Найти в Дзене
Андрей Ортега

Зачем Богу моя вера?

Оглавление

В Интернете гуляет картинка, изображающая Иисуса Христа стучащим в дверь — вероятно, по мотивам цитаты из Откровения Иоанна Богослова:

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
(Откровение 3:20)

Но на картинке завязывается несколько иной разговор:

https://pikabu.ru/story/i_ne_soskochish_5615372
https://pikabu.ru/story/i_ne_soskochish_5615372

Здесь можно наблюдать угрозы, запугивания, шантаж, манипуляции. Делай, как я говорю, или тебе кранты.

Вы бы стали пускать в дом человека, который стучится и угрожает вам? Дали бы ему возможность представлять для вас реальную, физическую угрозу? Я бы не стал. И в этом, похоже, состоит ключевая мысль данной картинки: дескать, в основе христианства лежит подход коварного бандита и проходимца.

Такой подход к людям вменяется Иисусу. Но я чаще наблюдаю его в верующих людях. Когда они говорят, что ты должен непременно завербоваться в их святую праведную общину, потому что истина только в ней, а за ее стенами все погибнут и сгорят. Или еще веселее: будут погибать и сгорать бесконечно. А за что? За то, что не поддались уговорам подозрительного незнакомца, который зазывал их страхом. Ибо не состоять в их общине — это великое преступление, которое карается смертью или чем-то похуже.

Кого-то эта картинка может оскорбить. Особенно если она бьет прямо в яблочко, изобличая в человеке эту тяжкую болезнь, поразившую его мышление. Не зная, как действовать по-другому, человек видит только один вариант: сердиться и оскорбляться.

Я не сержусь на эту картинку, потому что нахожу ее полезной для себя. Осознание проблемы — первый шаг к ее решению.

Люди не верят тому, кто требует веры

Логика простая: если ты требуешь от человека веры — значит, тебе это для чего-то нужно.

Если ты не рассматриваешь других вариантов — не желаешь, чтобы человек разбирался, сомневался, проверял, узнавал, — значит, ты что-то скрываешь от него и боишься, что сокрытое обнаружится. Здесь определенно есть какой-то подвох, которого человеку знать не следует.

Источник: https://www.meme-arsenal.com/memes/894e58d7a425953f5242555565bbf865.jpg
Источник: https://www.meme-arsenal.com/memes/894e58d7a425953f5242555565bbf865.jpg

По этой схеме действуют обманщики: чтобы обман удался, необходимо, чтобы человек верил сказанному и действовал соответственно. Если человек подойдет к делу с другой стороны и будет вести себя не так, как задумал обманщик, то обман будет разоблачен и не состоится. В случае обмана именно отсюда, из страха разоблачения, и происходит требование верить. Ты должен верить, без вариантов! По-другому никак нельзя!

Подобное поведение заставляет подозревать человека в обмане или мошенничестве.

То же самое и с приглашением человека в церковь: если ты его туда навязчиво тянешь вопреки его колебаниям — ситуация выглядит так, будто тебе это нужнее, чем ему. Кажется, что тут должен быть подвох, но его природа неясна. Недоумевающий человек окончательно теряет к тебе доверие и уходит прочь.

Когда-то я вел себя так — и ни разу не имел успеха. Меня всегда рассматривали в лучшем случае как сомнительного типа. Когда же я начал понимать эти вещи, моя патологическая навязчивость «ради спасения любой ценой» прекратилась.

Навязчивых людей, подобных прежнему мне, на свете предостаточно.

Но так ли мы смотрим на вопрос веры, как это делает Бог?

Как Бог относился к вере в Ветхом Завете?

Пожалуй, самый занимательный ветхозаветный пример веры — это Аврам, позже названный Авраамом:

1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.
2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска.
3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.
4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.
5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звёзды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.
6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.
(Бытие, глава 15)

Бог сказал: столько будет у тебя потомков. А Аврам поверил.

Почему эта вера вменилась ему в праведность? Что в этом особенного?

Я вижу, что этот акт веры был не единственным в жизни Аврама.

1 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
2 и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;
3 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.
(Бытие, глава 12)

Аврам не кивал головой и не говорил: «Да верю, верю, отстань уже».

Нет, Аврам получал слово от Бога и исполнял его.

Аврам показал Богу, что Бог может с ним работать. Может говорить, обещать, повелевать, а Аврам примет и исполнит то, что сказано. Это доверие легло в основу взаимодействия Аврама с Богом.

В каком-то смысле это сделало их друзьями.

Авраам и Сарра.
Источник: https://www.pravoslavie.ru/99067.html
Авраам и Сарра. Источник: https://www.pravoslavie.ru/99067.html

Позже данное Богом обетование начало сбываться: жена Аврама в глубокой старости родила ему сына, Исаака. Но даже после этого Аврам (уже называемый Авраамом) сохранил верность Богу и при первом же повелении пошел исполнять:

1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2 [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.
(Бытие, глава 22)

Ни один человек в здравом уме не пойдет на сожжение собственного ребенка по слову кого-то неизвестного.

Авраам отличался от нас тем, что за годы своих странствий он выработал привычку доверять Богу. А Бог оправдал это доверие, подарив Аврааму сына вопреки бесплодной физиологии его жены (см. Бытие 18:11). Имея наследника как чудесный Божий дар, Авраам без колебаний повиновался Богу и пошел им жертвовать.

Но Бог, как известно, остановил его:

10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12 [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
(Бытие, глава 22)

Вопрос: а требовал ли Бог веры от Авраама хоть раз?

Я вижу, что Бог ставил Авраама в известность о Своей воле. А верить этой воле или нет — Авраам решал сам, без каких-либо запугиваний и угроз на этот счет. Авраам выбрал доверять Богу, успешно прошел испытание веры, и это привело к тому, о чём мы можем читать.

Как к вопросу веры относился Иисус?

В основном тема веры в отношении Иисуса Христа описывается в Евангелии от Иоанна, поэтому я буду анализировать цитаты в основном из этой книги.

Вот самая характерная:

7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
9 о грехе, что не веруют в Меня;
10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11 о суде же, что князь мира сего осужден.
(Евангелие от Иоанна, глава 16)

Отсюда естественный вывод: «Ага! Ты что, не веришь? Ах ты грешник! Верь давай!»

Однако в подстрочном переводе я вижу два момента касательно девятого стиха:

1) о грехе говорится во множественном числе: «о грехах»;

2) слово «что» (греч. ὅτι) также переводится как «потому что».

Выходит несколько иной стих: «о грехах, потому что не верят в Меня».

А о каких грехах? Неужели есть несколько разных «грехов неверия»?

Если неверие — это грех, то это всего один грех, даже если им грешит множество людей. А здесь говорится не про один грех, а про несколько.

Другой отрывок:

21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, [туда] вы не можете придти.
22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете придти"?
23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
(Евангелие от Иоанна, глава 8)

Здесь Иисус утверждает, что у окружавших его иудеев есть какие-то грехи и что в этих грехах они умрут, если не поверят Иисусу. Как будто вера в Иисуса каким-то образом может их спасти.

Но как?

Предлагаю рассмотреть цитаты Иоанна на фоне цитат Луки:

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
(Евангелие от Луки, глава 13)

Как сочетаются цитаты Луки и Иоанна?

У человека есть шанс исправить свои пути, и Иисус готов ему в этом посодействовать. Готов научить, привести к покаянию. Но для этого необходимо установить с ним доверительные отношения. В атмосфере доверия они будут работать вместе, и Иисус сможет направить человека на пути праведной жизни.

Если же доверия между ними не возникнет, то весьма вероятно, что грешный человек по инерции продолжит косячить дальше и не обратится от зла, в котором привык жить. И тогда пиши пропало.

Это просто вопрос возможности перемен. Возможности, принятой через веру или упущенной через неверие.

6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, —
9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее.
(там же)

Грешник, преступник, негодяй за свои злодеяния погибает справедливо. Грешник подобен бесплодной смоковнице, которую хозяин решил срубить, чтобы освободить место в винограднике для чего-то более достойного. Конечно, это вариант.

Но виноградарь видел в такой смоковнице потенциал. Он желал поработать над ней — окопать и обложить навозом, создать ей приемлемые условия для плодоношения, дать ей хоть какой-то шанс сделать угодное хозяину.

Источник:https://poletova.nethouse.ru/pritcha_o_neplodnoi_smokovnize_v_vinogradnike
Источник:https://poletova.nethouse.ru/pritcha_o_neplodnoi_smokovnize_v_vinogradnike

Что-то подобное делает для людей Иисус. Он приходит к тем, кому по справедливости суждено погибнуть за их преступления. Приходит — и предлагает выход.

Кто принимает это предложение, тот выходит из положения и обращается от грехов к правде.

А кто отвергает, тот сделал свой выбор. И зачастую это не просто выбор не верить Иисусу. Это выбор дальше грешить и дальше идти в пропасть. Потому его и постигает гибель.

Требовал ли Иисус веры на слово?

Вот как на этот вопрос Иисус отвечал своим оппонентам — иудеям:

37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
(Евангелие от Иоанна, глава 10)

Я не творю дел Отца? Не верьте мне! Дело ваше.

А если всё-таки творю, то вы всё равно можете не верить моим словам. Но хотя бы поверьте моим делам, которые видите. Хотя бы так.

Именно через дела Иисуса, совершённые при содействии Отца, многие поверили в него и последовали за ним.

Подобным образом Иисус говорил и своим ученикам:

Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
(Евангелие Иоанна 14:11)

А теперь вопрос к христианам: можете ли вы прямо в лицо сказать человеку, чтобы он не верил вам на слово? Можете ли понять его колебания? Можете ли позволить ему сомневаться и познавать, искать истину и формировать свое понимание вещей независимо от вас и ваших убеждений?

Я вижу, что у Иисуса была такая отвага.

А есть ли она у нас с вами?

Близорукая мотивация

Источник: https://zen.yandex.ru/media/25vshkole/kogda-dvoika-bespomoscnost-a-loialnost-mnimaia-korrektnost-5c1c8c221b1bd100aa1cc1d7
Источник: https://zen.yandex.ru/media/25vshkole/kogda-dvoika-bespomoscnost-a-loialnost-mnimaia-korrektnost-5c1c8c221b1bd100aa1cc1d7

Спросите среднего школьника, зачем он терзает себя учебой, и он ответит: чтобы мама не отругала. Чтобы папа не отлупил. Или чтобы айфон купили.

При этом недостаточно сознательный ребенок может не понимать, что учеба идет на пользу его будущей жизни, дает ему базу для личного и профессионального развития. А это, в конечном счете, определяет его физические и умственные возможности в дальнейшем.

То же самое справедливо и для религии. Рай и ад, кнут и пряник, награда и наказание — это, конечно, интересные мотивации, но порой мы забываем, что Бог задумал создать Свое Царство на земле. Царство, свободное от власти греха, свободное от боли, страдания и смерти — от всего, что грех порождает.

А для этого людей необходимо подготовить, поработать с ними. Взять обычных плотских существ и сделать из них достойных граждан Божьего Царства. Граждан, способных построить угодное Богу общество, в котором они, ходя путями жизни, будут счастливы и смогут жить спокойно, освободившись от всякой греховной лабуды.

Заключение

Иисус пришел на землю ради нашего будущего и хочет нам помочь.
Чтобы помочь нам, ему нужно сотрудничать с нами.
А плодотворное сотрудничество с нами немыслимо без нашего доверия.

Наше доверие не нужно Иисусу.

Оно нужно нам.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Евангелие от Иоанна 3:16)
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/zinaida_khugashvili/post304302469/
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/zinaida_khugashvili/post304302469/