Найти в Дзене
BIS ART GALLERY

BIS ART GALLERY о ретинальном искусстве

Амедео Модильяни, "Лежащая обнаженная со спины", 1917, холст, масло, 64х99 см
Амедео Модильяни, "Лежащая обнаженная со спины", 1917, холст, масло, 64х99 см

Ретинальное искусство или ретинальная живопись (retina лат. - сетчатка) - это фраза, которая приписывается французскому и американскому художнику Марселю Дюшану, которую он применял к искусству, воспринимающемуся исключительно визуально, только глазами. Впервые термин был употреблен в 1912 году художниками Альбером Глейзом и Жаном Метценже в их манифесте "Кубизм", в котором они раскритиковали Густава Курбе, рисовавшего все, «что передавала его сетчатка глаза без какого-либо интеллектуального контроля».

Гюстав Курбе, "Раненый человек", 1844-1854 гг., холст, масло, 81,5х97,5 см
Гюстав Курбе, "Раненый человек", 1844-1854 гг., холст, масло, 81,5х97,5 см

Но благодаря Дюшану термин "ретинальное искусство" вошел в обиход. В интервью на BBC с Джоан Бэйквилл он четко указал, что для него такое ретинальное искусство. Все после Курбе, то есть и импрессионисты, и даже кубисты с фовистами, занимались ретинальным искусством - все те картины, которые были нарисованы, чтобы быть запечатлены на сетчатке глаза без интеллектуального вклада. Может, по мнению Дюшана, сюрреалисты и начали отходить от такого подхода. Но именно дадаисты, к которым часто причисляют его самого, первыми задали вопрос о целесообразности заниматься исключительно визуальной стороной живописи.

Жан Арп, "Геометрический коллаж", 1916,  33 x 24.25 см.  Арп был один из основателей дадаизма. В своих коллажах он использовал машину для резки бумаги и зачастую в произвольном порядке собирал порезанную бумагу в коллаж, тем самым приближаясь к "чистой действительности".
Жан Арп, "Геометрический коллаж", 1916, 33 x 24.25 см. Арп был один из основателей дадаизма. В своих коллажах он использовал машину для резки бумаги и зачастую в произвольном порядке собирал порезанную бумагу в коллаж, тем самым приближаясь к "чистой действительности".

Марсель Дюшан, который не задавался вопросом "как стать великим художником?", а в своем творчестве искал ответы на "что такое быть художником?", изобрел новые для западного искусства методы самовыражения. Его реди-мейды стали неким антиподом "ретинальному", чисто визуальному искусству. Пожалуй, самый знаменитый из них это писсуар под названием "Фонтан". Своими реди-мейдами Дюшан зачеркивает какую-либо значимость визуальной не просто привлекательности искусства, но вообще визуального аспекта предмета искусства в целом. Анти-ретинальное творчество Дюшана является одним из поворотных моментов в истории искусства. В итоге он оказал огромное влияние на формирование поп-арта и и концептуального искусства в середине XX века. Дюшан всегда подчеркивал важность концептуальной составляющей в искусстве: «Мне были интересны идеи, а не визуальные произведения. Я хотел, чтобы живопись снова служила разуму».

Фотография оригинального "Фонтана" Марселя Дюшана, сделанная Альфредом Стиглецем.
Фотография оригинального "Фонтана" Марселя Дюшана, сделанная Альфредом Стиглецем.
Романоз, «Любовь на мгновение», 2012, холст, масло, 200х220. Работа из коллекции BIS ART GALLERY.
Романоз, «Любовь на мгновение», 2012, холст, масло, 200х220. Работа из коллекции BIS ART GALLERY.