Кто разрабатывает ФСБУ

241 прочитал
Судя по том, что пост о реформе бухучета набрал много просмотров и комментариев, эта тема вас волнует. Тогда продолжим угубляться в нее.

Судя по том, что пост о реформе бухучета набрал много просмотров и комментариев, эта тема вас волнует. Тогда продолжим угубляться в нее. В прошлый раз я рассказывал о том, что 8 из 12 будущих федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ) готовят субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета. Минфин может разрабатывать ФСБУ самостоятельно только если ни один негосударственный регулятор не принял на себя обязательства по его разработке. Пришло время разобраться с тем, как проекты негосударственных регуляторов превращаются в ФСБУ, утвержденные приказами Минфина.

Разработчики проектов ФСБУ взаимодействуют с государством через совет по стандартам бухгалтерского учета (далее - Совет), созданный при Минфине. Основная функция Совета - проведение экспертизы проектов бухгалтерских стандартов и вынесение рекомендаций о целесообразности их принятия. В состав совета входят 15 человек. 10 представляют негосударственные регуляторы бухучета и науку, 5 – Минфин и Центробанк. Здесь можно посмотреть всех поименно.

Приказом Минфина России от 14.11.2012 № 145н «О совете по стандартам бухгалтерского учета» утверждено положение о совете, которое определяет порядок его работы. Дальше было 3 года тишины. Наконец, Протоколом № 1 от 18.02.2016 был утвержден регламент Совета, в соответствии с которым организуется его работа. Эти документы создали инфраструктуру реализации завершающего этапа реформы бухучета. С 2016 г. началась, собственно, реализация.

Процедура разработки и утверждения ФСБУ выглядит так.

Негосударственный регулятор разрабатывает первоначальный вариант текста проекта стандарта, ориентируясь на требования соответствующего МСФО. Затем вывешивает его на своем сайте и собирает замечания и предложения по доработке текста любых заинтересованных лиц. Это называется общественным обсуждением проекта. Замечания принимаются или не принимаются, но в любом случае рассматриваются на заседаниях рабочих групп.

Здесь можно поучаствовать в общественном обсуждении проектов ФСБУ, которые разрабатывает БМЦ. А здесь – в проектах ИПБР. Классная возможность любому бухгалтеру влиять на будущую нормативку!

По завершению процедуры общественного обсуждения, проект ФСБУ отправляется на рассмотрение Советом. Последний выносит свои рекомендации по доработке текста проекта, негосударственный регулятор дорабатывает проект и снова отправляет в Совет. Таких итераций может быть несколько, но заканчиваться все должно рекомендацией Совета Минфину принять стандарт.

Согласно п. 11 ст. 27 Федерального закона «О бухгалтерском учете», после получения рекомендации совета Минфин России в срок не более одного месяца обязан принять проект федерального стандарта к утверждению или отклонить его. Отклонить проект можно в единственном случае: если он не соответствует законодательству Российской Федерации (ст. 12 закона).

Таким образом, одобрение Совета почти автоматически означает, что текст проекта будет утвержден в качестве ФСБУ. Других вариантов у Минфина попросту нет. Это в теории. Практика утверждения ФСБУ 5/2019 "Запасы" показала, что закон Минфину исполнять не обязательно. Об этой печальной истории я рассказывал в моем Телеграм-канале. Сюда выносить не буду - очень хочется верить, что таких прецедентов больше не возникнет.

Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите!