Найти тему
cozy eisbrecher

Как велосипед обогнал ледокол на Северном морском пути

Затея проехать вдоль Северного морского пути на велосипеде и сегодня звучит абсолютно безумно. В 20-е гг. ХХ в. Северный морской путь только начинали осваивать. Первое сквозное плавание по СМП совершила экспедиция Вилькицкого только в 1914-1915 гг., а пройти от Архангельска до Чукотки за одну навигацию на ледокольном пароходе “Александр Сибиряков” Отто Шмидту удастся лишь в 1932 г. Но, как говорится, “нет препятствий патриотам”, и в середине 20-х гг. путешественник Глеб Травин задумывает рискованное предприятие.

Травин родился в Псковской области в 1902 г. В 1923 г. Псков проезжал голландский велопутешественник Адольф де Грут, который на тот момент объехал уже всю Европу. Травина поразило путешествие голландца, и он задумал своё - ещё более грандиозное. Закончив службу в армии, он имел возможность бесплатно вернуться домой - чем и воспользовался, указав в качестве места проживания не родной Псков, а Петропавловск-Камчатский. На Камчатке Травин устраивается работать электриком и не без усилий добывает себе американский велосипед “Принстон”. Всё свободное время Травин путешествует по Камчатке на велосипеде, готовя план безумного путешествия - проехать вдоль всех границ Советского Союза. Глеб тренировался и готовился к путешествию почти 5 лет. Наконец, в октябре 1928 г. он отправился на пароходе во Владивосток, откуда стартовал велопробег.

-2

Начав путешествие, Глеб дал себе зарок не стричь волосы до самого финиша и отправился из Владивостока на запад вдоль южных границ Советского Союза - через весь Дальний Восток и Сибирь. Озеро Байкал путешественник пересёк по льду. Некоторые отрезки пути пришлось преодолевать по воде на пароходах, к примеру пересекать Каспийское море и переправляться в Крым. Из Крыма Травин отправился на север, в Мурманск - через Москву и Ленинград. С этого момента началась самая рискованная и интересная часть путешествия - вдоль всего Северного Ледовитого океана. Переправившись из Мурманска в Архангельск, Глеб двигался на восток вдоль побережья, а затем стал ехать преимущественно по льду - так было быстрее. Ночевал путешественник также на льду. Однажды лёд треснул, и на поверхность хлынула вода. На утро Глеб нашел себя вмороженным в лёд, но чудом сумел дотянуться до ножа, вырезать себя изо льда и срезать заледеневшую одежду. После проведённой во льду ночи, после которой тёплой одежды не осталось вовсе, Травину грозила гибель от переохлаждения, но он сумел добраться до поселения ненцев. Если южные народы, встречавшиеся путешественнику, относились к велосипеду скорее враждебно и называли его “чертовой телегой”, то северные народы явно были другого мнения и нарекли велосипед “железным оленем”. Велопутешественнику пришлось отрезать несколько отмороженных пальцев на ногах, чтобы избежать гангрены. Придя в себя, Травин продолжил двигаться на восток по льду, добывая себе пищу ловлей рыбы при помощи велосипедной спицы, а также охотой на тюленей, моржей и белых медведей. Во время путешествия Глеб Травин побывал на ледоколе “Ленин”, работающем в Карской экспедиции. В 1931 г. путешественнику удалось достичь мыса Дежнева - самой восточной точки Советского Союза, откуда рукой подать до Камчатки, и тем самым замкнуть маршрут.

-3

О знаменитом путешествии написаны две книги, в 1981 г. вышел документальный фильм, а по всему миру множество велоклубов носят имя Глеба Травина. В Псковском государственном музее есть постоянная экспозиция, посвященная путешествию Травина - в ней хранится велосипед и личные вещи путешественника. Весь маршрут Травина никто не повторил до сих пор даже на современных велосипедах, а вот северную часть его маршрута в 1987 г. прошел с напарником Павел Конюхов, младший брат прославленного Фёдора Конюхова.

Современным путешественникам тоже, мягко говоря, пришлось несладко - их маршрут проходил через полюс холода, и без обмороженных носов и пальцев не обошлось. О своём путешествии Павел написал три книги, изданные в 2016 г. Вот такая удивительная история о том, что Северный морской путь за одну навигацию был пройден на велосипеде даже раньше, чем на ледоколе!