Иногда Библию называют Божьим Словом.
Если вы когда-нибудь имели близкое общение с христианами, изучающими Библию, то могли слышать от них немало цитат из этого сборника древних писаний, которые так или иначе почитаются христианами как священные.
Цитирование Библии происходит примерно так:
— Что говорит нам Божье Слово? Открываем первое послание к Коринфянам, 13-ю главу, с первого стиха... Посмотрите, что говорит нам Господь в Своем святом Слове!
В такие моменты мне хочется вмешаться и поправить говорящего, но обычно я этого не делаю. Я не атеист, но я не разделяю такой подход к восприятию Библии. Ниже я объясню, почему.
Проголодались?
В качестве иллюстрации я буду использовать результат своего сегодняшнего труда — домашний салат оливье.
Салат оливье, именуемый на Западе «русским салатом», очень популярен у нас в России. У него есть несколько разных рецептов с различными наборами ингредиентов.
Примерно так же и у Библии на протяжении долгой церковной истории возникло несколько различных канонов: где-то 66 книг, где-то 77, где-то иное количество.
Я не намерен заморачиваться с канонами, поэтому под Библией буду понимать 66 канонических книг, которые признаны во всех трех христианских деноминациях.
Точно так же я не намерен обсуждать различные рецепты, а остановлюсь на простом домашнем варианте оливье, который знаю с детства.
Наш домашний салат включает в себя:
- сваренные вкрутую яйца
- сваренный в мундире картофель
- вареную колбасу вместо мяса (в данном случае докторскую)
- свежий огурец
- консервированный зеленый горошек
Всё, кроме горошка, нарезается кубиками.
Следим за мыслью
Итак, у меня есть кастрюля, куда я сложил свою стряпню.
Внимание, вопрос: что лежит в кастрюле?
Варианты ответов:
а) салат оливье
б) яйца
в) картофель
г) колбаса
д) огурцы
е) горошек
Вы можете выбрать любой вариант и будете по-своему правы. Но более полным ответом всё-таки будет вариант а) — «салат оливье».
А теперь представьте, что один человек выбрал вариант е) и сказал:
— В кастрюле лежит горошек.
Это правда: ведь мы высыпали в кастрюлю горох.
Человек сообщает эту мысль другому, а другой передает ее третьему. И третий думает, что где-то там на кухне стоит кастрюля с горошком.
И тут начинается самое интересное: третий приходит на кухню с вилкой, сует ее в кастрюлю и достает то, что наколол.
— Смотри, какая горошина! — говорит он. — Будешь горох?
Я люблю горох, поэтому не откажусь.
А иной раз он наколет кубик другого ингредиента:
— Угостишься горошком?
— С удовольствием. А где он?
— Так вот же, на вилке!
Или так:
— Смотри, какая зеленая горошинка!
— Это огурец.
— Вовсе нет, я достал ее из кастрюли с горошком! Можешь сам убедиться, вот кастрюля!
Библия — она как мой салат
При всём моем почтении к Священному писанию, через которое Бог наставляет меня, я вынужден признать одну простую мысль:
Оливье содержит горошек, но это не только горошек.
Библия содержит Божье слово, но это не только Божье слово.
Да, эта книга содержит в себе истории о Божьих деяниях, пророческие откровения от Бога, Божьи заповеди, большой закон Моисея, четыре биографии Иисуса Христа с разными элементами Его учения.
Эти элементы, так или иначе претендующие на верное изложение Божьей воли, я сравнил с горошком в своем салате. Горошек там есть, но он там не один.
Помимо «горошка», в Библии также помещаются «картофель», «яйца», «огурцы» и «колбаса». А именно: исторические сводки и летописи, полторы сотни хвалебных песен-псалмов, несколько страстных любовных речей (песни песней).
А еще там есть философские рассуждения разных людей — вроде царя Соломона, например. Его суждения составили основу книги Притч и всю книгу Экклезиаста. Также в Библию попали умствования друзей Иова, некоторые из которых, согласно финалу книги Иова (42:7-8), говорили о Боге «не так верно», как сам Иов. Хотя они очень много трещали. То есть сама Библия говорит нам о том, что некоторые сведения в ней не совсем верны. И если мы ей верим, то нам придется в ней сомневаться.
Другой пример — когда Павел разграничивает Божьи слова и собственное рассуждение:
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, —
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены [своей].
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
(Первое послание к Коринфянам, глава 7)
Павел явно дает нам понять, что в его послании не всё сказал Бог. Аналогично и в других книгах можно видеть, где начинается слово, претендующее называться Божьим: «Так говорит Господь».
Богодухновенность
13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
(Второе послание к Тимофею, глава 3)
Это, наверное, самый главный аргумент, с помощью которого каждую закорючку в Библии приписывают Богу. Как будто апостол Павел заявил, что все священные книги еще не сформированного канона Библии написал или напишет сам Бог — собственноручно, от начала и до конца.
Но здесь речь идет не об авторстве книг Ветхого Завета (ведь новозаветного канона еще не было), а о том Божьем вдохновении, которое Павел в них обнаружил и констатирует перед Тимофеем. Павел хочет, чтобы Тимофей держался того, чему научен в церкви апостолами. А через Писания познавал Бога и вопреки веяниям внешнего мира наставлялся Богом в праведности, чтобы быть совершенным и приготовленным ко всякому доброму делу.
Как человек, когда-то искренне обратившийся к Богу, я прекрасно понимаю, что это за богодухновенность, и также нахожу ее в новозаветных книгах. В 2008 году я, едва взыскав Бога в христианской компании, открывал подаренный мне Новый Завет на тонкой пергаментной бумаге — и пожирал его глазами. Каждое слово этой книги входило в меня, как свежий хлеб в отощавшего от голода. Я черпал Христа большой ложкой, и с каждым стихом внутри меня что-то сотрясалось, что-то преображалось, что-то росло.
Сейчас, спустя 12 лет, чтение Библии для меня уже не так драматично, но я продолжаю обнаруживать в ней ответы на многие мои насущные вопросы. Откровения от Бога наставляют, утешают и поддерживают меня. А рассуждения человека я читаю как слова человека: не без уважения, но со скидкой на то, что произвел их всё-таки человек, рассуждая по удостоверению своего ума.
Зачем это всё?
Разграничение «ингредиентов» Библии приносит мне огромную практическую пользу. Благодаря этому подходу я могу разоблачать библейские спекуляции тех или иных оппонентов, которые попадаются мне в жизни.
Например, запрещенные в РФ «Свидетели Иеговы» отрицают жизнь духа вне тела. При этом они всегда ссылаются на рассуждения Экклезиаста о том, что после смерти ничего нет (9:5-6). Ну научили их так говорить, что поделаешь. Однако рассуждение Экклезиаста — это слова человека, который не умирал и духовного мира не знает. А Иисус, например, может это знать. Поэтому с Экклезиастом я не согласен, хоть его слова и попали в Библию. Они не похожи на горошек!
Или кто-нибудь из христиан процитирует рассуждение пресловутого апостола Павла, скажем, о первородном грехе или иных богословских деталях, а затем говорит: «Вот что сказал Бог, это истина». А я пожимаю плечами: неужели Павел ваш бог? Неужели непонятно, что Павел хочет порассуждать вместе с адресатом? А мы отключили мозг и моментально всему верим без рассуждения: «Бог сказал!» От этого безрассудства страдает наше понимание прочитанного.
Ну а когда Библию рассматривают в составе какого-нибудь «святоотеческого предания», считая богодухновенным и его, это вообще цирк. Кого угодно процитируют из церковников II-XXI века — и всё: в них Дух Святой, через них сам Бог велел. Не спорь с Богом!
Включайте рассудок, дамы и господа.
Отличайте горошек от колбасы.
Приятного аппетита!