Найти тему
ATAKUMUK

АДИЛЬЯНГИЮРТ И ЧАНКАЮРТ

Общественные объединения «Тухум терек тамурлар» и «Атакумук» в середине осени 2022 г. посетили Бабаюртовский район Кумыкии.

Адильянгиюртовский курган в Чанкаюрте
Адильянгиюртовский курган в Чанкаюрте

Терско-Сулакское междуречье является одним из самых значимых мест в истории Кумыкии и Дагестана хотя бы потому, что здесь начинались тюркские государства Барсилия и Хазария. Сказанное можно отнести в том числе к Бабаюртовскому району, на территории которого расположены городища Тенгкала, Люксембургское и Новонадеждинское, а также в Львовское-1 и городище из комплекса курганной группы Эгиз-Тёбелера, также поселения Старый артезиан, Тамазатюбинское, Чопалавюбенское и, наконец, крепости – Бораульская и Герменчикская. При этом самое ранее из поселений возникло не позже IIв. д. н. э., а появление некоторых курганов на территории района относится к XXX в. до н. э. О бурном развитии микрорегиона свидетельствуют и находки, например, монеты парфянского царя Фраата II (ок. 138-127 гг. до н. э.).

В Средние века эта земля входила в состав тюркских государств Хазарского каганата, Улуса Джучи и Шаухальства Тарковского. Как следствие, коренными народами тут являются кумыки и ногайцы (потомки оседлых и в меньшей степени кочевых древних тюрков, а также хазар), аристократии (кумыкские князья и сала-оздени) и общинам которых и принадлежали основные земли (например, коневодческий кутан и хутор Шава (Река в переводе с булгарского языка) относился к владениям эндиреевских князей), о чём сохранились многочисленные официальные свидетельства. Остальные земельные участки были в частной собственности земледельцев и животноводов, входивших в общины, а также принадлежали их мечетям. Такое соотношение в собственности было характерно и для остальной Кумыкии и было нарушено в период прихода царизма, когда были искусственно созданы коррупция и передел; усугубилась же ситуация во второй половине прошлого века по вине коммунистических властей после многочисленных депортаций кумыков и ногайцев внутри Бабаюртовского района, укрупнением одних тюркских сёл и фактическим переселением дагестанских горцев в другие тюркские сёла.

Жители посещённого нами кумыкского Адильянгиюрта являются потомками выходцев из старого Аксая, поселявшихся на новом месте в несколько этапов: 1780-е гг. (основание чанкой Алибековым своего села), 1813 г., 1825 г. (последствие уничтожения царскими войсками Аксая). Поселение это получило название Адиль-Юрта (Адиль-Чанка-Юрта, Янгы-Чанка-Юрта). При этом часть предков современных адильянгиюртовцев из Аксая и некоторых других сёл появилась здесь позже, после 1865 г. (следствие крестьянской реформы).

Ввиду наводнения 1881 г. и разрушения половины населённого пункта началось переселение адильюртовцев в современное местожительство, ставшее Адиль-Янги-Юртом (где обосновались и князья Алибековы из рода Каплановых). А старое село, уменьшившись, стало удалённым кварталом нового, получив и уменьшившееся наименование - Чанка-Юрт.

В 1920-е гг. в Адиль-Янги-Юртовский сельский Совет как форму административно-территориальной организации общества входили кумыкские и ногайские сёла Адиль-Янги-Юрт, Чанка-Юрт (при нём был хутор Кабан-Отау), Качалай, Каплановка, Туршунай, а также хутора Алибек-Отар, Аллер-Отар, Апач-Отар, Кара-Озек-Отар, Миас-Отар, Темиргерей, Хасанай, Хошгелди-Отар.

Могилы позапрошлого века в верхней части кургана
Могилы позапрошлого века в верхней части кургана

Что касается достопримечательностей, которые посетила наша группа, то нужно заметить, что из Адильянгиюртовских курганов нами был осмотрен получивший имя Чанкаюрта, он находится на территории одноимённого села. Курган является большим, а в верхней части захоронения имеются два погребения XIX в.

Тюркский солярный знак на могильном памятнике
Тюркский солярный знак на могильном памятнике

Было наше внимание обращено и на могилы на территории кладбища Адильянгиюрта. Стоит отметить, что в результате разрушения могильных памятников советской властью в 1920-е–1930-е гг. часть из них является утраченной. Самые же старые погребения находятся на той стороне, где расположены местные зияраты; благодаря нашему коллеге Рауфу Махмудову вышеуказанные надгробия пронумерованы, что позволяет быстрее работать с эпиграфическими надписями местным исследователям. На кладбище выделяется массивный памятник просветителю Батырмурзаеву Зайналабиду – одному из первых кумыкских драматургов и редакторов, расстрелянному деникинцами более ста лет назад и похороненному здесь. В этом году исполняется сто двадцать пять лет со дня рождения этого литературного деятеля и борца с царизмом.

Внутри остальной части селения можно отметить старую планировку первых улиц Адильянгиюрта, а также мечеть дооктябрьского периода.

На территории школы имени подполковника Закарьяева Дагира установлены посвящённая данному офицеру мемориальная доска, а также памятник односельчанам, участвовавшим во Второй Мировой войне на Восточном фронте. Важно сказать о том, что в здешней школе проводится краеведческая работа и функционирует музей.

Старая мечеть с тюркской солнечной символикой
Старая мечеть с тюркской солнечной символикой

Выводы по итогам мероприятия:

- в некоторых наших селениях, в том числе в Адильянгиюрте, стоит вопрос об увековечивании в названиях улиц выдающихся земляков. Ввиду того, что в этом году возродилось Кумыкское научно-культурное общество, мы полагаем, что оно, опираясь на свой потенциал и авторитет, должно, во-первых, выработать рекомендации для кумыкских сёл и районов для переименования улиц в честь деятелей национального и более высокого масштаба, во-вторых, опубликовать список из не менее чем десяти–пятнадцати фамилий, который должны быть увековечены во всех кумыкских районах, в третьих, довести эту информацию до сведения местных общин и администраций. Думаем, такие действия будут иметь большое воспитательное и просветительское воздействие, а также внесут вклад в укрепление кумыков как нации;

- адильянгиюртовская мечеть должна быть рассмотрена уполномоченными структурами на предмет придания ей статуса объекта культурного наследия регионального значения.

Памятники фронтовикам – кладезь старых кумыкских имён
Памятники фронтовикам – кладезь старых кумыкских имён

Благодарим за участие в мероприятии общественного деятеля Махмудова Рауфа и киностудию «Тарковский».

ДРОО «Тухум терек тамурлар»

Краеведение

Краеведческие походы в 2016 году:
  1. БУЙНАКСКИЙ РАЙОН – ЗОНА ТЮРКСКОГО ЭТНОТУРИЗМА
Краеведческие походы 2017 году:
  1. СЛЕД ЦАРИЗМА В ВЕРХНЕМ ИШАРТЫ
  2. Карабудахкенский район: круги на траве и тюркские поселения
  3. ДРЕВНОСТИ КАРАБУДАХКЕНТА
  4. НА РОДИНЕ КАЙЫ
  5. ГЕЛЬБАХ И ЗИЯРАТ СОЛТАН-МАХМУДА
  6. Тюркские петроглифы Ташбаша и Къызыл-Яра
Краеведческие походы в 2018 году:
  1. ТАРГУ И ТАМГА ШАУХАЛОВ
  2. КАЗАНЫШ: МЕЖДУ СКИФИЕЙ И БИРМОЙ
  3. ХАРКАС: ГОРОДИЩА И ЗИЯРАТЫ
  4. Герменчикская крепость, тюркские тамги и Люксембург
  5. Буглен: по местам открытий
Краеведческие походы в 2019 году:
  1. БОЙНАК И ИНЧХЕ
  2. ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В БОЛЬШОМ КАЗАНЫШЕ
  3. В ЭРПЕЛИНСКОМ КНЯЖЕСТВЕ
  4. КАЯКЕНТ – БАШЛЫ – ЯНГИКЕНТ
  5. АЛЯКАЙ-АВУЛ И МОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ
Краеведческие походы в 2020 году:
  1. АНЖИ-КАЛА: НА УЛИЦАХ ТАРКОВСКИХ
  2. КУМЫКСКИЙ ГОРОД ХАСАВЮРТ
  3. ТЮРКСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭНДИРЕЕ
  4. БАБАЮРТ И КАМБУЛАТ
  5. АНЖИ-КАЛА: В ГУР-ГУР-АУЛЕ
Краеведческие походы в 2021 году:
  1. У КУМЫКСКОГО МОРЯ
  2. ТАШ-ГЕЧИВ: СТАРАЯ АРХИТЕКТУРА И ШЕЙХ БАШИР
  3. УЙТАШ – КРАЙ КАМЕННЫХ РЕПТИЛИЙ
  4. ДОРГЕЛИ
  5. ХАСАВЮРТ: НА ТОТУРБИЕВА
Краеведческие походы в 2022 году:
  1. В ПРЕДГОРЬЯХ МЕХТУЛЫ
  2. НОГА-ШАХАР И ЭЛЬДАМА
  3. ПАМЯТНИКИ У БЕКЕНЕЗА
  4. ПАРАУЛ: КУРГАН, МЕЧЕТИ, ЭПИГРАФИКА
  5. АДИЛЬЯНГИЮРТ И ЧАНКАЮРТ

ДЛЯ ПРОСМОТРА СПИСКА ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ НАЖМИТЕ НА ДАННУЮ СТРОКУ.