7,4K подписчиков

Обзор велосипеда Alenax Transbar TRB 1987 года с очень необычным рычажным приводом - из коллекции Веломузея.

1,7K прочитали

Представляю очередной необычный экспонат из коллекции Веломузея! Велосипед Alenax Transbar TRB 250 изготовлен тайваньской компанией Alenax Corporation в 1987 году и имеет весьма необычную конструкцию привода. Колесо приводится в движение посредством качающихся рычагов, работающих поочередно. К ним крепятся две коротких незамкнутых цепи, приводящие в движение пару шестерен с храповиками, расположенных по обе стороны задней втулки. Перемена передач, (а их три), осуществляется перемещением цепей по рычагу, т.е. фактически изменением плеча рычага. Переключение передач осуществляется при помощи тросов, приводимых от манетки на руле. Велосипедист при движении совершает движения, характерные для ходьбы.

Велосипед Alenax Transbar TRB 250 1987 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Alenax Transbar TRB 250 1987 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Alenax Transbar TRB 250 1987 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Alenax Transbar TRB 250 1987 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Данное конструкторское решение практически повторяет оригинальную шведскую систему Svea 1892 года и ее последующее развитие Levocyclette начала ХХ века от Terrot - известного французского производителя велосипедов и мотоциклов. Недоглядело ли патентное ведомство или изначальные патенты к 1980-м годам утратили силу – мне не известно.

Рисунок велосипеда  Levocyclette Terrot из рекламного каталога 1910 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Рисунок велосипеда Levocyclette Terrot из рекламного каталога 1910 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1986 году тайваньская компания Alenax Corporation начала производство таких велосипедов, ориентируясь в основном на американский рынок. Велосипеды выпускались фирмой Alenax в вариантах дорожно-туристических, мужских и дамских, горных и даже подростковых байков. На налаживание производства, рекламу и продвижение велосипедов были потрачены огромные суммы, но в итоге через три года проект закончился коммерческим провалом. Спрос на подобные аппараты был невелик и тираж моделей остался сравнительно небольшим. В наше время за этими велосипедами охотятся коллекционеры и владельцы велосипедных музеев.

Велосипед Alenax Transbar TRB 250 1987 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Alenax Transbar TRB 250 1987 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Alenax Transbar TRB 250 1987 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Alenax Transbar TRB 250 1987 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Alenax Transbar TRB 250 1987 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Alenax Transbar TRB 250 1987 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Alenax Transbar TRB 250 1987 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Велосипед Alenax Transbar TRB 250 1987 года из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Техническое решение весьма оригинально, хотя и имеет ряд недостатков. Рычажный привод был непривычен для потребителей и оказался не слишком эффективным в эксплуатации. Велосипеды были довольно тяжелыми за счет массивных рычагов и рам, имевших рудименты конструкции классического велосипеда в виде кареточного узла, вовсе не используемого на данной системе. При движении велосипеды издавали характерный шум, похожий на звонкий стрёкот цикад, издаваемый двумя обгонными муфтами на задней втулке, что раздражало и владельцев, и невольных слушателей.

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Американский патент 1986 года на конструкцию подобного рычажного велопривода, но реализованного при помощи длинных цепей и роликов.
Американский патент 1986 года на конструкцию подобного рычажного велопривода, но реализованного при помощи длинных цепей и роликов.