26,8K подписчиков

"Характерные головы" Франца Ксавера МЕССЕРШМИДТА

298 прочитали
На сегодняшний день исследователями насчитывается порядка 56 сохранившихся "Голов" этой серии, о которой, по сути, ничего не известно.
Как неизвестна и точная дата начала работы над ними.

На сегодняшний день исследователями насчитывается порядка 56 сохранившихся "Голов" этой серии, о которой, по сути, ничего не известно.

Как неизвестна и точная дата начала работы над ними. Первое упоминание о бюстах относится к 1775 году, когда ФРАНЦ КСАВЕР МЕССЕРШМИДТ уезжает из Вены в Мюнхен, распродав почти все имущество и взяв с собой пять композиций серии.

Художник не дает зрителю никаких подсказок в виде названий, оставляя широкий простор для интерпретаций (все названия даны уже после смерти автора).

Итак, ЧТО перед нами?

МИМИЧЕСКАЯ ЭКСПРЕССИЯ (ряд мужских портретов, лицам которых художник сообщил гиперболизированую мимическую характеристику; по его мнению, существовало 64 вида гримас).

На сегодняшний день исследователями насчитывается порядка 56 сохранившихся "Голов" этой серии, о которой, по сути, ничего не известно.
Как неизвестна и точная дата начала работы над ними.-2
На сегодняшний день исследователями насчитывается порядка 56 сохранившихся "Голов" этой серии, о которой, по сути, ничего не известно.
Как неизвестна и точная дата начала работы над ними.-3

Но не только.

Мессершмидт играет с внешностью персонажей, СОХРАНЯЯ ФОРМУ НОСА и РАЗРЕЗ ГЛАЗ - черты, представлявшиеся в эстетических и физиогномических теориях того времени постоянными и наиболее важными для определения душевных качеств человека.

Отсюда и это ОЩУЩЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ПОДОБИЯ (существует также предположение, что "Головы" автопортретные; создавал их художник, гримасничая сам перед зеркалом).

Сохранять то Мессершмидт сохраняет, но, одновременно, и искажает эти важнейшие маркеры физиогномических теорий его времени, заставляя персонажей щурить, косить и закрывать глаза, морщить нос, раздувать ноздри.

На сегодняшний день исследователями насчитывается порядка 56 сохранившихся "Голов" этой серии, о которой, по сути, ничего не известно.
Как неизвестна и точная дата начала работы над ними.-4

Мессершмидт СКРЫВАЕТ человека, замыкая его в себе самом. Это такой ТЕАТР МИМИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ.

Пассаж из "Опыта о живописи" Дидро: "…поднимите только уголок рта, выражение станет ироническим, и лицо вам понравится меньше... Приподнимите ему оба уголка рта и широко раскройте глаза, пред вами будет лицо циническое…".

Кажется, именно этим и занимается Мессершмидт, однако мимические изменения в его работах выходят за рамки обыденного, приводя зрителя в замешательство.

На сегодняшний день исследователями насчитывается порядка 56 сохранившихся "Голов" этой серии, о которой, по сути, ничего не известно.
Как неизвестна и точная дата начала работы над ними.-5

Кажется, лица попросту кривляются и гримасничают, производя бессмысленные и эмоционально пустые действия. Но это не вполне верно, поскольку мышцы лица неспособны одновременно выполнять те противоположные мимические действия, которые часто изображает художник (это подтвердили исследования при помощи системы кодирования движений мышц лица FACS).

На сегодняшний день исследователями насчитывается порядка 56 сохранившихся "Голов" этой серии, о которой, по сути, ничего не известно.
Как неизвестна и точная дата начала работы над ними.-6

В каждом отдельном персонаже соединены признаки различных эмоций. Более того, скомбинированы они таким образом, что теряется смысл экспрессии - ее уже невозможно ассоциировать с выражением какой-либо одной страсти.

"Головы" не только трудно подвергнуть физиогномическому анализу, они остаются закрытыми и с точки зрения патогномики и теории страстей: невозможно отличить постоянные морщины от спонтанных мимических изменений.

На сегодняшний день исследователями насчитывается порядка 56 сохранившихся "Голов" этой серии, о которой, по сути, ничего не известно.
Как неизвестна и точная дата начала работы над ними.-7

Зато возможно усмотреть один прилюбопытнейший момент и связать "Головы" с практикой месмеризма и лечением при помощи "животного магнетизма".

Сейчас объясню👇

В набор средств Месмера, помимо всего прочего, входили магниты и намагниченные веревки. Веревка появляется на шее "Повешенного", вокруг головы "Ученого, поэта".

Во многих работах с напряженно сомкнутым ртом между нижней губой и подбородком появляется небольшой бугорок. Особенно отчетливо это видно в композиции "Запах, раздражающий до чиха", где возвышение под нижней губой явно скрывает инородное тело.

Одно из основных положений "Теории кризисов" Месмера заключается в том, чтобы "довести всякую болезнь до крайнего ее обострения, до кризиса и судорог", поэтому "симптомы болезни, вместо того чтобы сразу же стушеваться, делаются поначалу, наоборот, резче, конвульсивнее".

Во время лечения державшихся за руки пациентов охватывал массовый психоз. Они, как пишет Цвейг, реагируют на действия врача по-разному: "одни катаются, с закаченными глазами, в корчах по полу, другие начинают пронзительно смеяться, кричать, стонать и плакать, некоторые, охваченные судорогами, носятся в пляске, как черти, некоторые… как будто впали, под влиянием жезла или упорного взгляда Месмера, в обморочное состояние или гипнотический сон. С тихою, застывшею на губах улыбкою лежат они безучастно…"

Вот вам и мессершмидтовские крики, смех, конвульсии.

На сегодняшний день исследователями насчитывается порядка 56 сохранившихся "Голов" этой серии, о которой, по сути, ничего не известно.
Как неизвестна и точная дата начала работы над ними.-8

Композиция "Тихий, спокойный сон" воплощает состояние только что обретенного покоя - тот самый "критический сон" (лечебный сон), который должен был следовать за кризисом и приводить к исцелению.

Месмер считал, что объединение пациентов в цепь увеличивает терапевтические эффект сеанса. Мессершмидт в общем-то тоже про это - серийность.

Поэтому не удивительно, что возникновение первых скульптур принято связывать с болезнью художника, начавшейся в 1770 или 1771 году и длившейся, по утверждениям некоторых современников, три года, после которой, якобы, у Мессершмидта развилось психическое расстройство.

Однако одновременно с работой над "Головами", он продолжал создавать строгие неоклассические портреты, получал крупные престижные заказы (бюсты членов императорской семьи Габсбургов).

По сему, утверждение о психическом заболевании художника вызывает массу вопросов и сомнений. Более того, эти нестыковки подтверждается воспоминаниями современников: некоторые из них считали, что Мессершмидт стал жертвой интриг в Венской Академии изобразительных искусств.

В любом случае, мы ничего не можем утверждать наверняка.

Разве что, нос у Мессершмидта воистину обрел наивысшую степень художественной выразительности.

На сегодняшний день исследователями насчитывается порядка 56 сохранившихся "Голов" этой серии, о которой, по сути, ничего не известно.
Как неизвестна и точная дата начала работы над ними.-9