Найти в Дзене
Деревенькадзен

Бабушка путешествует. Русский Север

Оглавление

Музей деревянного зодчества под открытым небом

Приехать в Архангельск и не найти время для поездки в Малые Корелы?

Я люблю Малые Корелы в любое время года. Весной, когда здесь отмечают Троицу. Летом, в изумрудной зелени. Золотой осенью, когда под ногами шуршат опавшие листья. Зимой, когда музей превращается в сказку.

Мне посчастливилось некоторое время работать здесь внештатным экскурсоводом. Мастерство народных зодчих, проверенное веками, не перестает поражать. Чем больше узнаешь о нем, тем больше впечатляет народная мудрость.

И в свой последний визит я выбрала время, чтобы поехать в Корелы. Шел дождь. Было пасмурно и сыро. Но хоть немного под зонтиком погуляю, думала я, отправляясь в путь.

Осень
Осень
Зима
Зима
Весна
Весна

Лето в Малых Корелах

Приехала, поставила машину на стоянку и из туч стало проглядывать солнышко. Дождь утих. Спасибо небесной канцелярии.

Наверно, благодаря погоде, в музее было немноголюдно.

Центральный вход в музей
Центральный вход в музей

Больше трех часов гуляла я по музею. И в самом конце произошел казус, из-за которого мы долго раскланивались в извинениях с сотрудниками музея. Но об этом позже. У кого хватит терпения пройти моими экскурсионными тропами до конца))) Весь музей разделен на сектора, которые представляют разные районы Архангельской области.

Не буду перегружать фото обзор большим количеством комментариев. Все это писано-переписано 100500 раз. Просто насладитесь прогулкой вместе со мной.

-5
-6
Как радует, что за памятниками ухаживают, реставрируют
Как радует, что за памятниками ухаживают, реставрируют
-8
Какие тут нарядные жонки ходят
Какие тут нарядные жонки ходят
Редко в музее так малолюдно
Редко в музее так малолюдно
Обычный крестьянский дом-брус. «Брус» не потому, что из бруса. Это общая форма строения, которая позволяла свести к минимуму выход за пределы дома в зимнее время.
Обычный крестьянский дом-брус. «Брус» не потому, что из бруса. Это общая форма строения, которая позволяла свести к минимуму выход за пределы дома в зимнее время.
Взвоз. Заехать можно было прямо на запряженной в сани или телегу лошади и разгрузить содержимое под крышей второго этажа хозяйственной пристройки
Взвоз. Заехать можно было прямо на запряженной в сани или телегу лошади и разгрузить содержимое под крышей второго этажа хозяйственной пристройки
Крыльцо тоже под навесом
Крыльцо тоже под навесом
-14
-15
Нет нужды зимой выходить на улицу. Все хозяйство под общей крышей
Нет нужды зимой выходить на улицу. Все хозяйство под общей крышей
-17
Обратите внимание на упорные столбы по углам
Обратите внимание на упорные столбы по углам
Взвоз на второй этаж хлева
Взвоз на второй этаж хлева
"Звонок"))
"Звонок"))
-21
-22
Эти столбы поддерживают верхний сруб
Эти столбы поддерживают верхний сруб
А нижний, где держали домашний скот, быстрее разрушался. И его можно было заменить или отремонтировать, не разбирая все строение
А нижний, где держали домашний скот, быстрее разрушался. И его можно было заменить или отремонтировать, не разбирая все строение
Сруб на камнях, покрытых берестой. Это лучшая натуральная гидроизоляция
Сруб на камнях, покрытых берестой. Это лучшая натуральная гидроизоляция
Небогатый дом северного крестьянина
Небогатый дом северного крестьянина
-27
-28
Любое сооружение украшалось
Любое сооружение украшалось
И имело практическую пользу
И имело практическую пользу
Дом бедного крестьянина. Дымник на крыше -отапливался по-черному. Но это совсем не значит, что в доме была грязь и сажа. Все было очень уникально предусмотрено и … это надо увидеть, чтобы понять, как дым не только не мешал жить, но еще и сохранял древесину от гниения.
Дом бедного крестьянина. Дымник на крыше -отапливался по-черному. Но это совсем не значит, что в доме была грязь и сажа. Все было очень уникально предусмотрено и … это надо увидеть, чтобы понять, как дым не только не мешал жить, но еще и сохранял древесину от гниения.
-32
Переход из одного сектора в другой
Переход из одного сектора в другой
Моя любимая часовня. Она так гармонична с окружающим ее лесом
Моя любимая часовня. Она так гармонична с окружающим ее лесом
-35
Мост
Мост
-37
Переход с площадками для отдыха
Переход с площадками для отдыха
Эта очень крутая лестница запомнилась мне в те времена, когда я водила экскурсионные группы. Надо было успеть быстро подняться, на последнем вдохе прошептать: «Теперь подождем всю группу»)))) и старательно восстанавливать дыхание. Потому что сразу у лестницы начинался рассказ про ветряные мельницы))
Эта очень крутая лестница запомнилась мне в те времена, когда я водила экскурсионные группы. Надо было успеть быстро подняться, на последнем вдохе прошептать: «Теперь подождем всю группу»)))) и старательно восстанавливать дыхание. Потому что сразу у лестницы начинался рассказ про ветряные мельницы))
-40
-41
Вот они, на самом высоком месте
Вот они, на самом высоком месте
Амбар
Амбар
Гиганы
Гиганы
Девочки пытались как-то неумело их разогнать
Девочки пытались как-то неумело их разогнать
Деревянные качели
Деревянные качели
Георгиевская церковь. Сама как будто часть леса
Георгиевская церковь. Сама как будто часть леса
-48
-49
-50
Пятистенок с нарядным балконом. Кстати, чаще всего выхода на балкон не было. Это городское сооружение было просто украшением
Пятистенок с нарядным балконом. Кстати, чаще всего выхода на балкон не было. Это городское сооружение было просто украшением
Резьба везде
Резьба везде
-53
-54
-55
-56
Мосточки рубленые топором. Пила разрыхляет дерево, делает его гигроскопичным. Топор закрывает поры и древесина меньше гниет
Мосточки рубленые топором. Пила разрыхляет дерево, делает его гигроскопичным. Топор закрывает поры и древесина меньше гниет
-58
-59
Дом шестистенок
Дом шестистенок
-61
Такие вот простые мосточки и лесенки вели по крутому берегу к реке
Такие вот простые мосточки и лесенки вели по крутому берегу к реке
Минимальное использование железа при строительстве. И не потому, что гвоздей не было. Древесина быстро гниет от контакта с металлом..
Минимальное использование железа при строительстве. И не потому, что гвоздей не было. Древесина быстро гниет от контакта с металлом..
-64
-65
-66
Все крепко и надежно
Все крепко и надежно
И удобно
И удобно
-69
Никаких заборов. Главный замок - метла у двери
Никаких заборов. Главный замок - метла у двери
Конь на крыше - в избе тише
Конь на крыше - в избе тише
-72
-73
Сколько годовых колец…
Сколько годовых колец…
Топили сало тюленей в таких котлах
Топили сало тюленей в таких котлах
-76
Все так гармонично с ландшафтом
Все так гармонично с ландшафтом
-78
-79
-80
-81
-82
-83
Обычная улица в северной деревне
Обычная улица в северной деревне
-85
-86
-87
-88
-89
-90
-91
-92
-93
Кузница и коновязь
Кузница и коновязь
-95
-96

-97
-98
-99
-100
Заборы только для скота
Заборы только для скота
Рыбий хвост
Рыбий хвост
-103
-104
-105
-106
-107
-108
-109
-110
-111
-112
-113
-114
-115
Кафе-новострой удачно вписалось в ландшафт
Кафе-новострой удачно вписалось в ландшафт
Еще один переход между секторами музея. Внизу водяная мельница.
Еще один переход между секторами музея. Внизу водяная мельница.
-118
Спуск, подъем и продолжение музея
Спуск, подъем и продолжение музея
-120
-121
-122
-123
-124
-125
-126
-127
-128
-129
-130
-131
-132
-133
-134
Один человек мог повернуть эту махину к ветру
Один человек мог повернуть эту махину к ветру
-136

А вот и последний музейный экспонат, с которым связан казус, произошедший по обоюдному недопониманию.

А случилось вот что)))

Восстановленная мельница
Восстановленная мельница

Я очень обрадовалась, когда увидела, что мельницу восстановили. В последний мой визит ее крылья были сломаны.

-138

Тем интереснее было посетить экспозицию внутри сооружения.

У входа лежали огромные жернова
У входа лежали огромные жернова
Все очень монументально
Все очень монументально
Экспозиция первого этажа. Ларь для муки
Экспозиция первого этажа. Ларь для муки
На первом уровне находились мужчина и женщина в красивых национальных костюмах - смотрители музея. Они приветливо приняли позднего туриста в моем лице и рассказали много интересного об этой мельнице.
На первом уровне находились мужчина и женщина в красивых национальных костюмах - смотрители музея. Они приветливо приняли позднего туриста в моем лице и рассказали много интересного об этой мельнице.
-143
Все шестерни из дерева
Все шестерни из дерева
-145
-146
Минимум металла
Минимум металла
Шестереночная передача от крыльев мельницы к жерновам
Шестереночная передача от крыльев мельницы к жерновам

Трудно представить мощь этого сооружения, когда все приходит в движение силой ветра

Выше вела еще одна крутая лесенка

Вал от мельничных крыльев
Вал от мельничных крыльев

о

Зерно сыпалось на жернова
Зерно сыпалось на жернова
Здесь засыпали зерно
Здесь засыпали зерно
-152

И еще выше можно подняться

-153

Я почти на самом верху и тут...

-154

Гаснет свет и я в полной темноте!

-155

А снизу раздается гневный голос: "Женщина!!! Как вам не стыдно! Туда нельзя! Там закрыто!" Я с удивлением осторожно спускаюсь ниже. Свет снова включили. Навстречу мне поднимается очень быстро мужчина - смотритель мельницы. Оказывается, лесенка на самый верх была перегорожена веревкой. Но передо мной поднимались юноша с девушкой и эту веревку сняли. Я же, не ведая о запрете, забралась на самый верх, вызвав справедливый гнев. Когда во всем разобрались, то долго извинялись и раскланивались друг перед другом. Я - за незнание, они - за претензию.))) Расстались друзьями.

Сложно человеку, привыкшему к таким просторам, красоте, воле, смириться с заключением в каменные муравейники. Наверно генетическая память заставляет нас, насытившихся урбанизацией, снова возвращаться ближе к природе. И неважно, какими умными словами называют этот процесс, дауншифтингом ли, рурализацией ли.

Спасибо всем, у кого хватило терпения дочитать и досмотреть бесконечно долгий рассказ о моих любимых Малых Корелах!

--------

Все фото авторские. Использование только с моего разрешения.

Интересно почитать о северном деревянном зодчестве можно здесь
http://kenozerjelive.ru/housetypes.htm