Найти тему

Feduk "Без белых полос". История о личном и о личности

Что такое автобиографическая память и зачем нужны дневники? Про творчество, про поиск себя и переоценку своего опыта. О том, как музыканты и их поклонники относятся к смене стиля и звучания. Все это ждет вас в четвертом эпизоде подкаста "Концерт под крышей".

Послушать/посмотреть подкаст можно на любой удобной платформе по ссылке.

Песню можно послушать здесь.

Этот выпуск необычный. Все серии до этого я выбирала для подкаста песни, в которых можно отделить героев от исполнителя, выделить сюжетную линию, рассказ, историю.

Но сегодня это трек, похожий скорее на дневник воспоминаний, где человек делится пережитым опытом. И нельзя просто взять и рассмотреть героя песни без привязки к исполнителю.

Друзья, пожалуй, пока это самый сложный из разборов, которые у меня были. Я даже словила прокрастинацию (редкую птицу в отношении работы для меня). Откладывала, возвращалась, слушала, откладывала, слушала, возвращалась, писала, удаляла, переписывала. Возможно дело в том, что в моем плейлисте никогда не было Федука. А по ощущениям - весь альбом «В тон улицам» - это альбом для «своих», для тех кто в теме творчества певца… Мне пришлось провести исследовательскую работу и изучить его творчество, не ограничиваясь только одной песней. И процесс пошел активнее.

Интересно, что несмотря на отсутствие сюжета как такового, при прослушивании песни, может быть много разночтений. А психологи же очень любят такое. Давайте поближе посмотрим?

Прям со старта и начнем - песня называет «Без белых полос»

Дорогу молодым, но без белых полос (А-а)

И талант как дым, что дарит огонь (Fire, fire)

Первая моя мысль - Федук, наверное, говорит, что молодые должны добиваться всего сами. Что он им передает творческую эстафету - дескать, вперед ребят, но чур, без блата. Сами всего добивайтесь, не полагаясь на удачу, талант же для этого есть! Т.е. я в белых полосах увидела везение, легкий путь к важной цели…

Угу… Интересно, сколько еще людей это вообще услышали. Первый же разбор на YouTube раскрывает секрет, что белые полосы - это, конечно же, про кок*ин... И посыл слушателям сразу приобретает иное направление.

Мой - не самый странный вариант толкования. Подкину еще один на подумать (услышала от знакомого): белые полосы - это про гопников, у которых три полосы сбоку на спортивных трениках.

В общем, интересно работает наше восприятие, создавая «персональную реальность». А творчество - это идеальная площадка, чтобы дать свободу своему восприятию.

Хорошо, Федук. Хулиганский вайб я отметила. Пошли дальше.

«И талант, как дым, что дарит огонь»

В песне довольно много рассуждений о творчестве. Завуалированных и упакованных в необычные метафоры. В этих строчках будто бы адаптированное под рассуждения о таланте выражение «нет дыма без огня».

И с одной стороны можно увидеть довольно четко признание собственного успеха и популярности автором:

«И литера «Ф», что так ярко светится (One love)

Подарит городу капельку безмятежности»

С другой стороны, как будто бы есть в этом и горечь:

«Это бег в колесе всеобщего обозрения»

В этой песне считывается амбивалентность, т.е. двойственность, расщепленное отношение, автора к своему творчеству, к своему статусу. Дойдя по припева это ощущается максимально. Мы будто бы слышим диалог с самим собой, местами довольно резкий и агрессивный.

«I don't give a shit, если ты не любишь меня

От любви дано, это всё музыка»

Некоторые музыканты десятилетиями двигаются в рамках одного выбранного стиля, звучания, подачи. Другие же могут экспериментировать и кардинально меняться (как ради моды, мейнстрима и коммерческой выгоды, так и в результате переосмысления своего творчества). Жизненные события, кризисы часто приводят к пересмотру не только ценностей и приоритетов в жизни, но и сказываются на творчестве. Сложно делать одинаковую музыку в 20 и в 30 лет.

И отношение к своему раннему творчеству у самих музыкантов также со временем может меняться, даже если когда-то эти старые треки сделали их успешными и знаменитыми.

При этом многие фанаты привязываются именно к определенному стилю и звучанию, к подаче, к альбому, к песням, а не к исполнителю в целом. Вспомните себя и старые любимые треки, которые стояли когда-то на репите. Уверена, вы ловили себя на ностальгии при их прослушивании, на воспоминаниях о событиях того периода (радостных или грустных). Этакий возврат туда, где вы были, с кем вы были и какие чувства испытывали - песни активизируют так называемую автобиографическую память. Песни - это сильный эмоциональный якорь.

И часто бывает так, что когда исполнитель меняет звучание своих песен, он теряет большое количество поклонников. Чувствуя себя преданными фанаты из-за этих изменений, включают хейт (обвиняют исполнителей в гонке за трендами, в уходе в попсу, требуют вернуть прежний стиль и т.д.).

«А, как же это банально, как избито

Как же попсово и так просто, уже не цепляет, как прежде

Сквозь время, сквозь воздух»

Но в песне мы слышим не расстроенных и разъяренных фанатов, мы видим эмоции самого музыканта по поводу разных эпох своего творчества. О раннем периоде:

«Мы играли в любовь на расстроенных клавишах

Это был джаз по пьяни с нотками фальши»

И о новом. Герой по ощущениям находится на стадии переоценки собственного творчества.

Во втором куплете мы можем услышать нотки ностальгии:

«Хотелось бы пропасть, сказав «До скорого»

И старый добрый станет снова самым новым»

Как будто бы есть мысли вернуться к былому. Может быть, потому что на старте преодоления, сложности, испытания, выход на новый уровень, - все это держало в тонусе и дарило яркие эмоции.

«Вода с огнем и все, что мне так дорого»

Но нотки ностальгии и искушение остаются только в плоскости размышлений. Герой не застревает в руминациях. Довольно быстро мы видим возврат к точке контроля, выбора.

«Искушение? Город проверяет нас

Где ты будешь завтра, выбираешь сам»

Ну а в выборе герой рекомендует опираться на себя.

«И, как в той песне, не смотри по сторонам»

Интересная отсылка к песне Юли Савичевой «Если в сердце живет любовь», где продолжение этой строчки звучит как «Не смотри ты по сторонам. Оставайся такой как есть. Оставайся сама собой».

Это песня о личном и о личности. О творческом пути. О том, что было раньше, о том, как это поменялось, как иногда есть искушение вернуться к прошлому. Про то, что важно оставаться с собой, несмотря на то, как другие к этому относятся.

Этакий дневник размышлений. С легкой ноткой протеста против старения.

«И как бремя этот возраст, е, прядь волос — седой волос

Сбрил молча, я утру нос им»

Но это не о застревании в позиции бунтующего стареющего вечного подростка. Не о застревании в ностальгии и попытке идти прежним путем, который уже неактуален и не цепляет. И это я подтвержу еще одной музыкальной цитатой. Позволю себе шалость процитировать другую песню с альбома: «Мне не страшно постареть, мне, скорее, страшно зависнуть в одном времени» (с) FEDUK - S5

Итак, автор предпочитает идти за талантом своей, меняющейся со временем, творческой тропой и давать дорогу молодым для своих музыкальных экспериментов.

А вот привычного окончания подкаста в виде размышлений, что можно было бы сделать с героем песни, если он решился бы идти ко мне в терапию, сегодня не будет. И не потому, что я не фанат Федука… А потому что эта песня (как и весь альбом) - это дневник, где можно наблюдать за рассуждениями автора о собственном творчестве, жизни. И мы уже как будто бы подсматриваем за процессом терапии, исповеди, за рассуждениями и эмоциями.

И, на самом деле, ведение дневника - это уже само по себе инструмент терапии. И, пожалуй, этому инструменту я посвещу часть этого подкаста.

Не призываю сейчас никого срочно бежать писать песни. Творчество - это всего лишь один из способов. Гораздо более простой и доступный - это в прямом смысле слова вести записи (это может быть дневник, письма, заметки, трекер, специальные приложения и т.д.).

Люди склонны подавлять травмирующие воспоминания, негативные эмоции и мысли. «Избавьте меня от этой тревоги! Выключите этот бесконечный поток мыслей!» - это очень распространенные запросы в терапии. Что логично - очень дискомфортно в этом находиться.

Конечно, дневники - это не замена терапии, но это хороший инструмент для самоанализа.

Чем же дневник может помочь?

  • Структурирует свои мысли, делает их более ясными для себя.
  • Развивает навык самоанализа и рефлексии (когда мы учимся смещать локус внимания извне внутрь себя, обращать внимание, замечать и различать свои эмоции и мысли).
  • Часто записи помогают вырваться из руминаций (мыслительной жвачки) за счет: структурирования информации (складывания воспоминаний в определенную историю), за счет дистанцирования от особо острых переживаний (буквально мы отделяем их от себя и смотрим со стороны на написанное). Просто выписывать самые цепляющие мысли (тревожные катастрофичные самокритичные токсичные) часто помогает заметно снизить их интенсивность.
  • Бывает так, что близкие не готовы «переварить» подобные переживания, не с кем этим поделиться, некому выплеснуть. В этом случае, бумага - это то, что может выслушать без осуждений самые откровенные истории, эмоциональные переживания. То, что бывает трудно высказать вслух.
  • Дневники, в целом, помогают осмыслить то, что мы пережили (это и метод выплеснуть свои эмоции и в то же время придать тяжелой ситуации смысл), наметить дальнейший путь.

Вариаций этой техники огромное множество.

Дневник может быть о прошлом (например, техника писем - для проработки обид, которые невозможно отпустить, или детских травм), о настоящем (когда мы учимся замечать свои эмоции, чувства, развивать осознанность) или о будущем (когда мы записываем туда цели и желания, идеи).

Можно в дневник выплескивать особо интенсивные негативные мысли и эмоции в моменте, снижая тем самым их интенсивность (техника экспрессивного письма). А можно сосредоточиться на позитивном, нарабатывая навык видеть хорошее, а не только негатив. Так дневники успеха, например, помогают тем, кто не привык ценить свои достижения, относиться к себе с большим уважением.А подведение итогов дня придает больше смысла прожитому дню и мотивирует продолжать что-то делать.

Есть дневник сна для тех, кто борется с бессонницей, дневник тревоги, дневник настроения, дневник, помогающий ввести какую-то привычку (или наоборот избавиться от нее) и т.д.

Необычный пример у меня перед глазами - мой муж, который болезненно относится к потерянным вещам, завел заметку «потеряшки». Как только он замечает, что что-то потерялось, он записывает эту вещь в заметку. И далее мысли об этой вещи больше его не беспокоят. Как это работает? Мы лучше запоминаем НЕзавершенные дела, чем завершенные (эффект Зейгарник) - записывая потерянную вещь, невыполненную задачу, или идею для будущей реализации и т.д. мы можем выгрузить ее из головы, завершив задачу на данном этапе. Частый приятный бонус при этом - снижение тревоги и напряжения.

И результаты более 200 исследований на данный момент подтверждают благотворное влияние дневников на физическое и эмоциональное здоровье людей. Подробнее об этом здесь (как я люблю, с ссылками на исследования, с разбором).

Бумага, ручка (или телефон с заметками) и 5-10 минут в день - все, что для этого нужно. И не всегда это нужно делать именно каждый день, превращая полезную технику в практику ради практики. Итак, ведение дневников - это доступная всем микропрактика самозаботы, осознанности и любви к себе.

Кстати, слово «любовь» в разных склонениях повторяется в песне Федука 11 раз. Получилась такая ода таланту, ода музыке и искренности. Откровенный, местами агрессивный дневник чувств, с разрешением быть в творчестве разным, оставаясь при этом верным себе.

«От любви дано, это всё музыка»

Со здравым пониманием собственной успешности, и ориентира на талант и себя, а не на тренды.

«Я просто выбираю сторону тепла»

_______

Ваша поддержка важна для развития подкаста! Не забывайте ставить лайки и делиться подкастом. Обратную связь, комментарии и предложения можно оставлять в социальных сетях автора подкаста Nenarmari:

Инстаграм* (ник - @nenarmari)

Телеграм канал

Сайт и запись на терапию

Послушать подкаст (аудио, видео-версии)

* Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН)