Три километра на снегоходах за три часа - и это нам ещё сильно повезло!.. Ужасная снежная буря с почти нулевой видимостью и ветром встретила нашу туристическо-исследовательскую группу на подступах к Перевалу. Дорога среди скал-останцев была практически неразличима.
Читайте предыдущую часть:
Третий день пути по тайге, с выходом на Перевал Дятлова, выглядел так:
Подъём на Избе Ильича в 5 часов утра (мы, дежурные по кухне, встали ещё на час раньше). После быстрого завтрака и сборов лыжная часть группы (7 человек) вышли на лыжах по лесной дороге в сторону Перевала, им предстояло пройти до Останца с мемориальной доской более 25 км. Оставшиеся четыре человека, механизированная группа (Александр Федотов, Алексей Королёв и манси - Валерий Анямов и Николай Анямов) дособирала тяжёлые вещи, уложила их в волокуши и двинулась на двух снегоходах и снегоцикле наверх тем же путём.
При этом на Базе Ильича были собраны и оставлены лишние, не особо нужные вещи участников, для облегчения веса волокуш. Как показали дальнейшие события, если бы не такое решение, мы скорее всего вообще не сумели бы затянуть груз на Перевал.
От Ильича дорога петляет по лесу и неуклонно лезет вверх. Есть довольно-таки крутые подъемы и спуски, повороты. Собственно, эта дорога является старой мансийской оленегонной тропой, ныне расширенной до размера автомобиля, а зимой - чуть шире снегохода.
Пока мы ехали по густому лесу (в полной темноте, поскольку светает на этой широте примерно с 8 утра), практически не было ни снегопада, ни ветра. Но после выхода в редколесье... вот тут началось...
В полосе хилого березняка налетела настоящая снежная буря. Иногда солнце тускло проглядывало через тучи (даже успел снять, см. ниже), но, поверьте, это были очень краткие и редкие моменты.
Дальше для автора канала (впервые оказавшегося здесь зимой) неожиданно выяснилось, что, во-первых, никакой чёткой снегоходной дороги наверх нет. Любой след быстро заметает снегом и каждая новая экспедиция (хотя на снежиках, хоть на лыжах) прокладывает путь практически по новой, тем маршрутом, который сумеет найти и пройти. Кое-где висят на деревьях ленточки-метки, но проследить по ним весь рекомендуемый путь невозможно, а в буре их и вообще не разглядеть.
Во-вторых, оказалось, что мы уперлись в один особенно крутой взгорок, на который "бураны", каждый с двумя волокушами, не могут заехать. Оба манси и Федотов уехали налегке накатывать дорогу, а я остался с волокушами ждать их назад.
За это время, отойдя посмотреть и снять живописно выглядящий перемёт снега на какой-то ели, я успел провалиться возле неё почти по грудь в снег и выбрался оттуда с большим трудом. Бойтесь рыхлого снега в горной местности, который наметает возле возвышающихся объектов!
В-третьих, метель усилилась. Я увидел сквозь берёзы, как вдали ребята на технике возвращаются ко мне. Но в какой-то момент они поехали в сторону и пропали из виду. Через некоторое время они вышли по радиосвязи и попросили меня запустить в воздух сигнальную ракету, поскольку пурга меньше чем минут за 30 уже замела их собственный снегоходный след (от трёх единиц техники!) и не было ориентиров как вернуться на то же место.
Я запустил ракету, они её не увидели.
Но услышали звук выстрела. Дополнительно я включил налобный фонарь в режиме красного мигающего сигнала. Ещё минут через 10 все трое подъехали ко мне, но не сверху и даже не сбоку, а откуда-то сзади. Получается, сделали вокруг оставленных волокуш большой полукруг.
Мы зацепили волокуши (довольно трудный процесс - подтаскивать и цеплять тяжелые корыта с грузом, да еще вверх по склону и проваливаясь в снег, надо сказать) и по относительно укатанному пути поехали наверх.
Периодически мне приходилось соскакивать с пассажирского места и подталкивать волокуши там, где снежику было совсем уж тяжело. Снегоход заскакивал с максимальной скоростью на очередной холм и останавливался там в ожидании, а я топал по рыхлому снегу метров 20-50 за ним. Физически всё это довольно выматывающе, однако на душе было по-настоящему радостно - приключения, блин!.. :)
Наконец снегоходы выскочили на относительно ровную поверхность, где началась новая проблема.
Где-то в горах снега может быть 20-30-40 см, где-то окажется метр или даже несколько метров. Но в районе Останца есть практически голые от снега, выдутые места, где видна земля и торчат камни! Снегоходу, обладающему лыжей и гусеницей, ехать там сложно и опасно, да и две ведомые пластиковые волокуши можно пробить или оборвать сцепку.
Однако наши водители-манси справились с этой задачей на отлично, объехали все сложные каменистые места, хотя траектория ради этого была выбрана чрезвычайно хитроумная и петляющая. Периодически Валера и Коля останавливались и долго изучали дальнейший маршрут движения.
Наконец, в этой непрекращающейся пурге, мы доехали до Останца. С момента выезда с Базы Ильича прошло уже более 4 часов и мы проехали 25 км. Получается, средняя скорость движения составила около 6 км/ч. При этом последние три километра мы двигались около трёх часов!
Для сравнения: я измерил скорость по льду реки - там "Буран" с бо́льшим грузом ехал 25-26 км/ч.
Однако оставалось ещё доехать до места установки палатки.
Это было не менее эпично. А может, и более, чем подъём в редколесье.
Путь к Месту Дятловской Палатки становится всё круче. В итоге мы первоначально не смогли доехать метров 50 до неё. Тем более дело осложнялось крайне недостаточной видимостью (пурга). После остановки я предложил пешком пройти до места палатки, поскольку эта точка имелась в моём навигаторе. Буквально вслепую, по приборам, мы ногами взобрались на эту локацию и оттуда, рассмотрев подъем, решили, что попробуем загнать снегоходы (со всем грузом!) на эту кручу.
Снова снимаю шляпу (а вернее, шапку и подшлемник, которые были на мне в тот момент) перед нашими манси - они сумели загнать свою технику прямо на самую точку, причем разворачиваясь и совершая развороты под разными наклонами плоскости, в сильном ветре и плохой видимости. Я смотрел на эти манёвры и предполагал, что всего этого сделать не получится. Но парни это смогли!..
Дальше мы начали ставить палатку (см. рассказ в первой части) и разгружать вещи. Сильным ветром вниз с горы унесло пару легких вещей, однако все они, по счастью, были обнаружены на следующий день, когда мы отправились вниз, к Кедру. Потом мы с Николаем пешком (к снегоходам уже была привязана палатка) пошли к Останцу, встретить лыжников и проводить до палатки. В снежном шторме и проваливающимся в некоторых местах снежном фирне эти пара километров, туда-обратно, оказались, пожалуй, самыми выматывающими за этот длинный день.
Читайте в ближайшее время продолжение:
- Дятловцы и вода: если палатку на склоне Холат-Чахля с несобранной (и потому незатопленной) печкой действительно установили дятловцы, то что они собирались пить? Часть 3
- Путь к Кедру: долгая и тяжёлая дорога в снегах. Что случилось у Кедра? Часть 4.
Алексей Королёв, исследователь дятловской трагедии
Читайте также: подборка материалов канала о ПД
ВК-группа по экспедициям в аномальные места Урала и России
- Друзья, вы можете ещё сильнее замотивировать автора канала рассказать про всё интересное за девять дней похода Перевал-2023, сделав донат на Юмани (https://yoomoney.ru/to/410012407253344) или на Сбербанк (карта 4276160019896035 Алексей Владиславович).