Что такое нематериальные активы

1,1K прочитали
Нематериальные активы (НМА, Intangible Assets) - самый сложный для понимания вид внеоборотных активов. Эти активы как тот зайчик из фильма «ДМБ»:
 - Видишь суслика?
 - Нет.
 - И я не вижу. А он есть.

Нематериальные активы (НМА, Intangible Assets) - самый сложный для понимания вид внеоборотных активов. Эти активы как тот зайчик из фильма «ДМБ»:
- Видишь суслика?
- Нет.
- И я не вижу. А он есть.

В 2010-е годы роль НМА в получении доходов и их удельный вес в структуре активов компаний быстро возрастает. Экономика становится информационной – об этом из каждого утюга вещают. А в информационной экономике традиционные активы типа основных средств становятся менее важны, чем знания и технологии. Пара студентов с макбуками в коворкинге могут зарабатывать больше металлургического завода в маленьком уральском городке. Например, в финансовой отчетности Facebook за 3 квартал 2018 года доля НМА в общей стоимости активов - 21%, а на конец 2011 года она составляла лишь 2%.

НМА могут быть товарные знаки, базы данных, компьютерные программы, ноу-хау, патенты на изобретения и т.п. Но - лишь при соблюдении критериев признания. Их у НМА аж шесть.

Первые три уже знакомы вам по основным средствам:

  • актив будет использоваться в компании (в производстве, управлении или сдаваться в аренду);
  • планируется использовать его больше года;
  • не планируется его продажа.

Еще три критерия специфичны только для НМА:

  • актив не имеет материальной формы (он может существовать в виде текста, рисунка, программного кода и т.п.);
  • его можно отделить от других активов и точно определить его стоимость;
  • у компании есть документы, подтверждающие контроль над активом (эти документы подтверждают, что только компания может использовать актив для получения дохода).

При этом, как любой другой актив, НМА должен приобретаться для получения экономических выгод. Иначе это не актив, а просто имущество (различия объяснял тремя постами выше).

Пример 1:
У компании есть клиентская база, регулярно приносящая доход. Это - не НМА. Во-первых, отсутствует контроль над ней - другая компания может переманить клиентов. Во-вторых, невозможно точно определить ее стоимость - платежеспособность клиентов сложно спрогнозировать.

Пример 2:
Компания купила лицензионную копию компьютерной программы, например, 1С: Бухгалтерия. Это - не НМА. Контроль над ней отсутствует - компания не может, например, легально продавать копию копии этой программы. Такое право есть у фирмы 1С. Программа - ее НМА.

Пример 3:
Дизайнер разработал логотип и зарегистрировал товарный знак компании. Это - НМА. Все шесть критериев выполняются. Из неочевидных: стоимость определяется как сумма затрат на разработку логотипа (зарплата дизайнера и отчисления государству с нее) и регистрацию товарного знака.

Среди всех НМА особняком стоит гудвил (Goodwill). В российском бухучете его еще называют деловой репутацией. Это превышение цены покупки компании над стоимостью ее чистых активов (суммы, в которую оцениваются активы компании после выплаты всех ее долгов). Гудвил – очень интересная бухгалтерская категория, связанная с тем, что покупатель платит не за приобретенные активы, а за будущие доходы приобретенной компании. Об особенностях его учета я написал множество статей и даже пару книг (раз, два). Но пока, думаю рано о ней говорить. Сначала разберемся с объектами попроще.

Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Переводчик с бухгалтерского» — так вы точно ничего не пропустите!