Найти в Дзене

Что такое прямые и косвенные затраты

Для решения разных задач финансовые аналитики и бухгалтеры используют несколько классификаций затрат. Об одной из них — по отношению к объему выпуска — я уже рассказывал. Сегодня на очереди классификация по способу включения в себестоимость продукта (продукции, работ или услуг). В ней затраты делятся на две категории: Прямые затраты непосредственно связаны с производством или продажей конкретного вида продукта. Например, для мебельной фабрики прямыми затратами будут стоимость древесины и фурнитуры, зарплата сборщиков и социальные отчисления с нее. Стоимость рекламы типа «Покупайте наши табуретки!» тоже будет прямой затратой — она связана с продажей именно табуреток. Такие затраты сразу включаются в себестоимость конкретной табуретки или шкафа. Косвенные затраты связаны с производством или продажей нескольких видов продукции или с другими хозяйственными процессами. Косвенные затраты, которые связаны с производством, называются общепроизводственными. Косвенные затраты, связанные с компан

Для решения разных задач финансовые аналитики и бухгалтеры используют несколько классификаций затрат. Об одной из них — по отношению к объему выпуска — я уже рассказывал. Сегодня на очереди классификация по способу включения в себестоимость продукта (продукции, работ или услуг). В ней затраты делятся на две категории:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые затраты непосредственно связаны с производством или продажей конкретного вида продукта. Например, для мебельной фабрики прямыми затратами будут стоимость древесины и фурнитуры, зарплата сборщиков и социальные отчисления с нее. Стоимость рекламы типа «Покупайте наши табуретки!» тоже будет прямой затратой — она связана с продажей именно табуреток. Такие затраты сразу включаются в себестоимость конкретной табуретки или шкафа.

Косвенные затраты связаны с производством или продажей нескольких видов продукции или с другими хозяйственными процессами. Косвенные затраты, которые связаны с производством, называются общепроизводственными. Косвенные затраты, связанные с компанией в целом, — общехозяйственными.

Например, для той же мебельной фабрики общепроизводственными затратами будут зарплата начальника цеха и социальные отчисления с нее, стоимость энергоснабжения и отопления цеха. Общехозяйственными — зарплата директора и социальные отчисления с нее, стоимость бумаги для принтера в бухгалтерии или услуг клининговой фирмы. Напрямую связать их с конкретным продуктом технически невозможно или экономически не оправдано. Для учета электричества в цехе теоретически можно оборудовать счетчиком каждый инструмент, учитывать сколько времени он работал над каким заказом и «распрямить» часть общепроизводственных затрат. Но это сделает учет чересчур дорогим и нарушит требование рациональности.

Чтобы косвенные затраты попали в себестоимость конкретного продукта, их нужно распределить между видами продуктов пропорционально какому-то прямому показателю, который есть у каждого продукта. Он называется базой распределения. База распределения может быть натуральной или стоимостной. Например, отработанное рабочими время или их зарплата, объем потребленного сырья или его стоимость. Бухгалтеру обычно стоимостные ближе.

База распределения должна экономически обоснованно увязывать косвенные затраты с продуктом, поэтому подходов к ее определению много. Я пока дам самый простой: выбирайте те затраты, доля которых в прямых максимальна. Нет смысла выбирать базой распределения зарплату рабочих в цехе окраски автозавода, где 90% операций делают роботы. Логичнее выбрать амортизацию. Но в ювелирной мастерской, где вручную делают огранку алмазов, все ровно наоборот. Логично предположить, что если большую часть прямых затрат генерирует один ресурс, то и с косвенными дело обстоит так же.

Баз распределения в одной компании может быть несколько. Например, коммерческие расходы логичнее распределять пропорционально выручке, а общепроизводственные — пропорционально каким-то прямым затратам.

Чтобы распределить косвенные затраты между видами продуктов по итогам месяца, нужно рассчитать коэффициент распределения:

Краспр = Косвенные затраты / База распределения

Этот коэффициент покажет сколько рублей распределяемых затрат нужно отнести на 1 рубль базы распределения. На него умножается база распределения по каждому виду продукта.

Пример.
Мебельная фабрика производит табуретки и шкафы. Зарплата рабочих по операциям с табуретками за месяц составила 500 000 руб., по операциям со шкафами — 300 000 руб. Зарплата начальника цеха — 50 000 руб. Нужно распределить общепроизводственные затраты пропорционально выбранной базе — зарплате рабочих.
Краспр = 50 000 руб. / (500 000 руб. + 300 000 руб.) = 0,0625
То есть на каждый рубль зарплаты рабочих приходится 6,25 копеек зарплаты начальника цеха. Соответственно, на табуретки распределяется 0,0625 * 500 000 руб. = 31 250 руб., а на шкафы 0,0625 * 300 000 руб. = 18 750 руб.

Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите!