Общественные объединения «Тухум терек тамурлар» и «Атакумук» в середине осени 2022 г. посетили Бабаюртовский район Кумыкии.
Терско-Сулакское междуречье является одним из самых значимых мест в истории Кумыкии и Дагестана хотя бы потому, что здесь начинались тюркские государства Барсилия и Хазария. Сказанное можно отнести в том числе к Бабаюртовскому району, на территории которого расположены городища Тенгкала, Люксембургское и Новонадеждинское, а также в Львовское-1 и городище из комплекса курганной группы Эгиз-Тёбелера, также поселения Старый артезиан, Тамазатюбинское, Чопалавюбенское и, наконец, крепости – Бораульская и Герменчикская. При этом самое ранее из поселений возникло не позже IIв. д. н. э., а появление некоторых курганов на территории района относится к XXX в. до н. э. О бурном развитии микрорегиона свидетельствуют и находки, например, монеты парфянского царя Фраата II (ок. 138-127 гг. до н. э.).
В Средние века эта земля входила в состав тюркских государств Хазарского каганата, Улуса Джучи и Шаухальства Тарковского. Как следствие, коренными народами тут являются кумыки и ногайцы (потомки оседлых и в меньшей степени кочевых древних тюрков, а также хазар), аристократии (кумыкские князья и сала-оздени) и общинам которых и принадлежали основные земли (например, коневодческий кутан и хутор Шава (Река в переводе с булгарского языка) относился к владениям эндиреевских князей), о чём сохранились многочисленные официальные свидетельства. Остальные земельные участки были в частной собственности земледельцев и животноводов, входивших в общины, а также принадлежали их мечетям. Такое соотношение в собственности было характерно и для остальной Кумыкии и было нарушено в период прихода царизма, когда были искусственно созданы коррупция и передел; усугубилась же ситуация во второй половине прошлого века по вине коммунистических властей после многочисленных депортаций кумыков и ногайцев внутри Бабаюртовского района, укрупнением одних тюркских сёл и фактическим переселением дагестанских горцев в другие тюркские сёла.
Жители посещённого нами кумыкского Адильянгиюрта являются потомками выходцев из старого Аксая, поселявшихся на новом месте в несколько этапов: 1780-е гг. (основание чанкой Алибековым своего села), 1813 г., 1825 г. (последствие уничтожения царскими войсками Аксая). Поселение это получило название Адиль-Юрта (Адиль-Чанка-Юрта, Янгы-Чанка-Юрта). При этом часть предков современных адильянгиюртовцев из Аксая и некоторых других сёл появилась здесь позже, после 1865 г. (следствие крестьянской реформы).
Ввиду наводнения 1881 г. и разрушения половины населённого пункта началось переселение адильюртовцев в современное местожительство, ставшее Адиль-Янги-Юртом (где обосновались и князья Алибековы из рода Каплановых). А старое село, уменьшившись, стало удалённым кварталом нового, получив и уменьшившееся наименование - Чанка-Юрт.
В 1920-е гг. в Адиль-Янги-Юртовский сельский Совет как форму административно-территориальной организации общества входили кумыкские и ногайские сёла Адиль-Янги-Юрт, Чанка-Юрт (при нём был хутор Кабан-Отау), Качалай, Каплановка, Туршунай, а также хутора Алибек-Отар, Аллер-Отар, Апач-Отар, Кара-Озек-Отар, Миас-Отар, Темиргерей, Хасанай, Хошгелди-Отар.
Что касается достопримечательностей, которые посетила наша группа, то нужно заметить, что из Адильянгиюртовских курганов нами был осмотрен получивший имя Чанкаюрта, он находится на территории одноимённого села. Курган является большим, а в верхней части захоронения имеются два погребения XIX в.
Было наше внимание обращено и на могилы на территории кладбища Адильянгиюрта. Стоит отметить, что в результате разрушения могильных памятников советской властью в 1920-е–1930-е гг. часть из них является утраченной. Самые же старые погребения находятся на той стороне, где расположены местные зияраты; благодаря нашему коллеге Рауфу Махмудову вышеуказанные надгробия пронумерованы, что позволяет быстрее работать с эпиграфическими надписями местным исследователям. На кладбище выделяется массивный памятник просветителю Батырмурзаеву Зайналабиду – одному из первых кумыкских драматургов и редакторов, расстрелянному деникинцами более ста лет назад и похороненному здесь. В этом году исполняется сто двадцать пять лет со дня рождения этого литературного деятеля и борца с царизмом.
Внутри остальной части селения можно отметить старую планировку первых улиц Адильянгиюрта, а также мечеть дооктябрьского периода.
На территории школы имени подполковника Закарьяева Дагира установлены посвящённая данному офицеру мемориальная доска, а также памятник односельчанам, участвовавшим во Второй Мировой войне на Восточном фронте. Важно сказать о том, что в здешней школе проводится краеведческая работа и функционирует музей.
Выводы по итогам мероприятия:
- в некоторых наших селениях, в том числе в Адильянгиюрте, стоит вопрос об увековечивании в названиях улиц выдающихся земляков. Ввиду того, что в этом году возродилось Кумыкское научно-культурное общество, мы полагаем, что оно, опираясь на свой потенциал и авторитет, должно, во-первых, выработать рекомендации для кумыкских сёл и районов для переименования улиц в честь деятелей национального и более высокого масштаба, во-вторых, опубликовать список из не менее чем десяти–пятнадцати фамилий, который должны быть увековечены во всех кумыкских районах, в третьих, довести эту информацию до сведения местных общин и администраций. Думаем, такие действия будут иметь большое воспитательное и просветительское воздействие, а также внесут вклад в укрепление кумыков как нации;
- адильянгиюртовская мечеть должна быть рассмотрена уполномоченными структурами на предмет придания ей статуса объекта культурного наследия регионального значения.
Благодарим за участие в мероприятии общественного деятеля Махмудова Рауфа и киностудию «Тарковский».
ДРОО «Тухум терек тамурлар»
Краеведение
Краеведческие походы в 2016 году:
- БУЙНАКСКИЙ РАЙОН – ЗОНА ТЮРКСКОГО ЭТНОТУРИЗМА
Краеведческие походы 2017 году:
- СЛЕД ЦАРИЗМА В ВЕРХНЕМ ИШАРТЫ
- Карабудахкенский район: круги на траве и тюркские поселения
- ДРЕВНОСТИ КАРАБУДАХКЕНТА
- НА РОДИНЕ КАЙЫ
- ГЕЛЬБАХ И ЗИЯРАТ СОЛТАН-МАХМУДА
- Тюркские петроглифы Ташбаша и Къызыл-Яра
Краеведческие походы в 2018 году:
- ТАРГУ И ТАМГА ШАУХАЛОВ
- КАЗАНЫШ: МЕЖДУ СКИФИЕЙ И БИРМОЙ
- ХАРКАС: ГОРОДИЩА И ЗИЯРАТЫ
- Герменчикская крепость, тюркские тамги и Люксембург
- Буглен: по местам открытий
Краеведческие походы в 2019 году:
- БОЙНАК И ИНЧХЕ
- ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В БОЛЬШОМ КАЗАНЫШЕ
- В ЭРПЕЛИНСКОМ КНЯЖЕСТВЕ
- КАЯКЕНТ – БАШЛЫ – ЯНГИКЕНТ
- АЛЯКАЙ-АВУЛ И МОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ
Краеведческие походы в 2020 году:
- АНЖИ-КАЛА: НА УЛИЦАХ ТАРКОВСКИХ
- КУМЫКСКИЙ ГОРОД ХАСАВЮРТ
- ТЮРКСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭНДИРЕЕ
- БАБАЮРТ И КАМБУЛАТ
- АНЖИ-КАЛА: В ГУР-ГУР-АУЛЕ
Краеведческие походы в 2021 году:
- У КУМЫКСКОГО МОРЯ
- ТАШ-ГЕЧИВ: СТАРАЯ АРХИТЕКТУРА И ШЕЙХ БАШИР
- УЙТАШ – КРАЙ КАМЕННЫХ РЕПТИЛИЙ
- ДОРГЕЛИ
- ХАСАВЮРТ: НА ТОТУРБИЕВА
Краеведческие походы в 2022 году:
- В ПРЕДГОРЬЯХ МЕХТУЛЫ
- НОГА-ШАХАР И ЭЛЬДАМА
- ПАМЯТНИКИ У БЕКЕНЕЗА
- ПАРАУЛ: КУРГАН, МЕЧЕТИ, ЭПИГРАФИКА
- АДИЛЬЯНГИЮРТ И ЧАНКАЮРТ