Правильней было бы назвать эту статью "Академическая аранжировка за 5 минут", но сюрприз-сюрприз, текущее название русскому уху гораздо ближе.
В этой рубрике мы говорим не о создании какого-то сложного и многоступенчатого произведения. Речь идет скорее о «Generic» аранжировке, если тебе хочется сделать уникальную музыку для видео или подкаста, разнообразить звучание трека другого жанра или просто потренироваться. Немного об оркестровках я уже писал, теперь просто закрепим.
- Для начала определимся со структурой. Классика на то и классика, что в ней используются достаточно обыденные ходы. Например структура "I-IV-V-I" или "I-VI-II-V". "IV-V-I" и "VI-III-II-IV" тоже вполне подойдут. Если ты понятия не имеешь, что это значит — лезь почитать сюда.
- Дальше выбор инструментов. На ум приходит что? Оркестровые струнные, конечно же: скрипка, виолончель, виола и контрабас. Менее популярный вариант ответа — духовые. Трубы, тромбоны, туба, гобой, фагот, флейта и теоретически даже саксофоны (если хочется поиграть в нео-классику). Но не надо забывать и о перкуссии: тарелки, кастаньеты, шейкер, тамбурины и "timpani"-литавры дадут музыке ритма и огня. А иначе пустовато будет. Кстати да, о фортепиано тоже забывать не нужно😉
- Думаем о партиях и функциях инструментов (бас). Контрабас будет в самом частотном низу оркестровки. И он прекрасно дает длинный протяжный звук на целый такт (например тонику аккорда). К нему добавляем тубу стаккатными четвертями (для акцентировки). И пусть тубе вторит бочка. Или даже играет половинными (один удар бочки на две ноты тубы).
- Дальше идет середина. Прекрасно подойдет фортепиано для заполнения в нижне-среднем регистре. И тягучая виолончель. если взять чуть выше, то здесь вполне можно добавить акценты или протяжные ноты тромбоном. А заполняется все литаврами для ритма.
- И конечно верх. Здесь может быть мелодия скрипкой, трубой, фортепиано, флейтой, гобоем — вариантов тьма. Акценты делаются с помощью тех же скрипок щипком (прием пиццикато),трубами, а так же верхним регистром виолончели и тромбона. И это не обязательно должно быть стаккато — вполне подойдет протяжный звук на четверть. И да, заполняем пустоты шейкером, тарелками и прочей перкуссией.
- Убираем лишнее. Совет применим к любой музыке, но к оркестровой в особенности, потому что одна лишняя партия может превратить в кашу прекрасно устроенный трек. Если тебе что-то не нравится, то начинай выключать по одному инструменту и слушай, что изменилось. Возможно что-то стоит убрать насовсем.
Да, конечно 5 минут оркестровка у тебя не займет, но держа эти пункты в голове и включив анализ можно сделать вполне себе качественную музыку, взяв за основу твое любимое произведение. Дерзай✌️
_._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._._
Telegram канал "Записки Аранжировщика"
Подкаст «Слышь!»