Введение
«Четыре духовных закона. Слышали ли вы о них?» — так начинается одна из популярнейших христианских брошюр, которая кратко излагает духовную проблему человечества и объясняет, как ее можно решить.
Если опустить подробные рассуждения и диаграммы, то суть такая:
1. Бог вас любит, и у Него есть прекрасный замысел для вашей жизни.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
Евангелие от Иоанна 3:16
2. Человек грешен и отделен от Бога. Поэтому человек не может ни познать, ни испытать любовь Бога и Его замысел.
Потому что все согрешили и лишены славы Божией.
Послание к Римлянам 3:23
3. Иисус Христос — единственный данный Богом путь избавления от человеческого греха. Через Него вы можете познать и испытать любовь Бога и Его замысел.
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
Послание к Римлянам 5:8
4. Нам нужно лично принять Иисуса Христа как Спасителя и Господа. Только после этого мы сможем познать любовь Бога и Его замысел.
Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился.
(Послание к Эфесянам 2:8-9)
Дальше следуют объяснения о разнице между обычным человеком и христианином, предлагается определенная молитва и шаги для дальнейшего роста. И всё это очень интересно само по себе. Если вам эта тема не знакома, то вы можете почитать (например, »тут«) или »посмотреть«.
Сегодня я хочу обсудить цитату, обычно приводимую в подкрепление второго «закона»:
Потому что все согрешили и лишены славы Божией.
Послание к Римлянам 3:23
Не отрицая проблему греха и развращения человечества в целом, я, тем не менее, могу порой наблюдать, как этим стихом (и подобными ему) бьют по головам отдельно взятых людей.
Едва ли кто-то из этих обвинителей решится сказать прямо: «ты виновен в нехристианстве» или «в непосещении моей церкви», «в неповиновении моим религиозным лидерам» и прочее в таком духе, что могло бы выдать интересы такого человека.
Нет, обычно ходят вокруг да около: дескать, ты виновен не пойми в чём, потому что вот в книжке написано. Но если выполнишь вот эти предписания, то Бог мистическим образом снимет с тебя эту непонятную вину, и тогда где-то в невидимой реальности, начисто оторванной от твоей жизни, что-то поменяется.
Короче, делай, что я говорю, и тогда ты спасешься.
(Читайте «...и тогда я перестану тебя чморить»)
Не знаю, как вы, а я здесь наблюдаю торжество абсурда. Что вы можете сказать по существу о человеке, которого никогда не знали? А говорят. Тычут в него книжкой и пытаются унижать, вообще не интересуясь его персоной и его жизнью.
Если интересно, то вот яркий пример этого феномена.
Но давайте вернемся к апостолу Павлу и разберем, кто, согласно его посланию, согрешил и о каких грехах идет речь.
О чём писал апостол Павел?
Чтобы понять слова Павла в Послании к Римлянам, следует внимательно рассмотреть его рассуждение с самого начала — с первой главы по третью.
Предлагаю вам прочесть эти главы самостоятельно.
Например, в Викитеке или в подстрочнике.
Это довольно много за один раз. Но я вас предупредил :)
Первая глава: где правда и где неправда?
После традиционных приветствий Павел обозначает свой взгляд на праведность как нечто постигаемое через веру:
13 Не хочу, братия, [оставить] вас в неведении, что я многократно намеревался придти к вам (но встречал препятствия даже доныне), чтобы иметь некий плод и у вас, как и у прочих народов.
14 Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам.
15 Итак, что до меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
16 Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что [оно] есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею*, [потом] и Еллину**.
17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
(Послание к Римлянам, глава 1)
* Иуде́и — название потомков Иуды, родоначальника одного из двенадцати колен Израиля. В наше время этим же словом зачастую обозначают всех евреев или людей, исповедующих иудаизм; но я не уверен, что эти смыслы были во времена Павла.
* Э́ллины — самоназвание греков и греческого народа.
Людям, которые стоят в правде благодаря своему доверию Богу и Христу, Павел противопоставляет людей, которые Бога отвергают:
18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны*.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, —
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
(там же)
* безответны — в других переводах «неизвиняемы», «не заслуживают прощения». То есть для них вроде бы очевидно, что Бог всё сотворил, но при этом они плевать хотели на Бога. Они не оправдаются тем, что «не знали».
В этом отвержении Бога Павел усматривает причину всякого человеческого нечестия:
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют.
(там же)
Вы можете заметить, что в рамках данного рассуждения Павел не делает никакого различия между иудеями и эллинами, не продвигает никаких националистических идей.
В последующих главах Павел поясняет причину своего безразличия.
Вторая глава: законник, что с тобой не так?
Согласно Павлу, человек, делающий неправду, по Божьему суду достоин смерти (см. 32-й стих выше).
А во второй главе Павел начинает ездить по ушам тем, кто осуждает чужое зло, но не брезгует делать его сам:
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие [дела].
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же?
(Послание к Римлянам, глава 2)
Эти претензии Павла адресованы иудеям — людям которые, по идее, должны знать Бога лучше, чем язычники:
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю [Его], и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: "не прелюбодействуй", прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
(там же)
Но нет! Даже в людях, теоретически близких к Богу, Павел усматривает ту же греховную гниль, и иудейская подотчетность закону Моисея сама по себе не избавляет их от этой гнили.
Третья глава: чем иудей лучше язычника?
Вот мы и подошли к третьей главе. Здесь мы остановимся подробнее.
1 Итак, какое преимущество [быть] Иудеем, или какая польза от обрезания?
2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие.
(Послание к Римлянам, глава 3)
Павел признаёт, что иудеям вверено Божье слово.
А это уже хороший аргумент в их пользу.
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
4 Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем.
(там же)
Здесь Павел, говоря «всякий человек лжив», очевидно, цитирует Псалом 115:2 — слова, которые автор псалма, по собственному признанию, изрек «в опрометчивости» (в другом переводе — «в поспешности»).
Павел показывает читателям, что нет никакого противоречия между неверностью иудеев и верностью Бога. И то и другое существует вместе. Возможно, во времена Павла кто-то сомневался, что это вообще может как-то сочетаться.
В качестве примера Павел ссылается на псалом 50, в котором израильский царь Давид признаёт свои преступления. К слову, незадолго до этого он совратил Вирсавию, жену Урии хетта, а ее мужа отправил на войну и распорядился, чтобы он там погиб (см. Вторую книгу Царств, главу 11). Короче, мерзко поступил Давид, и ничем хорошим это для него не кончилось. А в псалме он горько раскаивается:
Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
(Псалом 50:6)
Вот об этом контрасте Павел и говорит: иудей Давид грешен, а Бога признаёт праведным и чистым.
Признавая, что Божья правда открывается при человеческой неверности, Павел, однако, замечает, что это вовсе не повод умножать нечестие и делать зло, чтобы вышло добро (см. стихи 5-8).
«Нет праведного ни одного»
Идем дальше. Будучи иудеем, Павел задает вопрос в первом лице:
9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом...
(Послание к Римлянам, глава 3)
Утверждая, что «все под грехом», Павел опять же имеет в виду иудеев и эллинов — два народа, которые по факту преуспевали в нечестии (очевидно, современники Павла могли это наблюдать). Один народ подзаконный, другой — нет. А дела у обоих народов в принципе одинаковые: всё то, что Павел уже изложил в первых двух главах.
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.
(там же)
Любопытно, что в стихах 10 и 11 Павел иллюстрирует свою мысль словами, которые подозрительно похожи на Псалом 13. Приведу его часть:
1 Начальнику хора. Псалом Давида. Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, [как] едят хлеб, и не призывающие Господа?
(Псалом 13)
В данном псалме Давид критикует безбожных людей. Нет, не тех хрупких подростков XXI века, которые выучили установку «бога нет» и повторяют ее при каждом удобном случае, оставаясь при этом паиньками. Здесь речь идет о реальных фактических мерзавцах.
А судя по четвертому стиху псалма, эти люди еще и «не местные». Иначе какая же неправда в том, что нечестивые евреи «едят» друг друга? Сами заслужили! Но Давид причитает, взывает о справедливости. Вероятно, здесь речь идет о безбожных язычниках, которые, по мнению Давида, притесняют праведный народ — израильтян, знающих Бога.
Однако другая цитата Павла, из книги пророка Исаии, касается как раз потомков Иакова — израильтян, к числу которых относятся иудеи:
1 Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его.
(Исаия, глава 58)
Павел взял свою цитату отсюда:
1 Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать.
2 Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо [Его] от вас, чтобы не слышать. [...]
7 Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их.
8 Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира.
(Исаия, глава 59)
Таким образом, Павел на кучке примеров из Писаний показывает, что в плане праведности иудеи со своим законом не имеют никакого преимущества перед язычниками.
Оправдание верой
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
(Послание к Римлянам, глава 3)
А вот и наш любимый стих!
Павел утверждает, что все согрешили и лишены Божьей славы. Тем самым он вновь подчеркивает, что у иудея нет никакого преимущества перед язычником. Ни его происхождение, ни его религия не делает его непогрешимым и праведным автоматически.
Поэтому Божья правда и явилась через веру во Христа во всех и на всех верующих, не делая различия между народами.
Проблема греха есть в каждом народе. От нее никто не застрахован.
И это не какой-то абстрактный первородный грех: мол, «Адам съел яблоко, а из-за него я теперь грешник».
Нетушки. Здесь Павел сообщает о конкретных преступлениях, которые сам грешник делает своими руками. Ноги их бегут ко злу, они спешат на пролитие крови, они не знают пути мира и не боятся Бога. Говоря по-нашему, совести у них нет.
Итак, Павел старательно отстаивает идею равенства народов и Божьего нелицеприятия по отношению к ним. Это рассуждение ни в коей мере не подразумевает какой-то божественной истины о тотальной запятнанности каждого отдельно взятого человека. Автор просто констатирует наблюдаемые факты и делает выводы.
Можем ли мы с вами рассуждать по фактам, как Павел?
Апостол Пётр как-то отмечал, что в посланиях Павла «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (см. Второе послание Петра 3:16).
Думаю, это как раз наш случай. Павел пишет длинное и пространное рассуждение об оправдании грешников верой, а его письмо разбирают на крошечные цитатки и делают из них какие-то глобальные выводы о сущности бытия. А потом осуждают невиновных за нерелигиозность, а виновных оправдывают за воцерковленность, поощряя их к дальнейшему нечестию.
Но Бог не говорит, что «грешный верой жив будет». Ни в коем случае!
Бог делает всё возможное, чтобы грешники перестали грешить. Чтобы они переосмыслили свою жизнь, свернули с гибельного пути на путь жизни, творили правду и суд. Это и есть покаяние. По-гречески «метанойя» — перемена ума.
Ум грешника обновляется, так что он уже не хочет грешить, а ищет Божьей правды, ищет Его откровений, Его наставления. Доверившись Богу, он сворачивает на пути правды — и остается жив. Он уже не грешник. Он не творит прежних мерзостей. Он оправдан и очищен кровью Христа, распятого за нас. А будучи оправдан, он остается жив верой. Он идет по жизни, доверяя Богу и исполняя Его волю.
Заключение
Верите вы Богу или нет, я не желаю относиться к вам предвзято. Вы знаете себя и свою жизнь гораздо лучше меня.
Возможно, вы понимаете, что ваша жизнь далеко не безупречна и в ней есть дела, которые могут быть неугодны Богу.
Возможно, вы ищете перемен к лучшему, но не знаете, как их совершить.
Возможно, вам нужна Божья помощь.
Если это так, то вы знаете, что делать.
На первых порах вас могут направить «Четыре духовных закона», которые я упомянул в начале статьи со ссылкой на полный текст. А в дальнейшем — хорошая церковь, способная познакомить вас с Богом и Его правдой.
Лично я предпочитаю евангельские церкви. Но это не мне решать. Выбор за вами. Посмотрите на небо и попросите помощи у Бога, если не знаете, как вам быть.
Если у вас есть ко мне вопросы или замечания, то вы можете оставить их в комментариях.
Успехов!