Найти в Дзене
Андрей Ортега

Библия — Божье слово или нет?

Оглавление

Иногда Библию называют Божьим Словом.

Если вы когда-нибудь имели близкое общение с христианами, изучающими Библию, то могли слышать от них немало цитат из этого сборника древних писаний, которые так или иначе почитаются христианами как священные.

Цитирование Библии происходит примерно так:

— Что говорит нам Божье Слово? Открываем первое послание к Коринфянам, 13-ю главу, с первого стиха... Посмотрите, что говорит нам Господь в Своем святом Слове!

В такие моменты мне хочется вмешаться и поправить говорящего, но обычно я этого не делаю. Я не атеист, но я не разделяю такой подход к восприятию Библии. Ниже я объясню, почему.

Проголодались?

В качестве иллюстрации я буду использовать результат своего сегодняшнего труда — домашний салат оливье.

Мое любительское фото моей же любительской стряпни
Мое любительское фото моей же любительской стряпни

Салат оливье, именуемый на Западе «русским салатом», очень популярен у нас в России. У него есть несколько разных рецептов с различными наборами ингредиентов.

Примерно так же и у Библии на протяжении долгой церковной истории возникло несколько различных канонов: где-то 66 книг, где-то 77, где-то иное количество.

Я не намерен заморачиваться с канонами, поэтому под Библией буду понимать 66 канонических книг, которые признаны во всех трех христианских деноминациях.

Точно так же я не намерен обсуждать различные рецепты, а остановлюсь на простом домашнем варианте оливье, который знаю с детства.

Наш домашний салат включает в себя:

  • сваренные вкрутую яйца
  • сваренный в мундире картофель
  • вареную колбасу вместо мяса (в данном случае докторскую)
  • свежий огурец
  • консервированный зеленый горошек

Всё, кроме горошка, нарезается кубиками.

Следим за мыслью

Итак, у меня есть кастрюля, куда я сложил свою стряпню.

Мое любительское фото
Мое любительское фото

Внимание, вопрос: что лежит в кастрюле?

Варианты ответов:

а) салат оливье
б) яйца
в) картофель
г) колбаса
д) огурцы
е) горошек

Вы можете выбрать любой вариант и будете по-своему правы. Но более полным ответом всё-таки будет вариант а) — «салат оливье».

А теперь представьте, что один человек выбрал вариант е) и сказал:

В кастрюле лежит горошек.

Это правда: ведь мы высыпали в кастрюлю горох.

Человек сообщает эту мысль другому, а другой передает ее третьему. И третий думает, что где-то там на кухне стоит кастрюля с горошком.

И тут начинается самое интересное: третий приходит на кухню с вилкой, сует ее в кастрюлю и достает то, что наколол.

Любительское фото: горошина, наколотая на вилку
Любительское фото: горошина, наколотая на вилку

— Смотри, какая горошина! — говорит он. — Будешь горох?

Я люблю горох, поэтому не откажусь.

А иной раз он наколет кубик другого ингредиента:

Любительское фото: кубик колбасы, наколотый на вилку
Любительское фото: кубик колбасы, наколотый на вилку

— Угостишься горошком?

— С удовольствием. А где он?

— Так вот же, на вилке!

Или так:

Любительское фото: кубик огурца, наколотый на вилку
Любительское фото: кубик огурца, наколотый на вилку

— Смотри, какая зеленая горошинка!

— Это огурец.

— Вовсе нет, я достал ее из кастрюли с горошком! Можешь сам убедиться, вот кастрюля!

Библия — она как мой салат

При всём моем почтении к Священному писанию, через которое Бог наставляет меня, я вынужден признать одну простую мысль:

Оливье содержит горошек, но это не только горошек.

Библия содержит Божье слово, но это не только Божье слово.

Да, эта книга содержит в себе истории о Божьих деяниях, пророческие откровения от Бога, Божьи заповеди, большой закон Моисея, четыре биографии Иисуса Христа с разными элементами Его учения.

Эти элементы, так или иначе претендующие на верное изложение Божьей воли, я сравнил с горошком в своем салате. Горошек там есть, но он там не один.

Помимо «горошка», в Библии также помещаются «картофель», «яйца», «огурцы» и «колбаса». А именно: исторические сводки и летописи, полторы сотни хвалебных песен-псалмов, несколько страстных любовных речей (песни песней).

А еще там есть философские рассуждения разных людей — вроде царя Соломона, например. Его суждения составили основу книги Притч и всю книгу Экклезиаста. Также в Библию попали умствования друзей Иова, некоторые из которых, согласно финалу книги Иова (42:7-8), говорили о Боге «не так верно», как сам Иов. Хотя они очень много трещали. То есть сама Библия говорит нам о том, что некоторые сведения в ней не совсем верны. И если мы ей верим, то нам придется в ней сомневаться.

Другой пример — когда Павел разграничивает Божьи слова и собственное рассуждение:

10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, —
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены [своей].
12
Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
(Первое послание к Коринфянам, глава 7)

Павел явно дает нам понять, что в его послании не всё сказал Бог. Аналогично и в других книгах можно видеть, где начинается слово, претендующее называться Божьим: «Так говорит Господь».

Богодухновенность

13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.
14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.
15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
16
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
(Второе послание к Тимофею, глава 3)

Это, наверное, самый главный аргумент, с помощью которого каждую закорючку в Библии приписывают Богу. Как будто апостол Павел заявил, что все священные книги еще не сформированного канона Библии написал или напишет сам Бог — собственноручно, от начала и до конца.

Но здесь речь идет не об авторстве книг Ветхого Завета (ведь новозаветного канона еще не было), а о том Божьем вдохновении, которое Павел в них обнаружил и констатирует перед Тимофеем. Павел хочет, чтобы Тимофей держался того, чему научен в церкви апостолами. А через Писания познавал Бога и вопреки веяниям внешнего мира наставлялся Богом в праведности, чтобы быть совершенным и приготовленным ко всякому доброму делу.

Как человек, когда-то искренне обратившийся к Богу, я прекрасно понимаю, что это за богодухновенность, и также нахожу ее в новозаветных книгах. В 2008 году я, едва взыскав Бога в христианской компании, открывал подаренный мне Новый Завет на тонкой пергаментной бумаге — и пожирал его глазами. Каждое слово этой книги входило в меня, как свежий хлеб в отощавшего от голода. Я черпал Христа большой ложкой, и с каждым стихом внутри меня что-то сотрясалось, что-то преображалось, что-то росло.

Сейчас, спустя 12 лет, чтение Библии для меня уже не так драматично, но я продолжаю обнаруживать в ней ответы на многие мои насущные вопросы. Откровения от Бога наставляют, утешают и поддерживают меня. А рассуждения человека я читаю как слова человека: не без уважения, но со скидкой на то, что произвел их всё-таки человек, рассуждая по удостоверению своего ума.

Зачем это всё?

Разграничение «ингредиентов» Библии приносит мне огромную практическую пользу. Благодаря этому подходу я могу разоблачать библейские спекуляции тех или иных оппонентов, которые попадаются мне в жизни.

Например, запрещенные в РФ «Свидетели Иеговы» отрицают жизнь духа вне тела. При этом они всегда ссылаются на рассуждения Экклезиаста о том, что после смерти ничего нет (9:5-6). Ну научили их так говорить, что поделаешь. Однако рассуждение Экклезиаста — это слова человека, который не умирал и духовного мира не знает. А Иисус, например, может это знать. Поэтому с Экклезиастом я не согласен, хоть его слова и попали в Библию. Они не похожи на горошек!

Или кто-нибудь из христиан процитирует рассуждение пресловутого апостола Павла, скажем, о первородном грехе или иных богословских деталях, а затем говорит: «Вот что сказал Бог, это истина». А я пожимаю плечами: неужели Павел ваш бог? Неужели непонятно, что Павел хочет порассуждать вместе с адресатом? А мы отключили мозг и моментально всему верим без рассуждения: «Бог сказал!» От этого безрассудства страдает наше понимание прочитанного.

Ну а когда Библию рассматривают в составе какого-нибудь «святоотеческого предания», считая богодухновенным и его, это вообще цирк. Кого угодно процитируют из церковников II-XXI века — и всё: в них Дух Святой, через них сам Бог велел. Не спорь с Богом!

Включайте рассудок, дамы и господа.
Отличайте горошек от колбасы.
Приятного аппетита!

Фрагмент изображения из Интернета
Источник: Google → https://www.slideshare.net/Unification_Ru/25092011
Фрагмент изображения из Интернета Источник: Google → https://www.slideshare.net/Unification_Ru/25092011