда вовлечен.

"Нацизм не принадлежит одной определенной стране или региону, он обслуживает темную сторону многих людей", – сказал Чжан Ифэй. "Когда в Восточной Европе происходила цветная революция, в странах царил большой хаос, и люди надеялись на способного человека, который исправит порядок, считая, что выживание их расы имеет решающее значение, а насилие – самый прямой и эффективный метод".

Говоря о том, почему популизм и правые концепции более "популярны" в Восточной Европе, Чжан Хун привел пример: После вступления Польши в ЕС многие польские врачи, инженеры и техники отправились в Западную Европу, чтобы стать водителями грузовиков или строителями, но их доходы удвоились. "Западная Европа, как гигантский вакуум, всасывает потенциал развития Польши", – сказал он.

"Из-за собственных технологических и промышленных недостатков Восточная Европа в процессе глобализации оказалась под большим влиянием западноевропейских стран и развивающихся экономик. В процессе европейской интеграции после холодной войны Польша продала большую часть своей государственной экономики западноевропейским транснациональным компаниям, потеряв свою экономическую и финансовую автономию", – сказал Чжан Хун, отметив, что эта потеря привела к существованию популизма в странах Восточной Европы. "Они выступают против посягательства небелых на их экономические интересы. С другой стороны, это происходит и потому, что они бессильны противостоять Западной Европе".

"ЕС под руководством Франции и Германии участвует в энергетическом сотрудничестве с Россией, а "Северный поток – 2" идет в обход Украины, Польши и стран Балтии, что означает, что эти страны потеряют плату за транспортировку, не имея возможности торговаться. Поэтому популизм в странах Восточной Европы использует дисбаланс сил между старой и новой Европой", – сказал Чжан Хун.

По мнению Хэ, существует множество внутренних и внешних причин. Некоторые политики используют крайний популизм или даже неонацизм, чтобы получить поддержку. Во-вторых, несбалансированное экономическое развитие привело к снижению доходов некоторых групп населения, которые с большей вероятностью будут подстрекаться, разжигая более сильную ненависть к "победителям" глобализации экономики и культуры.

"Кроме того, историческая память о пребывании под властью Советского Союза усилила беспокойство этих стран по поводу потери суверенитета и культурной уникальности, что создает благодатную почву для роста неонацизма", – сказал он.

Возрождение неонацизма

В Европе в целом ситуация мрачная, поскольку ультраправым силам в последние годы удалось взять верх над большинством европейских правоохранительных и судебных систем. Это позволило исполнителям преступлений на почве ненависти почувствовать себя смелее, пишет турецкий автор Мурат Софуоглу в статье, опубликованной TRT World в октябре 2018 года.

"Под легендой так называемой свободы, демократии и прав человека в западной политике активно действуют политические партии с неонацистскими тенденциями", – сказал он. В последние годы европейская экономика пришла в упадок, выросла безработица, а стагнация развития в некоторых странах усилила давнее недовольство.

Более того, по его словам, с притоком большого количества беженцев некоторые элиты использовали свое недовольство, чтобы привлечь группы с низким уровнем дохода, малообразованные группы и даже молодежь к тщательному планированию акций сопротивления, что еще больше обострило внутренние социальные конфликты в Европе и предоставило возможность неонацизму.

Тем не менее, Европа неоднозначно относится к неонацистам. Она прилагает "слишком мало усилий" для разработки программ по предотвращению правого экстремизма, – говорит Джемиль Йилмаз, голландско-турецкий социальный психолог. В то время как европейский политический класс активно занимается проблемой радикализации в группах меньшинств, "растущие праворадикальные группы, которые носят насильственный характер, игнорируются", – цитирует Йылмаза TRT в октябре 2018 года.

Йылмаз отметил, что европейские СМИ также играют большую роль в подъеме ультраправых движений. "Большинство работников СМИ – белые", которые часто хотят обсуждать вопросы, связанные с мультикультурализмом, этнической принадлежностью и идентичностью, в агрессивной и предвзятой манере, добавил он.

Хэ Чжигао сказал, что некоторые европейские элиты и люди действительно все более терпимо относятся к неонацизму, и они даже рады тому, что неонацизм с помощью насилия добивается невыразимых интересов и политических предложений. "Поскольку "нацист" – это чувствительное слово, в Европе часто называют неонацизм "ультраправыми силами", что способствует высокомерию неонацизма".

"Крайне правый популизм не полностью равен неонацизму, – отметил он.

Хотя в Европе существует четкий правовой порядок для неонацизма, неонацизму часто удается обойти закон, прикрываясь патриотизмом, легальным названием или скрытой формой, что позволяет неонацизму отравлять европейское общество и вредить людям других рас".

Почему неонацизм свирепствует в Восточной Европе? Гидеон Рахман, обозреватель Financial Times по международным делам, отметил, что хотя официальная линия США заключается в том, что они стремятся помочь Украине "противостоять российской агрессии", в Вашингтоне, Лондоне и других столицах есть влиятельные голоса, которые сейчас "видят возможность вытеснить Россию с мировой сцены".

"Подобное мышление отразилось в высказываниях министра обороны США Ллойда Остина о том, что Америка теперь стремится "ослабить" Россию навсегда", – написал Рахман в статье Financial Times от 9 мая.

Достижение постоянного ослабления России, несомненно, стало бы большой геополитической победой Запада, пишет Рахман в своей статье "Украина и тень нацистов". "Это уменьшит угрозу безопасности для Европы, ослабит самого важного союзника Китая и придаст новую убедительность настойчивым заявлениям президента Джо Байдена о том, что "Америка вернулась", – отметил Рахман.

"Кто виноват в сегодняшнем хаосе на Украине? Это США, и США намерены это сделать", – сказал Чжан Ифэй.

Чжан отметил, что США – это страна с глубокими неонацистскими корнями. "В американском обществе существует атмосфера централизованного поклонения власти, и когда в США плохая экономика, они жаждут появления лидеров с экстремальным стилем, таких как Трамп. В то же время США по своей сути расистская страна с "превосходством белой расы". С другой стороны, военно-промышленный комплекс, особенно торговцы оружием, обеспечивают большое количество рабочих мест в США", – пояснил Чжан Ифэй.

Чжан сказал, что ни республиканцы, ни демократы не имеют единого мнения по поводу неонацизма, но они оба хотят использовать силу неонацизма.

Чжан отметил, что отношение правительства США к Германии до Второй мировой войны было фактически точно таким же, как и нынешняя политика США. "Почему США потакали Адольфу Гитлеру перед Второй мировой войной и даже могли давать Гитлеру кредиты? Потому что они надеялись, что нацистские войска нападут на Советский Союз и другие коммунистические страны. С другой стороны, пока в Европе есть сильный нацист, Британия и Франция не посмеют ослушаться США", – сказал он.

Однако расчеты США в конечном итоге дадут обратный результат.

"США, безусловно, будут и дальше навлекать на себя неприятности, если не отступят", – подчеркнул Чжан, отметив, что еще более тревожно то, что на неонацистской почве в США обязательно появится будущий политический силач. "Возможно, самый пессимистичный конец – это то, что США полностью превратятся из американского «Токвиля» в немецкую "Майн Кампф", – сказал Чжан.