Сегодня в нашей рубрике #черепдня Франческо Петрарка - великий итальянский поэт, умерший в ночь с 18 на 19 июля 1374 г., не дожив одного дня до своего 70-летия. Утром его нашли за столом с пером в руке, в доме, где он жил в деревне Аркуа (провинция Падуя).
Останки поэта поместили в часовню в приходской церкви Аркуа, а 6 лет спустя перенесли в мраморный саркофаг, стоящий снаружи у стены церкви. Однако у костей поэта сложная судьба.
27 мая 1630 года компания пьяных людей, возглавляемая доминиканским монахом Томмазо Мартинелли, вскрыла саркофаг, разбив его угол, и выкрала часть костей правой руки – той самой, которой Петрарка писал бессмертные стихи.
Воров поймали и судили, но комиссия, желавшая оценить серьезность повреждений, решила вытащить кости из саркофага, в результате чего они еще больше пострадали. Правая рука Петрарки, впрочем, так и не нашлась.
Злоключения на этом не закончились. В 1843 году граф Карло Леони, историк и эпиграфист, решил профинансировать реставрацию саркофага, который 24 мая был вновь открыт.
Как писал Леони, в саркофаге он обнаружил скелет и череп в хорошем состоянии. Прежде чем гроб снова закрыли, Леони прихватил «на память» ребро и кусок ткани, в которую были завернуты кости. Спустя 12 лет власти распорядились вернуть ребро на место, для чего гробница была вновь открыта.
Но 6 декабря 1873 года содержимое саркофага опять потревожили. Известный ученый, профессор сравнительной анатомии и общей физиологии Падуанского университета, Джованни Канестрини решил провести антропологическое исследование скелета Петрарки. А дальше случилось вот что. Если верить Канестрини, череп, подвергшись воздействию проникшего в гробницу воздуха, за несколько минут развалился на множество больших и мелких фрагментов. Поэтому ученый, как он пишет, не смог сделать фотографий и гипсового слепка, а лишь постарался исследовать то, что осталось.
Тем не менее, Канестрини сообщает о 55 антропометрических измерениях, а также приводит красивые рисунки черепа, который ученый классифицировал как «этрусский».
Странно: неужели череп успели зарисовать за несколько минут? Или ученому удалось собрать вместе рассыпавшиеся части? Впрочем, утверждения Канестрини противоречат и тому, что спустя много лет, в начале XX века в подвале Падуанского университета обнаружили гипсовый слепок, в точности соответствующий измерениям, сделанным учёным. Что-то здесь не так!
Помимо всего, Канестрини подсчитал потери: помимо костей правой руки, в саркофаге отсутствовали два спинных позвонка, часть крестца, ребро, множество мелких костей кистей и стоп.
Прошло еще около 70 лет. Во время Второй Мировой войны погребение опять вскрыли, а кости перевезли в подвал Дворца Дожей в Венеции, чтобы защитить от разрушения. В конце войны останки поэта вернули обратно в саркофаг.
Наконец, наступил 2003 год, когда подъемный кран поднял тяжелую крышку каменной гробницы. Целью команды ученых было реконструировать лицо Петрарки, используя современные компьютерные методы, в преддверии 700 лет со дня рождения поэта.
Но когда саркофаг открыли, череп сразу вызвал сомнения. Радиоуглеродный анализ костей скелета показал, что их хозяин умер незадолго до 1400 года, что совпадало с датой смерти Петрарки. Однако череп датировался 1134-1280 годами. Почти на век древнее остального скелета! А анализ ДНК дал вовсе сенсационный результат: череп оказался женским. Он не мог принадлежать Петрарке. Выходит, кто-то совершил подмену. Большинство подозрений пали на Джованни Канестрини: ведь тот утверждал, что череп чуть ли не рассыпался у него в руках, а о существовании гипсового слепка умолчал. Ученый мог похитить череп, заменив его другим из какого-то старого погребения.
Как бы то ни было, сохранился тот самый слепок. В 2015 году с него сделали копию из эпоксидной смолы, а эксперт Цицеро Мораес выполнил виртуальную реконструкцию лица Петрарки.
Реконструкторы на этом не остановились: они создали видео, в котором великий поэт читает один из своих сонетов «Voi ch'ascoltate in rime sparse il suono…» («Вас, узнающих в рифмах отблеск страсти…»)
Реконструкцию представили на выставке «Многоликая история человечества» в Падуя.
Видео с виртуальным Петраркой:
Благодарим Женю Хлистуна за материал.
Источники:
#реконструкция #петрарка #антропология