Желание показать себя - важная часть встречи президентов России и США. И они, безусловно, демонстрируют свою мощь любыми возможными средствами. Среди таких средств – президентские самолеты. Четырехмоторные монстры обоих глав государств являются крупнейшими самолетами в мире и показывают самое современное, что может предложить авиация в настоящее время
Конечно, трудно сказать, какой самолет впечатляет больше. Взгляд со стороны – вещь субъективная. Но их можно сравнить: посмотреть на факты и сформулировать собственное мнение. Итак, что это за факты?
Первое впечатление
Наверное Air Force One - самый известный самолет. И хотя любому самолету, на борту которого находится президент США, присваивается позывной Air Force One, всем известен именно этот Air Force One - культовый Boeing VC-25, серьезно преобразованный Boeing 747-200, который летает с американскими президентами с начала 90-х годов.
С ливреей, созданной известным дизайнером Raymond Loewy и интерьером от Nancy Reagan, самолет стал известен и узнаваем благодаря президентским визитам по всему миру, а также показом в голливудских фильмах. Попытки Дональда Трампа обновить ливрею были встречены резкой критикой, и судя по всему, американским президентам суждено путешествовать в этом неизменном образе еще долгие годы.
Существуют два самолета VC-25, и они всегда путешествуют вместе на случай, если у одного из них возникнут проблемы. Президентская печать на двери всегда видна вместе с президентом, прибывающим в любую страну, равно как и зрелище приземления летающего монстра.
Российский Борт №1 гораздо менее известен, но, тем не менее, довольно часто привлекает внимание любителей авиации. Как и в США любой самолет, на борту которого находится президент России, присваивается позывной «Борт №1». Как правило главу государства обслуживает Специальный лётный отряд «Россия», находящийся в подчинении Управления делами Президента Российской Федерации.
В отряде более 65 летательных аппаратов - от вертолетов и бизнес-джетов до дальнемагистральных авиалайнеров. Жемчужина флота — это, конечно же, пять широкофюзеляжных Ил-96-300ПУ. Самый новый из них был представлен в апреле 2021 года.
По некоторым источникам, все пять бортов готовятся каждый раз, когда Путину необходимо передвигаться по воздуху, а президент сам выбирает самолет, на котором он полетит. Возможно, это не соответствует действительности, но, как и в случае с Air Force One, Ил-94-300ПУ также путешествуют парами, чтобы избежать неприятностей в непредвиденных ситуациях. Но сбои все-таки бывали: специалисты помнят неоднократные механические неисправности несколько лет назад. В 2005 году во время визита Путина в Финляндию при взлете вышла из строя тормозная система. Президенту пришлось продолжить путь домой на сопровождающем главу государства Ил-62.
Ливрея российского Борта №1 хоть и не такая знаменитая, но тоже часть истории. В прошлом Специальный лётный отряд «Россия» входил в состав авиакомпании «Россия» и самолеты были белого цвета с полосой российского флага. В 2009 году отряд был передан в Управления делами Президента и стал независимым от авиакомпании. В 2018 году «Россия» обновила ливрею, а самолеты отряда остались в прежней.
Самолеты
По современным меркам самолеты президентов США и России - динозавры. Boeing 747 появился в 60-х годах, а В747-200B, на базе которого обустроен VC-25, был представлен в 1971 году. На нем установлено современное оборудование, в том числе двигатель CF6-80C2 (используемый в В747-400) и кабину пилотов с электронными дисплеями.
Ил-96-300ПУ во многом является наследием авиапрома Советского Союза. Он был создан на базе первого советского широкофюзеляжного Ил-86, который появился в начале 70-х. Ил-96 был представлен в конце 80-х и отличался множеством улучшений. Тем не менее, активно эксплуатировался он не долго: самолет производился мало и из-за технических проблем не пользовался спросом у российских перевозчиков. Правительство Российской Федерации и военные остаются активными операторами этой модели и наверное единственными, кто будет летать на Ил-96-400М, широко разрекламированной новой модификацией самолета.
Важнейшая особенность обоих бортов — это, конечно же, их размеры. Оба являются широкофюзеляжными четырехмоторными самолетами, которые часто бывают самыми большими почти в любом аэропорту. У российского самолета размах крыла немного больше - 60,11 м по сравнению с 59,9 м у VC-25, но американский самолет значительно длиннее - 70,66 м по сравнению с 55,3 м у Ил-96.
Кроме того, В747 тяжелее, его максимальная взлетная масса больше почти на 60 тонн. А его двигатели развивают тягу больше почти на 60%. Из сказанного делаем вывод, что VC-25 намного просторнее, чем российский аналог, и может перевозить гораздо больше оборудования и персонала.
Некоторые характеристики описываемых самолетов не могут быть подтверждены и в зачастую являются предметом спекуляций. Скорее всего, у них схожие крейсерская скорость и практический потолок. По не подтвержденным данным дальность полета российского самолета – 14,8 тысяч км. Это больше, чем у VC-25 - 12,6 тысяч км, но VC-25 может быть дозаправлен в воздухе, что бесконечно увеличивает время его полета, естественно при наличии заправщика.
Влияние
Хотя внешне оба самолета выглядят как модели, на базе которых они созданы, внутренне они очень далеки от своих пассажирских родственников.
Конечно же, самой необычной особенностью является их защитное снаряжение. По понятным причинам о нем не известно ничего конкретного. Но из того, что мы знаем, оба самолета оснащены комплектами радиоэлектронной борьбы, которые заглушают связь и уводят ракеты, а также могут выдерживать радиацию от ядерного взрыва.
И еще одна важная особенность - коммуникационное оборудование. И Ил-94-300ПУ и VC-25 предназначены для использования в качестве передвижных командных пунктов, что позволяет президентам поддерживать связь с войсками и правительствами и, при необходимости, управлять военными действиями во время полета. Известно, на Air Force One проводов вдвое больше, чем на обычном В747-200. Хотя длина проводов на Ил-96-300ПУ не известна, «ПУ» в названии означает «пункт управления».
Мы очень надеемся, что боевые возможности обоих самолетов никогда не будут задействованы.
Между тем каждодневная эксплуатация президентских самолетов имеет более мирную сущность.
По имеющейся данным, в самолете Путина есть тренажерный зал, кабинет в 10 квадратных метров, спальня с большой кроватью и конференц-зал на 9 мест. В VC-25 также есть тренажерный зал, но его рабочие пространства значительно больше: недаром самолет называют «Белым домом», поскольку в нем есть конференц-зал, столовая и комната связи, каждая из которых, судя по фото, больше конференц-зала Путина.
Похоже, что значительная часть Ил-96-300ПУ отведена под личное пространство. Российский самолет также намного роскошнее: его украшенный позолотой и драгоценными камнями интерьер, разработанный Иваном Глазуновым, не что иное, как роскошь по сравнению со строгим представлением Нэнси Рейган об интерьере VC-25.
Однако есть один элемент роскоши, которого не хватает российскому самолету: как известно, VC-25 несет может обеспечить 3 тысячи обедов и имеет полноценную кухню. В Ил-96-300ПУ кухня есть, но в ней разогревают заранее приготовленные блюда. Как сообщается, президент не раз выражал недовольство качеством и разнообразием блюд в самолете, говоря, что его заставляют есть «одну и ту же еду».
Цена
Единственная вещь, чем президентские самолеты США и России различаются больше всего — это их стоимость. Один VC-25 стоил $325 миллионов в начале 80-х – это более $1 миллиарда в сегодняшних деньгах. Кроме того, его эксплуатация также стоит $210 тысяч в час (как пол-эскадрильи F-35), не считая обновлений и ремонтов, которым он подвергается регулярно.
Оценки самолета Путина сильно разнятся. Стоимость представленного в 202 году нового Ил-96-300ПУ по некоторым данным составила $70 миллионов, по другим - $550 миллионов. Вторая цифра может быть более близкой к истине, но нет никакой возможности узнать реальную цену самолета.
Нет единого мнения по поводу нового президентского самолета на базе Boeing 747-8i, который в 2024 году должен заменить нынешний. Boeing столкнулся с задержками работ и перерасходом средств, что привело к увеличению контрактной цены почти в $2 миллиарда на один самолет и еще не известно, сколько потребуется еще. Совершенно очевидно, что стоимость нового VC-25 будет намного выше российского Ил-96, и в его интерьере не будет ни золотых украшений ни старинных гобеленов.
Источник: AeroTime Hub
Перевод: АвиаОбоз
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу
Читайте еще на канале